Виды и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:37, реферат

Краткое описание

Именно поэтому в государственные стандарты подавляющего большинства экономических специальностей включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов и налоговых систем России и других стран.
Развитие экономической реформы в период перехода к рыночным отношениям влечёт за собой частые изменения налоговой системы. Это естественно, поскольку налоговая реформа является составным элементом общей экономической реформы. Поэтому знания в области налогообложения приходится постоянно совершенствовать и обновлять.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………2
2.Сущность и принципы налогообложения……………………..3
3.Виды налогов………………………………………………………..6
4.Функции налогов………………………………………………….9
5.Налоги в Российской Федерации………………………………..13
6.Заключение………………………………………………………..18
7. Список используемой литературы………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 45.60 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1.Введение……………………………………………………………2

2.Сущность и принципы налогообложения……………………..3

3.Виды налогов………………………………………………………..6

4.Функции налогов………………………………………………….9

5.Налоги в Российской Федерации………………………………..13

6.Заключение………………………………………………………..18

7. Список используемой  литературы………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано  с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы.

В условиях рыночных отношений  и особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система  на сегодняшний день оказалась одним  из главных предметов дискуссий  о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Налоги – необходимое  звено экономических отношений  в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических  отношений.

Без знания функционирования налоговой системы трудно себе представить  руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной  фирмы. В высших учебных заведениях России впервые в 1999-2000 учебном году появилась специальность «Налоги  и налогообложение». Без людей, владеющих  этой специальностью, не сможет эффективно работать ни одно предприятие, не сможет обойтись государство.

Именно поэтому в государственные  стандарты подавляющего большинства  экономических специальностей включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов и налоговых систем России и других стран.

Развитие экономической  реформы в период перехода к рыночным отношениям влечёт за собой частые изменения налоговой системы. Это  естественно, поскольку налоговая  реформа является составным элементом  общей экономической реформы. Поэтому  знания в области налогообложения  приходится постоянно совершенствовать и обновлять.

 

 

1. Сущность налогов и принципы налогообложения

 

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Экономическая сущность налогов  была впервые исследована в работах  Давида Рикардо. “Налоги, - писал он, - составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны.”[9]

Налоги представляют собой  обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и  физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.

В Налоговом кодексе Российской федерации от 2002 года в статье 8 «Понятие налога и сбора» даётся следующее  понятие налога:

"Под налогом понимается  обязательный, индивидуально безвозмездный  платёж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме  отчуждения принадлежащих им  на праве собственности, хозяйственного  ведения или оперативного управления  денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований".

Современное понимание природы  налогов позволяет выделить ряд  характерных черт, которые отличают налоги от других видов финансовых платежей. К таким специфическим  чертам можно отнести:

обязательный характер. Налоги – платежи не добровольные, а  обязательные. В цивилизованном обществе налоги становятся неизбежностью. Американскому  президенту Б. Франклину принадлежит  изречение: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов»

законодательный характер. Налоги – это законодательные  платежи. Они вводятся и отменяются только существующими законами. Именно закон определяет, кто должен уплачивать налог, по какой ставке и в какие  сроки. Законодательный характер является важным отличием налогов от других видов принудительных финансовых платежей.

безэквивалентность. налогов имеет двойственный характер. С точки зрения налогоплательщика, налоги, безусловно, безэквивалентны. А с точки зрения общества, налоги носят эквивалентный характер. Доходы бюджета, сформированные через налоговые поступления, используются и на финансирование государственных расходов. Последние должны быть направлены исключительно на благо общества в целом. Если граждане считают, что государство плохо выполняет свои функции, то они весьма неохотно платят налоги. Поддержка (или осуждение) налогоплательщиками экономической, социальной, внешней политики государства непосредственно сказывается на уровне собираемости налогов. Английский философ Ф Бэкон отмечал. что «налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее воздействие на дух народа»

целевой характер проявляется  в обеспечении потребностей государства  и муниципальных образовании  в денежных ресурсах, направляемых на финансирование мероприятии, предусмотренных  бюджетами различных уровней.

Перечисленные черты —  эго лишь внешние признаки, через  которые раскрывается содержание налогов  Экономическая сущность налогов  гораздо глубже.

Экономическое содержание налогов  выражается взаимоотношениями хозяйствующих  субъектов, граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных  финансов. Социально-экономическая  сущность налогов, их типы, структура  и роль видоизменяются вместе с природой и функциями государства.

Выделяют субъект и  объект налога.

Субъектом налога является физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено  обязательство платить налог. Но в ряде случаев использование механизма ценообразования позволяет частично или даже полностью переложить налоговое бремя на других. Лицо, которое фактически уплачивает налог, называется носителем налога. Примером частичного перенесения налогового бремени субъектом налога (налогоплательщиком) на носителей налога может служить налог на прибыль. Последний может быть перенесен частично на потребителей путем повышения цены на продукцию и на поставщиков ресурсов — посредством занижения цен на них.

Объект налога — это  доход или имущество, на которые  начисляется налог (заработная плата, прибыль, товары, недвижимость и т.д.), а источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог. [5]

Важным вопросом теории налогов  являются принципы налогообложения. Их классическую формулировку дал в  свое время А. Смит:

1. “Подданные государства  должны участвовать в покрытии  расходов правительства, каждый  по возможности, сообразно своей  относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым  он пользуется под охраной  правительства. 

2. Налог, который обязан  уплачивать каждый, должен быть  точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ  его уплаты должны быть известны  и ясны как самому налогоплательщику,  так и всякому другому.

3. Каждый налог должен  взиматься в такое время и  таким способом, какие наиболее  удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен  быть так устроен, чтобы он  извлекал из кармана плательщика  возможно меньше сверх того, что  поступает в кассы государства”. [10]

В компактной и современной  формулировке эти принципы могут  быть представлены следующим образом:

— принцип всеобщности;

— принцип справедливости и единообразия, утверждающий необходимость  равномерного распределения налогового бремени между налогоплательщиками  соразмерно их доходам;

— принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и  время платежа были заранее точно  известны плательщику налога;

— принцип удобности и  простоты, предполагающий, что налог  должен взиматься в такое время  и таким способом, которые наиболее удобны и понятны для плательщика;

принцип экономии или целесообразности, заключающийся в сокращении издержек, связанных с взиманием налога, соизмерении этих затрат с налоговыми поступлениями.

С тех пор как Адам Смит выдвинул положение о необходимости  соблюдения справедливости в налогообложении, этот постулат никем не оспаривался. Основные дискуссии и тогда и  теперь ведутся вокруг вопроса о  том, что считать справедливым налогообложением. Вот примеры нескольких, наиболее типичных в этом отношении противоречий:

между регионами - «налоговыми  донорами» и дотационными регионами;

между налоговыми выплатами  транснациональных корпораций непосредственно  в регионах их присутствия и налоговыми выплатами их национальных штаб-квартир;

между плательщиками налогов (предприятиями) и получателями (государством в лице налоговых или финансовых органов) и др.

Эти противоречия на практике решаются путем поиска различного рода компромиссов и предложения вариантов, приемлемых в данных условиях и устраивающих все стороны. [1]

Субъективный фактор играет огромную роль в жизнедеятельности  государства. Именно поэтому на практике использование той или иной системы  налогообложения зависит от взглядов правящей элиты, необходимости корректировки  текущего бюджета, потребности правительства  в финансовых ресурсах и других привходящих  внутренних и внешних обстоятельств. В то же время принцип выгоды частично находит свое практическое отражение  в действующих системах налогообложения  в форме специальных налогов.

 

2. Виды налогов

 

Налоги очень разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную  совокупность. Классификация позволяет  упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу  классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств и т.д. Классификация важна не только для  теории, но и для практики. Налоги делятся на группы по многим признакам.

Налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости  от источника их взимания.

Прямые налоги взимаются  непосредственно с дохода налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основой для налогообложения.

Косвенные налоги взимаются  иным, менее заметным методом, посредством  введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в  госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт  и импорт). К косвенным могут быть отнесены также налог на добавленную стоимость и применявшиеся в советские времена налог с оборота и налог с продаж. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Виды налогов различаются  также в зависимости от характера  налоговых ставок. Налоговой ставкой  называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу  объекта налогообложения (на рубль  дохода, на автомобиль, на рубль имущества  и т.д.). В зависимости от налоговых  ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых  ставках на единицу объекта.

При прогрессивном налоге налоговая ставка налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения. (Таблица 1)

 

Таблица 1. [4] Прогрессивное  налогообложение.

Предельная ступень дохода (млн. руб.).

Налоговая ставка

1

До 12.0

10%

2

До 20.0

20%

3

Свыше 20.0

30%


 

Ставка регрессивного  налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.

Различают также маркированные  и немаркированные налоги. Маркированным  налогом называется налог, имеющий  целевой характер, что означает, что соответствующие поступления  не могут расходоваться ни на какие  другие цели, кроме той, ради которой  он был введен. Примером могут служить  отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд, сборы на благоустройство территории, содержание органов правопорядка и  др. Прочие налоги являются немаркированными. Средства, поступившие от изъятия  немаркированных налогов, могут  использоваться для решения разнообразных  задач по усмотрению государства  или иных уполномоченных органов (примером немаркированных налогов могут  служить: налог на прибыль юридических  лиц, НДС, акцизы и др.).

В зависимости от того, кто  взимает налог и в какой  бюджет он поступает, налоги делятся  на государственные и местные. В  свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

К федеральным налогам  и сборам относятся налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на прибыль  предприятия, налог на доходы от капитала, федеральный подоходный налог с  физических лиц, социальный, государственные  пошлины, таможенные пошлины и сборы, плата за право использования  недрами, платежи за воспроизводство  минерально-сырьевой базы, платежи  за загрязнение окружающей природной  среды, сбор за использование государственной  символики РФ, федеральные лицензионные сборы.

Информация о работе Виды и функции налогов