Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:01, курсовая работа
Цель работы исследовать сущность выездной налоговой проверки.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с понятием выездной налоговой проверки;
- изучить предмет, порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок;
- проанализировать составление плана проведения выездной налоговой проверки, а также рассмотреть порядок проведения осмотра помещений проверяемой организации, и разобрать порядок составления акта при оформлении результатов выездной налоговой проверки.
Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:9
Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление фактов налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.10
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации – налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК.
Ознакомление должностных
лиц налоговых органов с
При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК.
При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или изменены, производится выемка этих документов.
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.
В случае, если налогоплательщик
(его представитель) уклоняются от получения
справки о проведенной
2. Этапы проведения выездной налоговой проверки
2.1 План проведения выездной налоговой проверки
При окончательном отборе
налогоплательщиков для включения
в План проведения выездных налоговых
проверок учитываются такие факты,
как величина намечаемой к проверке
организации (чем крупнее налогоплательщик,
тем выше вероятность обнаружить
у него нарушений налогового законодательства),
наличие поручений
В обязательном порядке в указанный План включаются:11
- налогоплательщики, у
которых при последней
- налогоплательщики, не
предоставляющие в налоговый
орган документы, необходимые
для исчисления и уплаты
- налогоплательщики, о
которых у налогового органа
имеется информация, свидетельствующая
о нарушении
- налогоплательщики, в
отношении которых необходимо
проверить или уточнить
- налогоплательщики, по
которым имеется поручение
Налогоплательщики, от которых получены заявления о фактах нарушения налогового законодательства должностными лицами налогового органа при проведении ими выездной налоговой проверки;
- реорганизуемые или
Как правило, в ходе выполнения
Плана проведения выездных налоговых
проверок возникает необходимость
его корректировки в связи
с проведением внеплановых
Назначению выездной налоговой
проверки конкретного налогоплательщика
должен предшествовать детальный
анализ (в ходе камеральной проверки)
имеющейся в налоговом органе
информации о нем, который завершается
подписанием руководителем
2.2 Осмотр помещений проверяемой организации
При осуществлении налогового контроля в ходе выездной налоговой проверки недостаточно просто посетить помещение налогоплательщика, где хранится его финансовая отчетность. Счета должны быть проверены, и помимо этого необходимо проследить, чтобы налоги уплачивались. В связи с этим проведение выездной налоговой проверки целесообразно начать с первичного осмотра всех помещений проверяемой организации.
Если должностным лицам
налоговых органов, предъявившим служебное
удостоверение и решение о
проведении проверки, было отказано в
доступе в помещение
В подобных случаях налоговые органы для проникновения в искомое помещение могут привлечь сотрудников органов внутренних дел.
Осмотру подлежат помещения, в которых:
- принимаются заказы или реализуется продукция;
- происходит выписка счетов;
- регулируются финансовые вопросы и ведется финансовый учет.
Обязательному осмотру также должны быть подвергнуты производственные и складские помещения, места отгрузки и получения товаров и т.д.
Например, в ходе непосредственной проверки торговых точек, принадлежащих налогоплательщику, может быть получена следующая информация:
- визуальные, документальные или иные свидетельства любой деятельности, не отраженной в учетных документах налогоплательщика;
- информация о фактических
товарах, которая может
В случае, если деятельность
организации осуществляется по нескольким
адресам за счет создания различных
обособленных подразделений (что непременно
должно быть указано в информационном
досье налогоплательщика), необходимо
разработать программу
Начиная осмотр, инспектор должен связаться с ответственным лицом (директором, управляющим, владельцем и т.д.). Первый контакт очень важен, так как именно он определяет сущность, значение визита, дает инспектору возможность познакомиться с высшим руководством.
В ходе осмотра, как и на протяжении всей выездной проверки, инспектор не должен пытаться отвечать на вопросы гипотетически, и ему не следует участвовать в дискуссиях относительно налогового законодательства. Он также не должен отвечать на вопросы, если не уверен в правильности ответа, однако в таких случаях он всегда должен изыскать возможность дать правильный ответ позднее по телефону или в письменном виде.
Не столь существенно, будь ли лицо, с которым инспектор встретился в первую очередь, сопровождать налогового работника в течение всего визита, но проведение первичного интервью с ним – дело обязательное. Ответственное лицо, с которым установлен контакт, просят подтвердить, что информация относительно деятельности организации содержится в официальных книгах учета и соответствуют действительности. В ином случае это лицо должно указать на все произошедшие изменения. При завершении первичного интервью инспектор должен попросить о встрече с лицом, которое отвечает за подготовку налоговой декларации, или с тем, кто отвечает за ведение бухгалтерской документации, на основе которой и заполняется налоговая декларация.12
В ходе осмотра проверяющему необходимо выполнить также следующие дополнительные действия:
- установить контакт с
основными сотрудниками
- добиться приемлемого
уровня понимания характера
- узнать ее организационную структуру;
- понять систему бухгалтерского
учета, применяемую в
- составить полный список фамилий и должностей служащих организации, находящихся на своих рабочих местах во время проверки;
- определить списки
- определить помещение,
в котором будет работать
Контролирующему субъекту в ходе осмотра необходимо также сопоставить разумность масштаба деятельности и количество занятых лиц с объектом деятельности, указанным в отчетности налогоплательщика.
Полезно проводить осмотр
организации в той
В случае выполнения в ходе осмотра признаков, указывающих на возможные нарушения налогового законодательства, необходимо зафиксировать детали этих нарушений в специальном отчете. В дальнейшем зафиксированные события необходимо учесть при проведении проверки финансовых документов.13
В завершении осмотра следует
еще раз проверить рабочие
документы, привлекая всю полученную
существенную информацию. Следует подшивать
в дело копии всех документов, предоставляемых
во время осмотра. На данном этапе
очень важно еще раз
2.3 Оформление результатов выездной налоговой проверки
В список документов, подлежащих проверке в первую очередь, должны входить документы, определяющие статус предприятия по налогообложению, по форме собственности, виду и объему имущественной и финансовой ответственности, а также документы, дающие право на льготные налоги либо освобождающие предприятие от уплаты налогов.
Алгоритм проверки документов на предмет выявления признаков возможного противоправного поведения в общем виде выглядит следующим образом.
Документы, удостоверяющие личность, образование, право собственности, ценные бумаги проверяются на предмет определения, полиграфическим ли способом они выполнены. При осмотре документов обращается внимание на:
- форму, размер и однообразие шрифта;
- ровность линий верхнего и нижнего оснований строк;
- наличие и правильность защитных средств;
- точность воспроизведения оттисков символов и знаков;
- способ тиснения;
- качество материала обложки и бумаги документа;
- способ и форму обреза края листов;
- равномерность расположения красителя в штрихах;
- форму линии внешней границы штриха;
- степень интенсивности красителя;
- наличие признаков печати, выполненной с помощью средств оперативной полиграфии.
Особое внимание уделяется анализу расположения ободков и текста оттиска печати на фотографии и на сопредельных с нею участках бумаги на предмет выявления признаков, свидетельствующих о переклейке фотографии или замене на ней изображения.
В отношении всех документов:
- проверяется нумерация листов;
- проверяется совпадение на них серии и номера;
- устанавливается количество листов;
- документ проверяется на предмет наличия признаков повторного брошюрования;
- изучаются записи и
оттиски печатей и штампов
с позиций выявления признаков
подчисток, исправлений,