Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
- определяется сущность и роль налога на добавленную стоимость;
- изучаются основные элементы и характеристики налога на добавленную стоимость;
- проводится анализ поступления налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет и бюджет Пензенской области;
- определяются направления реформирования налога на добавленную стоимость.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты сущности налога на добавленную стоимость…….4
1.1 Экономическое содержание налога на добавленную стоимость, его место и роль в налоговой системе Российской Федерации……………………..4
1.2 Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость……………………………………………………………………………………………………………7
2 Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях….17
2.1 Анализ поступления налога на добавленную стоимость в Федеральный бюджет……………………………………………………………………………….17
2.2 Направления реформирования налога на добавленную стоимость...22
Заключение……………………………………………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Налог на добавленную стоимость содержание и регулирующая роль.docx

— 94.10 Кб (Скачать файл)

16) выполнение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  за счет средств бюджетов,

17) услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей.

 

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная  исходя из цен, с учетом акцизов (для  подакцизных товаров) и без включения  в них налога.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. В налоговую базу не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):

При реализации имущества, подлежащего  учету по стоимости с учетом уплаченного  налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

При ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Налоговый период по налогу на добавленную стоимость устанавливается как квартал.

 

Налоговые ставки

1. 0% применяется при реализации:

- товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны,

- услуг по международной перевозке товаров.

- работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов,

- услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортно-экспедиционных услуг,

- работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита

- услуг по перевозке пассажиров и багажа

- товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.

- драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку РФ, банкам;

- выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте:

2. 10% применяется при реализации:

1) продовольственных товаров (скота и птицы в живом весе; мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных); молока и молокопродуктов; - яйца и яйцепродуктов; масла растительного, маргарина; сахара, включая сахар-сырец; соли; зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов; хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия); крупы; муки; макаронных изделий; рыбы живой (за исключением ценных пород); море- и рыбопродуктов, продуктов детского и диабетического питания; овощей (включая картофель);

2) следующих товаров для  детей (трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп; швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины и кролика; обуви (за исключением спортивной); кроватей детских; колясок; игрушек; канцтоваров по перечню; подгузников);

3) периодических печатных  изданий, за исключением периодических  печатных изданий рекламного  или эротического характера;

4) медицинских товаров  отечественного и зарубежного  производства;

5) племенного крупного  рогатого скота, свиней, овец, коз,  лошадей, яйца.

3. 18% применяется во всех остальных случаях.

 

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется  как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Общая сумма налога при  реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения исчисленных сумм налога. Она исчисляется по итогам каждого налогового периода.

 

Момент определения налоговой  базы

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных  прав;

2) день оплаты, частичной  оплаты в счет предстоящих  поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

 

Сумма налога, предъявляемая  продавцом покупателю

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к  цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма  налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара, со дня получения сумм оплаты.

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке. Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров.

Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы  учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

В счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны:

- порядковый номер и дата составления счета-фактуры;

- наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

- наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

- номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг);

- наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единица измерения (при возможности ее указания);

- количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания);

- наименование валюты;

- цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;

- стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;

- сумма акциза по подакцизным товарам;

- налоговая ставка;

- сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

- стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;

- страна происхождения товара;

- номер таможенной декларации.

Счет-фактура подписывается  руководителем и главным бухгалтером  организации.

 

Налоговые вычеты

Налогоплательщик имеет  право уменьшить общую сумму налога налоговые вычеты. Вычетам подлежат

- суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ;

- суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров продавцу или отказа от них;

- суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории РФ;

- суммы налога, уплаченные по расходам на командировки и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

- суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

 

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как  уменьшенная на сумму налоговых  вычетов.

Если сумма налоговых  вычетов в каком-либо налоговом  периоде превышает общую сумму налога, подлежит возмещению налогоплательщику.

 

Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода  исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе  для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных  нужд, услуг) за истекший налоговый  период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для  собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.

Налогоплательщики обязаны  представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую  налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог.

 

Порядок возмещения налога

В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов  превышает общую сумму налога, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки.[4, гл.21]

 

2 Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях

 

2.1 Анализ поступления  налога на добавленную стоимость  в Федеральный бюджет

 

С появлением налога на добавленную  стоимость и акцизов в налоговой  системе РФ косвенные налоги стали  открыто играть решающую роль при  мобилизации доходов в бюджет.

В налоговых доходах федерального бюджета поступления налога на добавленную стоимость занимают первые места, затем следуют поступления по налогу на доходы физических лиц, налогу на прибыль, налогу на добычу полезных ископаемых и выплаты социального характера.

В последние несколько лет структура  налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ изменялась в пользу налога на добавленную стоимость.

В 2010 году поступления налога на добавленную стоимость в общих доходах консолидированного бюджета заняли четвертое место (18%) после налога на прибыль организаций (23%), налога на доходы физических лиц (23%), налогов и сборов за пользование природными ресурсами (19%) (см.Рис.2.1).

 

Рис. 2.1 - Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ за 2010г.

Поступления в федеральный бюджет по основным налоговым и неналоговым доходам отражены на рис. 2.2. Они в основном состоят из налога на добавленную стоимость (44%), налогов и сборов за пользование природными ресурсами (44%), которые делят между собой лидирующую позицию, налога на прибыль организаций (8%) и акцизов (4%).

 

Рис. 2.2 - Структура поступлений в федеральный бюджет РФ за 2010г.

 

Начиная с 2010 года и общие поступления  в бюджет и в том числе от налога на добавленную стоимость увеличиваются. Так уже в 2011г. структура налоговых поступлений выглядит следующим образом (см. Рис. 2.3).

 

Рис 2.3 - Структура поступлений в  консолидированный бюджет РФ за 2011г.

Информация о работе Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях