Досудебное урегулирование налоговых споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 17:58, реферат

Краткое описание

Досудебное урегулирование споров – это процедура, являющаяся важнейшим средством утверждения начал законности в деятельности налоговых органов.
Концепция развития налогового аудита в системе налоговых органов Российской Федерации ставит своей целью совершенствование административных процедур по рассмотрению налоговых споров. Таким образом, налоговые органы, в том числе Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, выходят на новый качественный уровень своей правоприменительной деятельности, усиливая свою ответственность за состояние законности в налоговых правоотношениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Досудебное урегулирование налоговых споров интервью.docx

— 31.22 Кб (Скачать файл)

Жалоба на вступившее в законную силу решение Инспекции о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Необходимо отметить, что срок на судебное обжалование, составляет три месяца после вступления решения по проверке в силу.

Жалоба на акт Инспекции, действие (бездействие его должностного лица) в общем порядке обжалования, не апелляционном, подается в Управление, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подавшего жалобу, может быть восстановлен Управлением.

Ведущий: Планируется ли увеличение срока на подачу жалобы, чтобы у налогоплательщика было больше времени для подготовки качественной, мотивированной жалобы?

Мананников С.А.: ФНС России в 2011 году выступила с инициативой концептуально изменить существующую систему урегулирования налоговых споров, в том числе в части увеличения срока на подачу апелляционных жалоб с 10 дней до одного месяца.

Ведущий: В течение какого времени принимается решение по жалобе?

Мананников С.А.: Решение Управлением ФНС по Санкт-Петербургу по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) Управления для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у Инспекции, но не более чем на 15 дней.

Ведущий: Нужно ли после решения УФНС России подавать жалобу еще и в ФНС России или можно идти в суд?

Мананников С.А.: В случае несогласия с решением Управления ФНС по Санкт-Петербургу налогоплательщик вправе как обратиться с жалобой в ФНС России, так и обжаловать его в судебном порядке. Таким образом, подача налогоплательщиком жалобы в ФНС России, является его правом, а не обязанностью.

Ведущий: Вправе ли налогоплательщик или его представитель участвовать в рассмотрении материалов жалобы? Должны ли их известить о дате и месте рассмотрения его жалобы?

Мананников С.А.: В НК РФ отсутствует норма о возможности участия налогоплательщика в рассмотрении вышестоящим налоговым органом поданной им жалобы.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 21 сентября 2010 г. № 4292/10 указал на то, что положения ст. 101 НК РФ, регулирующие порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом, поскольку из норм гл. 20 НК РФ возможность подобного применения не следует.

Ведущий: В каких случаях процедура досудебного порядка обжалования может быть признана не соблюденной?

Мананников С.А.: Пунктом 5 ст. 101.2 НК РФ установлено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе – Управлении ФНС по Санкт-Петербургу.

В случае невыполнения указанного требования досудебный порядок обжалования будет признан не соблюденным.

Ведущий: В чем отличие обжалования решений, вступивших и не вступивших в силу?

Мананников С.А.: Налоговое законодательство РФ предусматривает две процедуры административного обжалования решений налогового органа в Управлении:

– апелляционный порядок обжалования;

– общий порядок обжалования.

Выбор одной из применяемых процедур зависит от того, вступило ли в силу обжалуемое решение Инспекции на момент обращения с жалобой в Управление.

Так, апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности подается в вынесшую это решение Инспекцию в течение 10 рабочих дней со дня вручения такого решения налогоплательщику или его представителю (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Жалоба на вступившее в законную силу решение Инспекции о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Кроме того следует отметить, что обжалование решения налогового органа не вступившего в силу – не подлежит исполнению до принятия решения Управлением ФНС по Санкт-Петербургу, а вступившее в законную силу решение подлежит исполнению по истечении 10 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику.

Ведущий: Какие стадии включает в себя процедура досудебного урегулирования споров?

Мананников С.А.: Процедура досудебного урегулирования налоговых споров, представляет собой две стадии.

Первая стадия – представление налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки Инспекции;

Вторая стадия – обжалование решений Инспекций, действий (бездействий) должностных лиц Инспекций в Управлении.

Ведущий: Не назрела ли необходимость создания самостоятельного (независимого) органа, на который будет возложена функция урегулирования налогового спора в досудебном порядке?

Мананников С.А.: Система досудебного аудита, несмотря на ее внутриведомственный характер, является достаточно независимой и объективной: во-первых, досудебный аудит курируют непосредственно руководители налогового органа; во-вторых, на подразделения досудебного аудита запрещено возложение иных обязанностей, кроме прямо предусмотренных регламентами; в-третьих, при рассмотрении возражений (жалоб) учитывается сложившаяся судебная практика.

Об объективности и беспристрастности рассмотрения жалоб свидетельствуют следующие данные.

Так, за 1 полугодие 2012 года рассмотрена 601 жалоба, из них Управление ФНС России по Санкт-Петербургу было удовлетворено 255, что составляет 43% от количества рассмотренных. Для сравнения – за аналогичный период прошлого года этот показатель составил 25%.

Ведущий: Одним из значимых преимуществ досудебного порядка рассмотрения споров является оперативность урегулирования налогового спора. Считаете ли Вы достаточным установленных законодательством 30 дней на рассмотрение поступившей жалобы для полной и глубокой проверки указанных в ней доводов? Предусмотрены ли определенные действия в случае необходимости более длительного выяснения обстоятельств?

Мананников С.А.: Решение Управлением ФНС России по Санкт-Петербургу по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) Управления ФНС России по Санкт-Петербургу для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у Инспекции, на 15 рабочих дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Таким образом, в случае необходимости более длительного выяснения обстоятельств Управление ФНС России по Санкт-Петербургу имеет право продлить срок рассмотрения жалобы на 15 рабочих дней.

Ведущий: О каких результатах применения досудебного аудита в системе налоговых органов можно говорить на данный момент в целом, и каких успехов удалось добиться за 2012 год? Каково соотношение количества удовлетворенных жалоб налогоплательщиков и количества отказов?

Мананников С.А.: Анализ трехлетней практики применения досудебного обжалования налоговых споров, проведенный в 2011 году Федеральной налоговой службой, показал тенденцию значительного сокращения количества налоговых споров, доведенных до суда. Так, ежегодное снижение судебных налоговых споров составляет 15-20%.

За 10 месяцев 2012 года Управлением ФНС России по Санкт-Петербургу рассмотрено 994 жалобы налогоплательщиков, оспариваемая сумма составила – 19 367,6 млн рублей.

Из них Управлением ФНС России по Санкт-Петербургу удовлетворено 404 жалобы налогоплательщика, что составило 40,6%, от числа рассмотренных жалоб.

Сумма удовлетворенных требований налогоплательщиков составила 7 945,9 млн рублей, что составило 41% по суммам удовлетворенных требований.

Для сравнения – за аналогичный период прошлого года количество рассмотренных жалоб – 1079, из них количество удовлетворенных жалоб составило 385 – 35,7%, сумма требований составила – 12 945 205 рублей, сумма удовлетворенных требований – 4428,7 млн рублей – 34,2%.

Ведущий: Какие основные проблемы предполагается решить введением обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров, и как это отразиться на деятельности судебной системы?

Мананников С.А.: Повышения качества мероприятий налогового контроля, сокращения количества судебных дел, что, по нашему мнению, означает значительное снижение конфликтности между гражданами и государством, что в настоящее время обозначено как одно из важных направлений работы ФНС России.

Ведущий: В августе 2012 года руководитель УФНС по Санкт-Петербургу Корязина В.А. отметила необходимость совершенствования законодательства, регламентирующего досудебное урегулирование налоговых споров. Какие изменения в налоговое законодательство в данной сфере Вы бы могли назвать как наиболее важные?

Мананников С.А.: Обозначенная необходимость совершенствования налогового законодательства нашла свое отражение 16 октября 2012 года, когда Государственной Думой ФС РФ в I чтении был принят проект федерального закона № 64159-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части совершенствования налогового администрирования), в соответствии с которым в том числе прочих изменений предполагается увеличить срок подачи замечаний и возражений на акт налоговой проверки до одного месяца.

ФНС России выделяет следующие основные изменения существующей системы урегулирования налоговых споров:

– введение обязательной процедуры обжалования до суда всех налоговых споров;

– сокращение срока рассмотрения жалоб до 15 календарных дней;

– введение дополнительной возможности для налогоплательщика урегулировать спор в ФНС в случае несогласия с решением по его жалобе.

Ведущий: В случае несогласия с результатом рассмотрения жалобы налогоплательщики чаще выбирают судебное обжалование или все-таки отдают предпочтение административному порядку?

Мананников С.А.: Статистика такова – за 10 месяцев 2012 года в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу подано 1187 жалоб налогоплательщиков.

За аналогичный период прошлого года – 1338.

Динамика подачи налогоплательщиками жалоб в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу за 10 месяцев 2012 года по сравнению с 10 месяцами 2011 года имеет тенденцию, направленную на уменьшение числа поданных налогоплательщиками жалоб в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу и соответственно увеличением качества мероприятий налогового контроля, проводимых Инспекциями.

Ведущий: Какие действия предпринимаются УФНС по Санкт-Петербургу для обеспечения наибольшей информационной открытости в части досудебного урегулирования налоговых споров?

Мананников С.А.: Управлением ФНС по Санкт-Петербургу ведется большая работа по направлению правовой осведомленности налогоплательщиков посредством проведения различных семинаров, дней открытых дверей на тему "досудебного урегулирования налоговых споров", размещения на сайте Федеральной налоговой службой www.nalog.ru, сайте Управления ФНС России по Санкт-Петербургу www.r78.nalog.ru информации о порядке, сроках, статистике досудебного урегулирования налоговых споров. Ежемесячно Управлением ФНС по Санкт-Петербургу проводиться информирование налогоплательщиков по вопросам досудебного урегулирования налоговых споров посредством проведения "горячей линии". О порядке и способах информирования налогоплательщиков можно прочитать на сайте Управления ФНС России по Санкт-Петербургу www.r78.nalog.ru.

Кроме того, Управление ФНС России по Санкт-Петербургу на сайте www.r78.nalog.ru предоставляет возможность организациям и физическим лицам получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб и обращений в разделе электронные услуги на электронном сервисе "Узнай о жалобе".

Ведущий:Спасибо, коллеги! Спасибо, Сергей Александрович, за Ваши интересные, исчерпывающие ответы.

 
 
ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/action/regional/438756/#ixzz2yt4agdai


Информация о работе Досудебное урегулирование налоговых споров