Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 15:46, реферат
Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются: оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества продукции; определение влияния факторов на изменение величины этих показа¬телей; выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции; разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.
Введение 3
1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации
продукции 4
2 Анализ ассортимента и структуры продукции 6
3 Анализ качества произведенной продукции 10
Список использованной литературы 13
Содержание
Введение
1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации
продукции
2 Анализ ассортимента и структуры продукции
3 Анализ качества произведенной
продукции
Список использованной литературы
Введение
Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются: оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества продукции; определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции; разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.
Объем производства может выражаться в натуральных, условно натуральных и стоимостных показателях, в единицах трудоемкости. Основными показателями объема производства являются валовая и товарная продукция.
Валовая продукция это стоимость всей
произведенной продукции и выполненных
работ, включая незавершенное производство
и внутрихозяйственный оборот. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее
не включают остатки незавершенного производства
и внутрихозяйственный оборот и выражается
в действующих отпускных ценах (без налога
на добавленную стоимость). В настоящее
время на многих предприятиях, если нет
внутрихозяйственного оборота и остатков
незавершенного производства, валовая
продукция совпадает с товарной.
1 Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
Объем производства и реализации
промышленной продукции может выражаться
в натуральных, условно-натуральных,
трудовых и стоимостных измерителях.
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные
Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
2 Анализ ассортимента и структуры продукции
Номенклатура - это перечень наименований
изделий и их кодов (в кодификаторе)
установленных для
Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Ассортимент бывает: полный; групповой; внутригрупповой.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты: определение текущих и перспективных потребностей покупателей: оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции; изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий; оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Основными причинами, влияющими на
невыполнение плана по ассортименту
продукции, являются: внутренние причины:
недостатки в организации производства;
плохое техническое состояние
Внешние причины: конъюнктура рынка;
изменение спроса на отдельные виды
продукции; состояние материально-
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Увеличение объема производства (реализации)
по одним видам и сокращение по
другим видам продукции приводит
к изменению ее структуры, т.е. соотношения
отдельных изделий, в общем, их выпуске.
Выполнить план по структуре производства
- значит сохранить в фактическом
выпуске продукции
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке; материалоемкость; себестоимость товарной продукции; прибыль; рентабельность.
Если увеличивается удельный вес
более дорогой продукции, то объем
ее выпуска в стоимостном
Расчет влияния структуры
Расчет влияния структурного фактора
на изменение выпуска продукции
в стоимостном выражении можно
произвести с помощью средневзвешенных
цен (если продукция однородная). Для
этого сначала определяется средневзвешенная
цена при фактической структуре
продукции, а затем при плановой
и разность между ними умножается
на фактический объем производства
продукции в условно-
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.
Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификация рабочих, аритмичность производства.
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема производства (реализации)
по одним видам и сокращение по
другим видам продукции приводит
к изменению ее структуры, т.е. соотношения
отдельных изделий, в общем, их выпуске.
Выполнить план по структуре - значит
сохранить в фактическом
Изменение структуры производства
оказывает большое влияние на
все экономические показатели: объем
выпуска в стоимостной оценке,
материалоемкость, себестоимость товарной
продукции, прибыль, рентабельность. Если
увеличивается удельный вес более
дорогой продукции, то объем ее выпуска
в стоимостном выражении
3 Анализ качества произведенной продукции
Важным показателем
Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
б) удельный вес продукции высшей категории качества;
в) средневзвешенный балл продукции;
г) средний коэффициент сортности;
д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
е) удельный вес сертифицированной продукции;
ж) удельный вес продукции,
соответствующей мировым
з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания); б) надежность (долговечность, безотказность в работе); в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость); г) эстетичность изделий.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака.
Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта
Вторая задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции ( ТП), выручку от реализации продукции ( В) и прибыль ( П). Расчет производится следующим образом
Где цо и Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества; Со и C1 - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; k1 - количество произведенной продукции повышенного качества; Vрп1 - объем реализации продукции повышенного качества.
Информация о работе Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции