Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 20:43, реферат
Данный реферат посвящается изучению федеративного устройства Российской Федерации . Любое государство помимо сущности и социального назначения характеризуется также некоторыми внешними признаками, в совокупности образующими его форму. По форме государственного устройства различают унитарное и федеративное государства.
§ Введение 3
§ Верховенство Конституции и федеральных законов 4
§ Равноправие субъектов федерации 5
§ Государственная целостность 7
§Единство системы государственной власти 8
§Заключение 10
§Список литературы 11
Московская Государственная Академия Ветеринарной Медицины и Биотехнологии
им. К. И. Скрябина
Кафедра философии и социально-гуманитарных наук.
Реферат
по дисциплине «Правоведение»
на тему:
“Принципы федерального устройства современной России”
Выполнил: Студент 1 курса очного
отделения
Ветеринарно-биологического факультета
Тарасов.А.В
Руководитель: Тихомиров Никита Вадимыч
Москва
2014 г.
Содержание:
§ Введение
§ Верховенство Конституции
и федеральных законов
§ Равноправие субъектов федерации
§ Государственная целостность
§Единство системы государственной
власти
§Заключение
§Список литературы
Введение:
Данный реферат посвящается
изучению федеративного устройства Российской
Федерации . Любое государство помимо сущности
и социального назначения характеризуется
также некоторыми внешними признаками,
в совокупности образующими его форму.
По форме государственного устройства
различают унитарное и федеративное государства.
Унитарным называется государство, территория
которого для удобства управления делится
на административно-
§ Верховенство
Конституции и федеральных законов
В соответствии с Конституцией
РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской
Федерации и федеральные законы имеют
верховенство на всей территории Российской
Федерации». Верховенство федеральной
Конституции и федеральных законов на
всей территории РФ обеспечивает единство,
согласованность и стабильность всей
ее правовой системы.
Верховенство федеральных законов предполагает
точное и неуклонное их соблюдение, исполнение
и применение». Из этого вытекает требование
точного соответствия Конституции и федеральным
законам всех нормативных правовых актов,
принимаемых федеральными органами исполнительной
власти, а также законов и иных нормативных
правовых актов, принимаемых субъектами
Российской Федерации по предметам совместного
ведения Федерации и ее субъектов. Если
же противоречие обнаруживается, то применяется
норма Конституции или федеральный закон.
Акты, не соответствующие им, подлежат
в установленном порядке опротестованию,
приостановлению, отмене. В случае противоречия
между федеральным законом и иным актом,
изданным в Российской Федерации, действует
федеральный закон.
Разумеется, и по этим вопросам
возможны споры о компетенции в Конституционном
Суде Российской Федерации, однако такие
споры могут разрешаться только с сохранением
приоритета действия нормативного акта
субъекта Федерации вне пределов ведения
Российской Федерации и ее субъектов,
указанных в ч. 4 ст. 76 Конституции
Несмотря на то, что в Конституции
Российской Федерации определены основные
принципы верховенства Конституции и
федеральных законов, «данный основополагающий
государственный принцип нарушается».
Так, во многих республиках
Российской Федерации закреплено юридическое
верховенство их конституций по отношению
к федеральной Конституции (Ингушетия,
Калмыкия, Татарстан, Башкортостан, Тыва,
Кабардино-Балкарская Республика).
Некоторые субъекты установили в одностороннем порядке приоритет республиканского законодательства над федеральным, закрепили право приостановления на территории республики действия законов и иных нормативных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции или законам субъектов Российской Федерации (Саха, Коми, Тыва, Татарстан, Башкортостан).
§ Равноправие субъектов федерации
Конституция Российской Федерации
в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская
Федерация состоит из республик, краев,
областей, городов федерального значения,
автономной области, автономных округов
- равноправных субъектов Российской Федерации».
Это равноправие также состоит в предоставлении
всем субъектам Российской Федерации
прав принятия законов (ст. 76 К. РФ).Объем
принадлежащих исключительно Российской
Федерации предметов ведения и полномочий
должен быть достаточным для защиты интересов
всего многонационального народа России.
А они не могут быть защищены,
если Федерация не обеспечит единого правового
регулирования в сфере экономики, социального,
культурного развития, если не будут гарантированы
права и свободы человека и гражданина
в рамках всего исторически сложившегося
государства, не будет выработана единая
политика в сфере межнациональных отношений.
Необходимым условием для решения этих
задач в масштабе всей Федерации является
предоставление ей права устанавливать
систему федеральных органов законодательной,
исполнительной и судебной власти, а также
обеспечивать их эффективную деятельность.
Равноправие субъектов Российской Федерации
состоит также в равном представительстве
всех субъектов в Совете Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации: «В Совет
Федерации входят по два представителя
от каждого субъекта Российской Федерации:
по одному от представительного и исполнительного
органов государственной власти».
В то же время между субъектами Федерации имеются определенные различия в государственной организации субъектов, в частности: Республика является государством в составе Федерации .Она обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ. За республиками закреплено право на принятие Конституций, в то время как остальные субъекты Федерации принимают Уставы «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство» Республики в составе РФ самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики. Помимо этого республики имеют право на именование своих органов государственной власти высшими . Так, каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган - Парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое Правительство; Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Только республики наделены правом устанавливать свои государственные языки . Провозглашение национальных языков государственными в республиках идет весьма интенсивно. В ряде республик государственными провозглашены несколько языков. Так, в Кабардино-Балкарской Республике государственными кроме русского являются кабардинский и балкарский, а в Республике Марий Эл - марийский луговой и марийский горный языки. Во многих республиках наряду с национальным в качестве государственного определен также русский язык
Различие и в наличии
республиканского гражданства;Каждая
республика имеет право на государственную
символику. Каждая республика самостоятельно
утверждает Государственный герб, Государственный
флаг и Государственный гимн . Здесь следует
отметить, что важным компонентом конституционно-правового
статуса РФ являются ее государственные
символы - Государственный флаг, Государственный
герб и Государственный гимн . Конституции
республик в составе Российской Федерации,
как правило, подчеркивают национальный
характер своей государственности. Закрепляется
главенствующая роль титульной нации
в политике государства, ей же отдается
предпочтение в процессах принятия решений
по общереспубликанским вопросам (Коми,
Удмуртия, Бурятия, Башкортостан).
§ Государственная целостность
Федеративное устройство Российской
Федерации основано на ее государственной
целостности.Ч. 3 ст. 4 Конституции РФ говорит,
что «РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность
своей территории».
А ч. 3 ст. 5 К. РФ, что «федеративное устройство
РФ основано на ее государственной целостности
…».
Российская Федерация состоит из государств,
государственно-территориальных и национально-государственных
образований, созданных для достижения
общих целей с помощью федеральной власти.
Это предполагает стремление субъектов
РФ к государственному, политическому
и социально-экономическому единству,
которое выражается в государственной
целостности Российской Федерации .
Государственная
целостность Российской Федерации обеспечивается
целостностью и неприкосновенностью ее
территории; единством экономического
пространства, которое не допускает установления
таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо
препятствий для свободного перемещения
товаров, услуг и финансовых средств ,
верховенством Конституции РФ и федеральных
законов на всей территории Российской
Федерации ,единым гражданством Российской
Федерации ; отсутствием у субъектов Российской
Федерации права выхода из состава Федерации
или иного изменения своего статуса без
согласия Российской Федерации . Целостность
и неприкосновенность территории является
одним из основных элементов безопасности
государства, а их защита и обеспечение
- одной из важнейших его функций.
Безопасность Российской Федерации, включающая
обеспечение целостности и неприкосновенности
ее территории, достигается единой государственной
политикой в данной области, соответствующими
краткосрочными и долгосрочными федеральными
программами, системой мер экономического,
политического, организационного и иного
характера.
§ Единство системы государственной власти
Закрепляя принцип разделения
государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную .
Федеративное устройство Российской
Федерации основано на единстве системы
государственной власти
Единство системы государственной власти
- одна из гарантий государственной целостности
Российской Федерации. «Одновременно
это единство выступает в качестве одного
из важнейших проявлений суверенитета
Российской Федерации»1.Единство системы
государственной власти выражается в
наличии единого органа или системы органов,
составляющих в своей совокупности высшую
государственную власть.
В Российской Федерации государственная
власть реализуется системой, в которую
входят федеральные государственные органы
- Президент, законодательные, исполнительные
и судебные органы, а также государственные
органы всех субъектов Федерации (ст. 11
Конституции РФ).
«Федеральная государственная власть
распространяется на всю территорию Российской
Федерации и осуществляется Президентом
РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством
РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным
Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ
и Генеральным прокурором РФ. Федеральные
органы государственной власти в рамках
Конституции и законов Российской Федерации
обеспечивают единство системы государственной
власти в Российской Федерации
Единство государственной власти в системе
представительных и законодательных органов
государственной власти обеспечивается:
правом участия представительных и законодательных
органов субъектов Российской Федерации
в федеральном законодательном процессе;
правом участия местных представительных
органов в законодательном процессе субъектов
Российской Федерации;
правом отмены Федеральным Собранием
РФ по заключению Конституционного Суда
РФ законов субъектов Российской Федерации,
нарушающих Конституцию и законы Российской
Федерации;
правом отмены представительными и законодательными
органами субъектов Российской Федерации
по заключению конституционных (уставных)
судов субъектов Федерации решений местных
представительных органов, нарушающих
Конституцию и законы Российской Федерации,
конституции (уставы) и законы субъектов
Российской Федерации.
Единство государственной власти
в системе исполнительных органов государственной
власти обеспечивается:
подчинением органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации решениям
федеральных органов исполнительной власти
в пределах, установленных Конституцией
и законами Российской Федерации;
подчинением местных органов исполнительной
власти решениям органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
в пределах, установленных конституциями
(уставами) и законами субъектов Российской
Федерации.
Информация о работе Принципы федерального устройства современной России