Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 07:45, реферат
Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, анализ правовых основ исчисления и взимания акцизов в России, разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования процесса обложения акцизами для повышения эффективности последнего.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой
системы;
- изучить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;
- изучить роль акцизов в формировании федерального бюджета России.
Введение
Основная часть
1. Акцизы. Общая характеристика
2. История возникновения акцизов
3. Роль акцизов в федеральном бюджете
4. Налоговые ставки, налоговая база и порядок исчисления акциза
Заключение
Список литературы
Федеральное
государственное бюджетное
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский университет дружбы народов» в г. Якутске
Налоги и налогооблажения.
Реферат на тему: Акцизы.
Выполнил: студент ЭЭ-4 Заочного отделения
Попов Сергей Степанович.
Проверил:
Якутск 2013
Содержание
Введение
Основная часть
1. Акцизы. Общая характеристика
2. История возникновения акцизов
3. Роль акцизов в федеральном бюджете
4. Налоговые ставки, налоговая база и порядок исчисления акциза
Заключение
Список литературы
Введение
Становление современной
российской налоговой системы, создание
нормативно-правовой основы ее функционирования,
а также процесс активного
законотворчества в сфере налогообложения,
развивающийся в Российской Федерации
в течение последних нескольких
лет, вызывают необходимость комплексного
научного анализа причин, сущности
и последствий отдельных
Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства.
Акцизам - разновидности
косвенных налоговых платежей —
законодатель уделяет в последнее
время пристальное внимание. Перспективность
существования акцизов
Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых изъятий в виде акцизов, требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой • природы косвенных налогов.
Принятие Налогового кодекса
Российской Федерации заложило фундаментальную
основу правового регулирования
налоговых отношений в России.
В настоящее время главой 22 НК
РФ определены основные элементы налогообложения
акцизами - налогоплательщики, объект
налогообложения, налоговая база, налоговый
период, налоговая ставка, порядок
исчисления, порядок и сроки уплаты
налога. В соответствии с положениями
Налогового кодекса принят также
ряд подзаконных нормативно-
Вместе с тем, анализ действующего
законодательства о налогах и
сборах и правоприменительной практики
позволяет выявлять негативные тенденции
процесса нормативного регулирования
налоговых отношений и
Целью исследования является
углубление научных знаний о правовой
природе и юридическом
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой
системы;
- изучить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;
- изучить роль акцизов в формировании федерального бюджета России.
Акцизы. Общая характеристика
История возникновения акцизов
Первое упоминание об акцизах
относится к эпохе Древнего Рима.
Таким образом, акцизы можно считать
старейшей формой косвенного налогообложения.
Уже в древние времена
В Российской империи под
акцизом подразумевался косвенный
налог только на предметы внутреннего
производства, выделываемые и продаваемые
частными лицами, взимаемый собственно
с потребления. Акцизная система
была тесно связана с системами
государственных монополий и
таможенным налогообложением. В отличие
от современных систем акцизного
обложения до 1917г. в России акцизами
облагались импортируемые товары –
они подлежали обложению
В конце XIX – начале XX в. объектами акцизного обложения были:
1. свеклосахарное производство;
2. крепкие напитки;
3. табак;
4. осветительные нефтяные масла;
5. зажигательные спички.
До 1 января 1881г. существовал акциз с соли.
Акциз со свеклосахарного производства впервые был введен в 1848г. акциз исчислялся по количеству суточной добычи, в зависимости от процентного (норма 3%) содержания сахара в свекловице и от числа емкости силы снарядов и составлял от 90 до 60 коп. с пуда пробеленного песка. В связи с усовершенствованием производства сахара и повышением норм выходов песка из свекловицы и норм работы снарядов в 1864г. установлено вместо одной три нормы (4.5, 5 и 6%) и акциз был понижен до 20 коп.
Акцизы с крепких напитков взимались по Уставу о питейном сборе от 4 июля 1861г. По этому уставу сбор с крепких напитков состоял из: патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены:
1.
спирт и вино, выкуренные из
разного рода хлеба, картофеля,
2.
спирт, выкуренный из
3. портер, пиво всех родов и мед;
4.
брага, приготовляемая на
Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирт из подвалов в продажу.
Акциз со спирт, вина и водок из свеклосахарных остатков, медовой пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них безводного спирта и взимался в казну по мере их продажи в размере 9,25 коп. с градуса по металлическому спиртометру ( с 0,01 ведра безводного спирта). К концу 90 гг. XIX в. акциз взимался по 10 коп. с градуса или по 10 коп. с ведра безводного спирта.
Акциз с пива исчислялся «по силе и продолжительности действия заводов» и вносился вперед за все назначенные в объявлении заводчика дни; с меда – по вместимости котлов и числу дней варки. Акциз с пива взимался в размере 30 коп. с ведра емкости заторного чана.
Акциз с медоварения взимался по вместимости котлов по 50 коп. с ведра за каждый день действия завода. Патентный сбор с медоваренных заводов, имеющих котлы емкостью от 10 до 25 ведер, составлял 10 руб., от 25 до 35 ведер – 20 руб. Затем за каждые 10 ведер емкости котлов прибавлялось по 10 руб.
Акциз с дрожжей взимался в размере 10 коп. с фунта дрожжей внутреннего производства и 14 коп. с фунта дрожжей, привозимых из-за границы. Патентный сбор взимался в размере 10 руб. с завода для приготовления хлебных прессованных дрожжей, без винокурения, и 18 руб. с завода для пивных дрожжей.
Акциз с табака. Взимание этого акциза производилось посредством бандеролей, которые отпускались лишь лицам, имевшим патент на фабрику (бандероли должны были выкупаться на сумму, определенную Уставом 1871г.).
В 1887г. был установлен следующий тариф бандерольного обложения: курительный табак за 1 фунт 1-го сорта – 90 коп.; 2-го – 48 коп.; 3-го 30 коп.; папирос 1-го сорта – 20 коп.; 2-го сорта – 9 коп.
Акциз с осветительных нефтяных масел был установлен в 1872г. как акциз с «фитогенного производства» по 27 коп. с 1 пуда, исчисленного по емкости перегонных кубов, но в 1877г. был отменен (в 1859 – 1872 гг. производство керосина носило предмет монополии и добывание нефти частными лицами было запрещено). Акциз с зажигательных спичек первоначально был введен в 1849г. в размере 1 руб. с 1000 штук в городской доход (производство спичек допускалось только в столицах). Производство спичек было разрешено повсеместно в 1859г., а в 1860г. акциз был отменен.
Акциз вновь вводится в 1888г.
Доход казны состоял из патентного
сбора со спичечных фабрик и акциза,
взимаемого посредством бандероли
в следующих размерах: с упаковки,
содержащей не более 75 спичек российского
производства, - 0,25 коп., с импортируемых
– 0,5 коп.; а с упаковки, содержащей
до 300 спичек российского производства,
- 1 коп., с импортируемых – 2 коп. Экспортируемые
спички перевозились без обложения,
по должны были снабжаться печатью
акцизного надзора и
Роль акцизов в федеральном бюджете
Структура доходов консолидированного
бюджета Российской Федерации характеризуется
высокой долей косвенных
Стабильность доходов
обуславливается высокой
По данным МНС России около четверти всех поступлений акцизов в консолидированный бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную продукцию. Основная их часть приходится на группу «спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия», доля которых вместе со спиртом этиловым из пищевого сырья в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет за последние 7 лет составляла не менее 1,8 %
По оперативным данным
Федеральной налоговой службы, в
консолидированный бюджет Российской
Федерации в 2009г. поступило налогов,
сборов и иных обязательных платежей,
администрируемых ФНС России, (без
учета единого социального
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,5%, налога на прибыль организаций - 20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 18,7%, налога на добычу полезных ископаемых - 16,8% . На акцизы же приходится 5,2% от общего объема.
В 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 327,4 млрд.рублей, что на 4,0% больше по сравнению с 2008 годом. Основную часть поступлений (85,4%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин увеличилась по сравнению с 2008г. соответственно на 3,6 и 0,5 процентного пункта, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо - снизилась соответственно на 2,8 и 0,6 процентного пункта. В декабре 2009г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 29,9 млрд.рублей, что на 8,0% больше по сравнению с предыдущим месяцем.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что доля акцизов в консолидированном бюджете в челом и по всем видам отдельно за последние 2 года увеличилась.
Таким образом, акцизы всегда имели львиную долю в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшей строкой доходов федерального бюджета, но это и эффективный способ воздействия на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы государство может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара. Так, особое место в системе косвенного налогообложения занимают акцизы, взимаемые на таможне (особый порядок обложения ввозимых товаров, услуг в страны дальнего и ближнего зарубежья).
Заключение
Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса.
Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.
Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования экономики, обращаться с которым следует очень осторожно и умело, по возможности прогнозируя последствия производимых изменений. Так, всем понятно, к чему привело в середине 90-х гг. увеличение акциза на алкогольную продукцию. Акциз был увеличен, казалось бы, совсем незначительно, всего на 5%: с 85 до 90%. Однако последствия оказались весьма серьезными, причем и финансовые, и общеэкономические, и социальные. Рост акцизов вызвал мгновенное увеличение цен на отечественную алкогольную продукцию. Далее спрос на нее упал, сначала магазины, а затем и предприятия стали затовариваться, на большинстве из них производство остановилось. Борцы с алкоголизмом, сохранившиеся еще с кампанейщины 80-х гг., могли бы порадоваться, но образовавшаяся "ниша" была немедленно заполнена. В коммерческие киоски крупных городов хлынул поток дешевых, но недоброкачественных спиртных напитков из-за рубежа, заполнивших рынок. Итог повышения акцизов — произошло заметное снижение налоговых доходов вместо ожидавшегося понижения. Сказалось падение прибыли на ликероводочных заводах, у них усугубилось финансовое положение. Потребители получили низкосортную продукцию. Деньги стали уходить за рубеж, на ее покупку. Нужно сказать, что правительство сориентировалось в обстановке очень оперативно, понизив акциз до прежнего уровня.