Принципы федерального устройства современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 20:43, реферат

Краткое описание

Данный реферат посвящается изучению федеративного устройства Российской Федерации . Любое государство помимо сущности и социального назначения характеризуется также некоторыми внешними признаками, в совокупности образующими его форму. По форме государственного устройства различают унитарное и федеративное государства.

Содержание

§ Введение 3
§ Верховенство Конституции и федеральных законов 4
§ Равноправие субъектов федерации 5
§ Государственная целостность 7
§Единство системы государственной власти 8
§Заключение 10
§Список литературы 11

Вложенные файлы: 1 файл

Printsipy_federalnogo_ustroystva_sovremennoy_Ro.docx

— 24.87 Кб (Скачать файл)

Московская Государственная Академия Ветеринарной Медицины и Биотехнологии

им. К. И. Скрябина

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук.

 
 
 
 
 
 
Реферат

по дисциплине «Правоведение»

на тему:

“Принципы федерального устройства современной России”

 

 
 
 
 
 
Выполнил:       Студент 1 курса очного отделения

Ветеринарно-биологического факультета

Тарасов.А.В

 

Руководитель:    Тихомиров Никита Вадимыч

 
Москва

2014 г.

 

 

 

Содержание:

§ Введение                                                                                                             3 
§ Верховенство Конституции и федеральных законов                                     4 

§ Равноправие субъектов федерации                                                                  5 

§ Государственная целостность                                                                           7  

§Единство системы государственной власти                                                      8

§Заключение                                                                                                          10

§Список литературы                                                                                             11

 

 

Введение:

       Данный реферат посвящается  изучению федеративного устройства Российской Федерации .  Любое государство помимо сущности и социального назначения характеризуется также некоторыми внешними признаками, в совокупности образующими его форму. По форме государственного устройства различают унитарное и федеративное государства. Унитарным называется государство, территория которого для удобства управления делится на административно-территориальные единицы, не обладающие самостоятельностью. Все эти территориальные единицы управляются из центра. В таком государстве создается единая централизованная система государственных органов: один парламент, один президент, одно правительство, власть которых распространяется на всю территорию государства. В унитарном государстве существуют также единое законодательство, единое гражданство. Федеративное государство – это союз государственных образований,  каждое из  которых  обладает  определенной  самостоятельностью.  Субъекты   такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     §  Верховенство Конституции и федеральных законов                              

            В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы.  
Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение». Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Разумеется, и по этим вопросам возможны споры о компетенции в Конституционном Суде Российской Федерации, однако такие споры могут разрешаться только с сохранением приоритета действия нормативного акта субъекта Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и ее субъектов, указанных в ч. 4 ст. 76 Конституции  
   Несмотря на то, что в Конституции Российской Федерации определены основные принципы верховенства Конституции и федеральных законов, «данный основополагающий государственный принцип нарушается». Так, во многих республиках Российской Федерации закреплено юридическое верховенство их конституций по отношению к федеральной Конституции (Ингушетия, Калмыкия, Татарстан, Башкортостан, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика).

Некоторые субъекты установили в одностороннем порядке приоритет республиканского законодательства над федеральным, закрепили право приостановления на территории республики действия законов и иных нормативных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции или законам субъектов Российской Федерации (Саха, Коми, Тыва, Татарстан, Башкортостан).

 
                      § Равноправие субъектов федерации 
          Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации». Это равноправие также состоит в предоставлении всем субъектам Российской Федерации прав принятия законов (ст. 76 К. РФ).Объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для защиты интересов всего многонационального народа России.

А они не могут быть защищены, если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего исторически сложившегося государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений. Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность. Равноправие субъектов Российской Федерации состоит также в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти». 

          В то же время между субъектами Федерации имеются определенные различия в государственной организации субъектов, в частности: Республика является государством в составе Федерации .Она обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе РФ. За республиками закреплено право на принятие Конституций, в то время как остальные субъекты Федерации принимают Уставы «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство»  Республики в составе РФ самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики. Помимо этого республики имеют право на именование своих органов государственной власти высшими . Так, каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган - Парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое Правительство; Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Только республики наделены правом устанавливать свои государственные языки . Провозглашение национальных языков государственными в республиках идет весьма интенсивно. В ряде республик государственными провозглашены несколько языков. Так, в Кабардино-Балкарской Республике государственными кроме русского являются кабардинский и балкарский, а в Республике Марий Эл - марийский луговой и марийский горный языки. Во многих республиках наряду с национальным в качестве государственного определен также русский язык 

     Различие и в наличии республиканского гражданства;Каждая республика имеет право на государственную символику. Каждая республика самостоятельно утверждает Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн . Здесь следует отметить, что важным компонентом конституционно-правового статуса РФ являются ее государственные символы - Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн . Конституции республик в составе Российской Федерации, как правило, подчеркивают национальный характер своей государственности. Закрепляется главенствующая роль титульной нации в политике государства, ей же отдается предпочтение в процессах принятия решений по общереспубликанским вопросам (Коми, Удмуртия, Бурятия, Башкортостан). 

 

                   § Государственная целостность

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.Ч. 3 ст. 4 Конституции РФ говорит, что «РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». 
А ч. 3 ст. 5 К. РФ, что «федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности …». 
Российская Федерация состоит из государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности Российской Федерации .  
          Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств , верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации ,единым гражданством Российской Федерации ; отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации . Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших его функций. 
Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.  

 

 

 

 

 

             § Единство системы государственной власти 
       Закрепляя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную .  
Федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти 
Единство системы государственной власти - одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. «Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации»1.Единство системы государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

           В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции РФ). 
«Федеральная государственная власть распространяется на всю территорию Российской Федерации и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральным прокурором РФ. Федеральные органы государственной власти в рамках Конституции и законов Российской Федерации обеспечивают единство системы государственной власти в Российской Федерации

 
Единство государственной власти в системе представительных и законодательных органов государственной власти обеспечивается: 
правом участия представительных и законодательных органов субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе; 
правом участия местных представительных органов в законодательном процессе субъектов Российской Федерации; 
правом отмены Федеральным Собранием РФ по заключению Конституционного Суда РФ законов субъектов Российской Федерации, нарушающих Конституцию и законы Российской Федерации; 
правом отмены представительными и законодательными органами субъектов Российской Федерации по заключению конституционных (уставных) судов субъектов Федерации решений местных представительных органов, нарушающих Конституцию и законы Российской Федерации, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации. 

Единство государственной власти в системе исполнительных органов государственной власти обеспечивается: 
подчинением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениям федеральных органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией и законами Российской Федерации; 
подчинением местных органов исполнительной власти решениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Принципы федерального устройства современной России