Анализ применения упрощенной системы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 07:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия упрощённой системы налогообложения, дать краткую характеристику Упрощённой системе налогообложения, рассмотрение элементов упрощённой системы налогообложения.
Объектом исследования является специальный налоговый режим УСН с учетом нормативно-законодательных документов РФ и арбитражной практики.
Предмет исследования - анализ основных элементов УСН и особенностей формирования доходов и расходов в целях налогообложения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
Глава 1 Общая характеристика специального налогового режима- упрощенная система налогообложения……………………………….….….…4
Условия применения упрощенной системы налогообложения…….….…4
Характеристика элементов налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения……………………………….…..7

Глава 2 Анализ применения упрощенной системы налогообложения……...15
2.1 Особенности исчисления и уплаты УСНО…………………………..……15
2.2 Преимущества и недостатки применения упрошенной системы налогообложения………………………………………………………………..21
2.3 Перспективы учета для УСН в 2013 году………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………………….….32

Вложенные файлы: 1 файл

Упрощенная система налогообложения как условие снижения убыточности малого бизнеса в России.docx

— 61.20 Кб (Скачать файл)

3) платежей (взносов) по договорам добровольного  личного страхования, заключенным  со страховыми организациями,  имеющими лицензии, выданные в  соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена  на сумму указанных в настоящем  пункте расходов более чем на 50 процентов.

Индивидуальные  предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают  сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые  взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  в фиксированном размере.

4. Налогоплательщики,  выбравшие в качестве объекта  налогообложения доходы, уменьшенные  на величину расходов, по итогам  каждого отчетного периода исчисляют  сумму авансового платежа по  налогу, исходя из ставки налога  и фактически полученных доходов,  уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом  с начала налогового периода  до окончания соответственно  первого квартала, полугодия, девяти  месяцев с учетом ранее исчисленных  сумм авансовых платежей по  налогу.

5. Ранее  исчисленные суммы авансовых  платежей по налогу засчитываются  при исчислении сумм авансовых  платежей по налогу за отчетный  период и суммы налога за  налоговый период.

6. Уплата  налога и авансовых платежей  по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

7. Налог,  подлежащий уплате по истечении  налогового периода, уплачивается  не позднее сроков, установленных  для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

 

2.2 Преимущества и недостатки применения упрошенной системы налогообложения

Плюсы УСН:

Итак, к достоинствам УСН можно  отнести:  

  • Значительная экономия на налогах. Юр.лицо на УСН платит один единый налог вместо нескольких. Так, организации освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, и налога на имущество организаций, индивидуальные же предприниматели, не уплачивают налог на доходы физических лиц с доходов по предпринимательской деятельности, налог на имущество в части имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности. При этом как организации, так и индивидуальные предприниматели не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате:
  • при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также
  • при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом.

Вследствие такой экономии перейти  на УСН стало выгодно многим организациям, так как благодаря «упрощенке»  на счету остается больше собственных  средств. Непризнание плательщиками НДС позволяет им не оформлять счета-фактуры при получении авансов в счет поставки товаров (работ, услуг) и передачи имущественных прав и их отгрузке, не возникает у них необходимость ведения книг покупок и продаж.

  • Предприниматель на УСН получает право не вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов. Для организаций же, с 2013 года, бухгалтерский учет обязателен;
  • В ИФНС сдается лишь одна декларация формы по КНД 1152017 по единому налогу .

Минусы УСН

Как и у любой системы налогообложения  у «упрощенки» имеются свои минусы:

  • Блага в части НДС несколько тускнеют у "упрощенцев", поскольку они, не являясь плательщиками НДС, не вправе принимать к вычету "входной" НДС по приобретаемым товарам, работам, услугам, имущественным правам. Данные суммы учитываются в их стоимости, что повышает себестоимость производимых товаров. Но это увеличение за счет неначисления НДС при реализации все же может не приводить к превышению их окончательной стоимости по сравнению со стоимостью тех же товаров, устанавливаемой при обычном режиме налогообложения. И хотя стоимость товаров у "упрощенцев" может быть и меньшей, чем у плательщиков НДС, не исключена вероятность, что покупатели - плательщики этого налога предпочтут приобрести их все же у организаций, исчисляющих налоги в общем порядке. Ведь в этом случае они вправе принять к вычету выставленную им сумму НДС. А это, в свою очередь, может привести к меньшей себестоимости производимых ими товаров. Если же "упрощенцы" выставят покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС (а нередко покупатели об этом их просят), то им надлежит уплатить ее в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым Но перед этим они обязаны данный счет-фактуру занести в книгу продаж. После чего возникает обязанность по представлению в инспекцию ФНС России налоговой декларации по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Наличие у "упрощенцев" (как у организаций, так и у индивидуальных предпринимателей) транспортных средств и земельных участков, признаваемых объектами обложения по транспортному и земельному налогу соответственно, обязывает их исчислять и уплачивать указанные налоги. Осуществление организациями специального и (или) особого водопользования в соответствии с законодательством РФ, признаваемого объектом налогообложения обяжет "упрощенцев" исчислить и уплатить водный налог.
  • Есть вероятность утратить право работать по «упрощенке», а из этого следует доплата налога на прибыль, а также выплата пени;
  • При возврате с УСН необходимо будет сдать значительное количество бухгалтерских и налоговых документов;
  • У организаций на УСН отсутствует обязанность платить НДС, из-за этого может снизиться количество покупателей, которые платят этот налог;
  • Если организация, по каким-то причинам, теряет право работать по УСН, то необходимо будет восстановить все бухгалтерские данные за период использования «упрощенки»;
  • Юр.лица, работающие по «упрощенке», не могут многие свои затраты отразить в статье расходов. Например: представительские расходы, потери от брака, издержки на обслуживание банка и другие расходы нельзя будет представить, так как перечень расходов является закрытым;
  • Перед переходом на УСН нужно восстановить отчетность и НДС по еще не списанным, но уже оприходованным ценностям;
  • «Упрощенка» закрывает для организации возможность регистрировать филиалы и представительства, продавать некоторые товары и заниматься определенными видами деятельности. Например, становится недоступной страховая и банковская деятельность.

2.3 Перспективы  учета для УСН в 2013 году

Сегодня компании на «упрощенке» ощущают  неблагоприятные последствия неведения  бухгалтерского учета, если собственники пожелали получить дивиденды. Но безоблачная  жизнь бухгалтеров-«упрощенцев» подходит к концу.

С 1 января 2013 г. компании на «упрощенке» должны вести бухгалтерский учет на общих основаниях. Льгота, закрепленная в п. 3 ст. 4 действующего Федерального закона «О бухгалтерском учете» (от 21.11.1996 № 129-ФЗ), новым одноименным законом (от 06.12.2011 № 402-ФЗ) не предусмотрена. И если предприятие ею пользуется, то о предстоящем переходе на полномасштабное ведение учета лучше задуматься заблаговременно.

Право на освобождение от обязанности ведения  бухгалтерского учета, закрепленное законом, заслуживает отдельного обсуждения. Дело в том, что на протяжении ряда лет Минфин России настаивал, что  на хозяйственные общества такое  освобождение не распространяется (письма от 13.09.2011 № 03-11-06/2/127, от 06.11.2009 № 07-02-06/231, от 20.04.2009 № 03-11-06/2/67 и др.). По мнению чиновников, данная льгота противоречит нормам корпоративного права.  Попробуем  разобраться, так ли это.

Обязанность вести бухгалтерский учет прямо  закреплена лишь для акционерных  обществ (п. 1 ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных  обществах»). Между тем постановление  Конституционного суда от 29.06.2004 № 13-П  разъясняет: «Независимо от времени  принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования  соответствующих отношений». Специальным нужно признать закон о бухгалтерском учете. Этот тезис фактически получил дальнейшее развитие в определении Конституционного суда РФ от 13.06.2006 № 319-О. В нем сказано: освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета не исключает необходимость составления бухгалтерской отчетности – по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности.

Итак, отсутствие официального бухгалтерского учета  не считается непреодолимым препятствием для формирования отчетности. Примем этот важный вывод на вооружение.

Спорить с Минфином России об обязательности бухучета не было необходимости. Ведь санкции за неведение бухучета не практиковались, а при разрешении гражданско-правовых споров суды не предъявляли  требований о его восстановлении (п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых  вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ»). В итоге множество компаний на «упрощенке» ограничивались бухгалтерским  учетом основных средств и нематериальных активов, то есть льготой пользовались. Правда, без особой уверенности в  ее законности. На самом деле Минфин России свою позицию сам же и дискредитировал. Поясним, почему.

Мало  кто вникал в льготы, установленные  для участников проекта в Сколково. А ведь формулировки, примененные  законодателем для «упрощенцев» и «сколковцев», по сути,  идентичны.

Таблица 1

Льготы для  компаний, применяющих гл. 26.2 НК РФ

П. 3 ст. 4 Закона № 129-ФЗ

П. 4 ст. 4 Закона № 129-ФЗ

Организации, перешедшие на упрощенную систему 

налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета.

Организации, применяющие  упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.

Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», … вправе вести учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.

Организации, использующие это право, освобождаются от обязанности  ведения бухгалтерского учета


 

Но за «сколковцев» Минфин России заступается, невзирая на их организационно-правовую форму. В письме от 24.11.2011 № 03-03-06/1/779 сообщается, что вести этим компаниям  бухгалтерский учет необязательно, хотя составлять бухгалтерскую отчетность все же нужно. Почему же в нем чиновники  не вспомнили о существовании  специальных законов о хозяйственных  обществах? Получается, что корпоративные  нормы не препятствуют реализации прав на льготу лишь «сколковцам». А ведь такой вывод противоречит п. 1 ст. 19 Конституции РФ. Из положения «все равны перед законом и судом» вытекает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в  равном положении (п. 2 определения Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 № 255-О).

К выводу: если сравнить правовое положение ООО  – участника проекта в «Сколково» и ООО на «упрощенке», то закон  о бухгалтерском учете должен предоставлять им равные привилегии.

Итак, если в этом году компания «на упрощенке» не ведет бухучет, невзирая на возражения Минфина России, то это совершенно законно.

Но чтобы  вести бухучет в 2013 г., необходимо иметь остатки по счетам бухгалтерского учета на начало года. Сальдо счетов на конец дня 31.12.2012 и на начало дня 01.01.2013 совпадают. Возникает резонный вопрос: как их сформировать, если не путем бухгалтерского учета в 2012 г.?

Бухгалтерам хорошо известен инвентаризационный метод  восстановления остатков баланса. К  примеру: он состоит в выявлении  и оценке активов и обязательств. При этом собственный капитал  определяется как разность первых и  вторых.

Рассмотрим  на примере организации  ООО «АвтоЭМ»:

ООО «АвтоЭМ» по данным инвентаризации на 31.12.2012 имеет: денежных средств – 55 000 руб., товаров – на сумму 75 000 руб., кредиторскую задолженность перед поставщиками – 200 000 руб. Кроме того, остаточная стоимость его основных средств – 190 000 руб., а сумма их дооценки за прежние годы, образующая добавочный капитал, – 40 000 руб. Поэтому собственный капитал ООО составляет 120 000 руб. (190 000 + 55 000 + 75 000 – 200 000). Уставный капитал, зафиксированный в уставе, – 10 000 руб. В итоге нераспределенная прибыль на 01.01.2013 – 70 000 руб. (120 000 – 40 000 – 10 000).

А вот  обосновать этот подход пока никто  не решался, компании рассчитывают на указания Минфина России. Между тем  в них нет необходимости. В 2012 г. еще позволительно не соблюдать  правила бухучета «в случаях, когда  они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации» (п. 4 ст. 13 Закона № 129-ФЗ). Закон № 402-ФЗ подобную возможность не предусматривает.

Поэтому начинаем рассуждать:

  1. компания на «упрощенке» может не вести бухгалтерский учет в полном объеме методом двойной записи;
  2. неприменение правил бухгалтерского учета на «упрощенке» не может рассматриваться как уклонение от их выполнения по той причине, что такие правила просто не установлены;
  3. следовательно, компания вправе самостоятельно разработать правила с соответствующим обоснованием (за исключением порядка учета ОС и НМА);
  4. если сообщить о фактах неприменения официальных правил бухучета в пояснительной записке, то нарушений законодательства о бухгалтерском учете не возникнет.
  5. правом на разработку собственных правил можно воспользоваться до 01.01.2013, в период действия Закона № 129-ФЗ.

По этой схеме можно «легализовать» инвентарный  вступительный баланс.

При определении  финансового положения компании величина капитала рассчитывается как  разница между активами и обязательствами (п. 7.4 Концепции бухгалтерского учета  в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским  советом ИПБ РФ 29.12.1997).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Упрощенная  система налогообложения  введена  Федеральным Законом от 24 июля 2002г. № 104-ФЗ и регулируется главой 26.2 НК РФ. Ее вправе применять организации  и индивидуальные предприниматели.

 Сущность  и привлекательность УСН состоит  в том, что уплата целого  ряда налогов заменяется уплатой  «упрощенного» налога, рассчитываемого  на основании результатов хозяйственной  деятельности налогоплательщика  за налоговый период.

Информация о работе Анализ применения упрощенной системы налогообложения