Цели и стратегии развития муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:17, реферат

Краткое описание

Муниципальное управление призвано обеспечить условия для обеспечения самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса, посредством имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюджета, имущественных прав муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством, решая вопросы местного значения.

Содержание

Введение
Главная цель муниципального управления………………….………………….4
Понятие муниципального управления…………………………..………………7
Цель и перечень задач муниципального управления………….………………..9
Стратегическое управление муниципальным образованием…..……………..11
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

титульный лист.docx

— 31.84 Кб (Скачать файл)

Для достижения поставленных целей и решения вышеперечисленных  задач необходимо использовать систему  методов управления. Методы управления — это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект. На практике применяется множество методов управления, различных по своему содержанию (в зависимости от того, какие отношения управления они выражают), назначению (средством реализации каких законов они являются), по связям с мотивами деятельности (какие из этих мотивов выражают), по формам применения (единоличные, коллегиальные, коллективные) и другим признакам.

Важное место в этой системе принадлежит методам, цель которых — воздействие на коллективы, определенных работников . и целостные социаль­но-экономические системы для достижения целей и задач, поставленных перед данным звеном системы, в том числе: нормативных, экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических.

 Методы управления  используются не изолированно, а  комплексно. Поэтому управленческая  деятельность проявляется как результирующая приложения различных методов и средств. Каждая группа методов имеет свои специфические особенности, собственные формы проявления и рамки применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегическое управление муниципальным образованием

Переход к рыночной экономике  в России привел к изменению муниципального менеджмента, которые заключаются  в том, что доказавшие свою результативность методы и приемы коммерческого менеджмента  переносятся на практику муниципального управления. Наиболее яркими примерами  этого являются стратегическое управление муниципальным образованием (МО). Стратегическое управления муниципальным образованием - это процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.

Система стратегического  управления муниципальным образованием представляет собой часть общего управления и включает в себя следующие  составные части: получение, анализ и оценка необходимой информации; выработка и принятие решений  и организация их выполнения; анализ полученных результатов и внесение корректировок в ход дальнейшей работы. Указанные составные части  в отличие от текущего управления нацелены на решение глобальной задачи управления. Помимо определения видения, миссии и целей каждая стратегическая программа включает в себя характеристику потребности в ее разработке, описание места программы в общей или  функциональной стратегии, формулировки общей цели и целей подсистем (участников программы), описание взаимосвязей подсистем и ресурсов, необходимых  для реализации программы и т.д.

Механизм разработка пакета стратегических документов состоит  из следующих этапов:

1. Изучение внешних условий, анализ тенденций и ресурсов развития территории: определение приоритетов развития, анализ и согласование интересов участников развития территории. При анализе ресурсов важно провести такую оценку, при которой может возникнуть новый взгляд на них и новые возможные направления развития территории.

2. Разработка концепции, которая представляет собой документированное закрепление приоритетов развития территории, выбранных на основе предшествующего анализа и прогнозирования ее развития, а также разработка комплексной программы развития и  целевых программ.

3. Согласование и стыковка  целевых программ, соответствующих  друг другу и приоритетам развития  муниципального образования, их  непротиворечивости, отсутствия дублирования на содержательном и организационном уровнях и т.п.

4. Экспертиза программ  и проектов, включающая помимо  оценки соответствия приоритетам  экономическую, социальную, экологическую  и другие виды оценок.

Задача стратегических программ: привести к росту потенциала муниципального образования, обеспечить его конкурентными  преимуществами на региональном, федеральном  и международном уровнях. А также  реально изменить в лучшую сторону  уровень и качество жизни населения. Перспектива устойчивого развития муниципального образования значительно  более реальна, если в наличии  несколько вариантов сценариев  и постоянно корректируемой стратегии  развития территории, учитывающей изменения  внешних условий, в том числе  макроэкономических, политических, экологических  и других факторов.

Местное самоуправление призвано решать задачи жизнедеятельности населения, имея непосредственный контакт с  ним, ощущая его насущные проблемы, местные власти должны управлять  портфелем вопросов местного значения, не забывая при этом о задачах  стратегического управления. До недавнего  времени самой популярной стратегией, озвучиваемой органами местного самоуправления, была стратегия выживания, хотя на самом  деле успешность работы отдельных муниципальных  образований свидетельствует об активной позиции и развитии. О  том, насколько эффективна действующая  стратегия, судить можно по количественным и качественным результатам деятельности конкретного муниципального образования.

Для разработки стратегии  развития необходимо сформулировать действующую  стратегию и оценить ее. Оценка стратегии с качественной точки  зрения заключается в целостности  и ее внутренней согласованности (системности), а также обоснованности и соответствии реальной ситуации. Количественные результаты проявляются в фактическом состоянии  социально-экономического положения  МО, что находит свое подтверждение  в данных статистической отчетности. Результативность действующей стратегии  зависит от социальной активности населения, притока инвестиций, а также содержания функциональных составляющих стратегии: рациональность каждой составляющей стратегии (политик, проектов и программ), последние  действия администрации, субъектов  бизнеса и местного сообщества.

Стратегии развития муниципального образования - это важнейший элемент, в котором формируются окончательные  выводы о целях социально-экономического развития территории, факторах и механизме  его достижения, а также о методах  управления этим развитием. Выводы делаются с учетом новых тенденций и  особенностей социально-экономического развития региона, страны и муниципального образования. В основу концепции  должны быть положены разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявление  приоритетных направлений развития муниципального образования, анализ ресурсов развития, а также конкурентные преимущества муниципального образования.

На основе концепции стратегии  развития муниципального образования  формируется план конкретных стратегических действий, представляющий собой вектор развития муниципального образования и имеет следующий порядок формирования:

• стратегический анализ муниципального образования;

• разработка и оценка сценариев развития на основе эталонной и действующей стратегий;

• выработка философии развития муниципального образования, включающая в себя определение видения, миссии, целей и задач муниципального образования;

• определение подходов и методов разработки стратегических планов и действий.

Ключевые звенья концепции  развития муниципального образования - это определение его видения, миссии, целей и задач, то есть то, что называют философией развития. При стратегическом управлении важно  помнить о так называемой иерархической  структуре стратегии, которая заключается  в следующем: то, что на высшем уровне управления считается средством  достижения каких-либо целей, на более  низких уровнях оказывается целью. Из этого следует, что стратегия, разработанная для организации  в целом, выступает в качестве цели по отношению к структурным  подразделениям организации. На основании  указанной цели и разрабатываются  функциональные стратегии (политики) структурных  подразделений, которые, в свою очередь, являются целями отдельных более  мелких подразделений организации  или отдельных работников.

Все подходы к разработке стратегии муниципального образования  сводятся к тому, что стратегия  представляет собой сочетание стратегического  анализа и интуиции разработчиков, коими в первую очередь должны являться те субъекты, которые затем  будут детализировать и реализовывать  стратегию. Важным является и то, что  стратегия никогда не может быть продумана и просчитана до конца, а ее корректировка по мере изменения  внешних и внутренних условий - необходимая  процедура. К тому же универсального, пригодного на все случаи жизни метода разработки стратегии не существует.

Видение муниципального образования  изнутри направлено на описание потенциала муниципального образования (его сильных  сторон) и назревших проблем, определение  ключевых компетенций, а также особенностей управления территорией и ориентации самого муниципального образования. На данном этапе особое искусство состоит  в умелом трансформировании множества  слабых сигналов в систему, представляющую настоящее и будущее состояние  МО. Являясь платформой мотивации  развития муниципального образования, миссия отражает своего рода амбиции  лидера и его команды. Поэтому  при разработке миссии учитывается  не только потенциал муниципального образования и его взаимодействие с внешней средой, но и взаимодействие субъектов целеполагания (власть бизнес, сообщество), имидж МО и многое другое.

Отталкиваясь от формулировки миссии, необходимо перейти к разработке стратегических целей МО. Известный  голландский консультант Виссема Х. выделяет три типа стратегических целей:

• корпоративные (цели муниципального образования в целом);

• бизнес - цели (цели однородной группы конкретной деятельности);

• функциональные (цели функциональной деятельности).

Подобный подход не учитывает  оценку влияния целей внешней  среды и целей муниципального образования как системы. Поэтому  при определении целей муниципального образования лучше использовать подход, основанный на учете экспертных мнений основных субъектов целеполагания: представителей власти, местного сообщества (населения) и бизнеса.

 

 

Заключение

Местное самоуправление в  силу того, что оно наиболее близко к проблемам населения, способно решать проблемы людей эффективней, чем любой другой уровень власти.

 Место и роль муниципального  управления в местном самоуправлении  определяется следующими характеристиками:

 а) муниципальное управление - конкретный вид деятельности  по осуществлению местного самоуправления, имеющий функциональную и компетенциональную специфику;

 б) муниципальное управление - это прерогатива только органов  муниципального управления (местного  самоуправления);

в) муниципальное управление - в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного  непосредственного руководства  экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;

 г) муниципальное управление - подзаконная деятельность, регламентируемая  муниципальным правом.

 Внутренняя эффективность  муниципального управления —  эффективность работы органов  местного самоуправления, которая  заключается в эффективности  выработки, принятия, организации  исполнения решений, обеспечивающих  наращивание, развитие и рациональное  использование потенциала личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса,  их самодостаточность. 

 Внешняя эффективность  — эффективность, т.е. степень  соответствия целей и результатов  деятельности органов местного  самоуправления потребностям и  интересам населения, уровень  удовлетворенности запросов населения  в услугах данного рода.

Эффективность и целесообразность органов местного самоуправления для  населения предполагает необходимость  развития муниципальной демократии, более действенных условий для  самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки  инициатив и самодеятельности граждан. Можно с уверенностью утверждать, что миссией муниципального управления является повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования.

Литература

http://xreferat.ru/22/7387-1-celi-i-principy-municipal-nogo-upravleniya.html

http://www.coolreferat.com/Эффективность_муниципального_управления

 


Информация о работе Цели и стратегии развития муниципального управления