Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:30, контрольная работа
Цель исследования состоит в разработке концептуальных основ системы управления кадровым потенциалом.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
провести анализ состояния кадрового потенциала региона и муниципального образования на настоящий момент и исходя из перспективной задачи;
структурировать проблемы совершенствования и развития кадрового потенциала;
выработать рекомендации по совершенствованию систем финансирования и контроля кадрового обеспечения.
Введение 3
Понятие, сущность, основные характеристики кадрового потенциала 5
Воспроизводство кадрового потенциала 7
Концепция развития кадрового потенциала 8
Цели и задачи концепции 10
Особенности кадрового потенциала государственной и муниципальной службы 11
Основные принципы работы с персоналом государственной и муниципальной службы 14
Заключение 15
Список литературы 17
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГМУ»
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
По дисциплине: ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ
На тему: Характеристика кадрового потенциала
органов регионального и муниципального
управления
Выполнил:
Студент 3 курса
6 семестр
Липова Евгения Александровна
Муравленко, 2013
Оглавление
Структурная перестройка экономики региона невозможна без создания эффективного механизма управления развитием его кадрового потенциала, научной проработки методов кадрового обеспечения территориальных структур. В субъектах Российской Федерации формируются новые системы территориального управления и местного самоуправления, которые в наибольшей мере должны быть ориентированы на реальный и устойчивый рост уровня жизни населения.
Из-за низкого уровня профессиональной подготовки муниципальных кадров особо значимым является теоретическая разработка социально-экономических механизмов воспроизводства специалистов муниципальной структуры.
Проблема управления кадровым потенциалом региона носит междисциплинарный характер, что обуславливает необходимость применения в ее разрешении комплексных подходов, с учетом экономических, юридических, социологических, психологических и других факторов. Она не обойдена вниманием науки, сложились научные школы, обоснованы разнообразные концепции, издается литература, налажена подготовка специалистов.
Вместе с тем комплексный анализ соответствующей научной литературы показал, что проблемам управления кадровым потенциалом региона, концепции, практике и перспективам его развития, создания внебюджетных источников финансирования кадрового обеспечения регионов, особенно на уровне местного самоуправления, системе поиска и отбора руководящих кадров уделяется недостаточное внимание. Практически отсутствует методология разработки и создания эффективной системы управления кадровым потенциалом региона.
Объектом исследования является процесс управления кадровым потенциалом.
Предмет исследования – управленческие и связанные с ними социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и развития кадрового потенциала.
Цель исследования состоит в разработке концептуальных основ системы управления кадровым потенциалом.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Теоретической и методологической базой исследования являются положения Конституции РФ и законы РФ, Послания Президента РФ федеральному Собранию, касающиеся вопросов кадрового обеспечения региональных и муниципальных структур, труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам управления персоналом.
Понятие "кадровый потенциал" отражает ресурсный аспект социально-экономического развития. Кадровый потенциал можно определить как совокупность способностей всех людей, которые заняты в данной организации и решают определенные задачи.
Под кадровым потенциалом общества понимается совокупность способностей всех работников для осуществления определенных целей и требований, стоящих перед обществом.
Под кадровым потенциалом регионального управления понимается совокупность способностей и возможностей персонала регионального управления, которые реализуются для достижения текущих и перспективных целей в интересах региона и государства.
Под кадровым потенциалом муниципального управления понимается совокупность способностей и возможностей персонала муниципального управления, которые реализуются для достижения текущих и перспективных целей в интересах муниципального образования, региона и государства.
Отсюда и уровень внимания власти к вопросу формирования и развития своего кадрового потенциала. Он легко просматривается в зависимости от уровня должности первого руководителя, непосредственно отвечающего за кадровую политику в области. Все чаще мы замечаем, что данное направление выносится на уровень заместителя губернатора по кадровой работе, что совершенно правильно, так как в конечном итоге "кадры решают все". В условиях реформирования экономики значение кадровых органов огромно, и именно этим органам следует отдавать приоритет при построении схемы управления регионом и муниципальным образованием.
В настоящее время, когда идет процесс перераспределения полномочий от федерального Центра на региональный и местный уровни, на эти два уровня власти ложится основная тяжесть в решении вопросов управления кадровым потенциалом.
Задачей территориального управления кадровым потенциалом является изыскание способов повышения творческого, интеллектуального потенциала людей, направления их действий на развитие экономики региона и муниципальных образований, оптимизацию структур и механизмов управления в зависимости от сложившегося менталитета территорий.
Тот факт, что без удовлетворения все более широкого круга материальных, социальных и духовных потребностей большей части населения невозможно нормальное развитие государства и тем более его жизнеспособности в мировой экономической системе, стало экономической аксиомой. В условиях профессионального, стабильного и авторитетного для общественного мнения корпуса государственных и муниципальных служащих.
Рассмотрим процесс воспроизводства кадрового потенциала через процесс воспроизводства рабочей силы, разделив его на четыре фазы.
Первой фазой воспроизводственного процесса рабочей силы является фаза ее производства. Это биологическое, материально-вещественное, морально-этическое и др. производство рабочей силы. Необходимо, чтобы человек просто появился на свет, для чего должны быть созданы соответствующие условия. Для этого создается семья, создаются условия для рождения здорового ребенка, его обучения и воспитания. Только тогда родившийся ребенок начнет превращаться в элемент кадрового потенциала. Если рассмотреть эту фазу с точки зрения кадрового потенциала, то именно здесь происходит определение приоритетов в развитии кадров, то есть конкретных направлений профессий, специальностей, квалификаций в которых общество испытывает нужду для нормального развития. Здесь государству надо создать условия для скорейшего развития дефицитных специальностей.
Вторая фаза воспроизводственного процесса, условно назовем ее “потребление рабочей силы” – это не просто использование рабочей силы, а деятельность специалистов, в ходе которой, раскрывается их трудовой и творческий потенциал. Сам факт, что человек трудится на своем рабочем месте и есть процесс накопления определенного опыта, знаний, навыков. На данной фазе кадровый потенциал воспроизводится в процессе производства.
Третьей фазой воспроизводственного процесса является распределение рабочей силы. Через социально-экономические механизмы необходимо обеспечить качественное и количественное соответствие рабочей силы и рабочих мест, тесную связь бизнес-планов производства, капитальных вложений с наличием необходимой “критической” массы трудовых ресурсов.
Кадровая политика требует концептуального подхода, необходимо создать систему, позволяющую оптимально управлять кадровым потенциалом региона и муниципального образования.
При разработке и реализации системных и общих мер по развитию и обновлению кадрового потенциала органов регионального и муниципального управления необходимо исходить из следующих этапов:
Первый этап – программно-целевое планирование – состоит в разработке программ достижения цели концепции, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур, методик и мероприятий по достижению поставленной цели концепции, кадровых технологий, закрепленных в документах и формах с учетом возможных изменений.
Второй этап – реализация – состоит в выполнении комплекса мероприятий, обеспечивающих устойчивое ускоренное развитие и улучшение квалификационной и возрастной структуры кадров в соответствии с возрастающими производственными, структурными потребностями, масштабное привлечение молодых специалистов и рост эффективности их занятости, создание новых структур кадровых подразделений, кадрового резерва.
Третий
этап – анализ полученных результатов
– должен характеризоваться формированием
кадрового потенциала, в основном отвечающего
по своим количественным и качественным
параметрам, профессионально-
Основными результатами реализации мероприятий станут:
Цель концепции – совершенствование и развитие кадрового потенциала органов государственной власти и местного самоуправления и приведение его в соответствие со стратегией развития региона, характером решаемых задач и требованиями действующего законодательства.
Основными задачами концепции являются:
1. Создание
правового пространства, достаточного
для обеспечения легитимности
деятельности по развитию
2. Создание
инфраструктуры, обеспечивающей развитие
кадрового потенциала на всех
уровнях региональной
3. Комплектование организационных структур, ведущих работу с персоналом, опытными и компетентными специалистами.
4. Методическое
обеспечение деятельности по
управлению персоналом органов
государственной власти и
5. Организационное,
материально-техническое и
В интересах, как организации, так и персонала должны предприниматься последовательные усилия, противодействующие "моральному и физическому износу" рабочей силы - ее устареванию. Обеспечение постоянного соответствия уровня профессиональной компетенции персонала государственной и муниципальной службы требованиям развития экономики и социальной сферы для наиболее эффективного достижения принимаемых целей возможно при активном внимании к таким факторам как:
Использование вышеуказанных факторов возможно через реализацию соответствующего альтернативного подхода к развитию персонала.
Первый подход – это внешний найм, или количественное развитие персонала.
В условиях значительной безработицы, когда есть возможность выбирать из большого числа претендентов, новые формы найма рабочей силы все заметнее вытесняют традиционную систему. В основе более гибких и выгодных форм лежит признание возрастающей значимости внешней мобильности сотрудников, по сравнению с внутренней. Следствием смещения акцента в кадровой работе на внешние источники найма является, во-первых, ослабление роли такого принципа найма как устойчивость отношений занятости; во-вторых, возрастание значения отношений с группами работодателей, которые в большей мере выходят за рамки традиционного нормативного регулирования.