Изменения в налоговой системе в период царствования Александра I (1801—1825): реформы М.М. Сперанского (1772—1839)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 17:44, реферат
Краткое описание
К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли. Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Но каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги.
Содержание
Введение. 3 Формирование личности Александра I 5 Биография М. М. Сперанского 7 Реформаторская деятельность в налоговой сфере 9 Заключение 15 Список использованной литературы 18
Н.К. Бржеский отметил, что Манифесту
16 мая 1811 г. принадлежит, несомненно, видное
место в истории нашего податного законодательства.
В этом акте впервые приведены в стройную
систему разнородные постановления, коими
до того времени определялся порядок взыскания
недоимок; впервые нашли свое выражение
в законе заботы правительства о том, чтобы
взысканием недоимок не подрывать основы
платежной способности крестьян».
После войны 1812 г. в связи с большими
военными расходами, разорением страны
и наводнением оккупированных французами
губерний фальшивыми ассигнациями, напечатанными
по приказу Наполеона, финансовое положение
страны резко ухудшилось.
Манифестом от 30 августа 1814
г. по всей империи были сложены податные
недоимки, накопившиеся до 1 января 1813
г. (по подушной подати и по процентным
отчислениям с купеческих капиталов).
Сумма недоимок составила 18,5 млн. руб.
ассигнациями и 234 тыс. руб. серебром. Однако
к 1 января 1816 г. вновь накопилось недоимок
на 60 млн. руб.
Правительство повышало налоги
и с состоятельных групп населения. Так,
неоднократно повышалась гильдейская
подать. В 1807 г. был повышен размер гильдейских
капиталов: по 1й гильдии—от 50 тыс. руб.;
по 2й—от 20 тыс. руб.; по 3й — от 8 тыс. руб.;
повысился и процентный сбор. С февраля
1810 г. гильдейская подать возросла на 0,5%,
с февраля 1812г. — еще на 3%.В 1816г.для формирования
«дорожного капитала» введен дополнительный
сбор в размере 5% уплачиваемых повинностей.
В 1818 г. — новая прибавка в том же размере
на улучшение водных путей.
Правительство решило расширить
и облегчить возможности торговли крестьян,
т.к. в начале XIX в. стали усиленно развиваться
крестьянские промыслы. Манифест 11 февраля
1812 г. утвердил новые начала крестьянской
торговли. Казенным и помещичьим крестьянам
разрешено производить торговлю по временным
договоренностям с теми лицами, которые
имеют право на торговлю.
Соответственно
роду торговли крестьяне должны выбирать
свидетельства:
1) желающие производить
оптовую торговлю общую и при
бирже — 2500 руб.;
2) желающие вести внутреннюю
оптовую торговлю — 1000 руб.;
3) за право розничной
торговли в городах и уездах
— 400 руб. Однако вместо облегчения
получилось затруднение, т.к. крестьянам
эти размеры платежей оказались
не по силам.
Уже в декабре 1812 г. последовал
новый указ: «все, свойственные крестьянскому
быту промыслы, оставлены свободными без
всякого сбора или платежа». Запрещалась
продажа не принадлежащих крестьянам
товаров на сумму свыше 2 тыс. руб. в год
без взятия установленных свидетельств.
Крестьянские свидетельства дифференцировались
в зависимости от величины объявленного
капитала.
По совету Сперанского была
предпринята первая реальная попытка
налогообложения дворянства. В Манифесте
от 2 февраля 1810 г. содержалось следующее
обращение правительства к дворянству:
«В сем затруднительном положении потребно
пособие от дворянского сословия, коего
ревность и усердие к пользам Отечества
во всех чрезвычайных обстоятельствах
всегда предшествовали всем другим сословиям
и служили им примером и поощрением. Дабы
определить сему пособию точную меру,
полагается со всех помещичьих имений,
не исключая и удельных и прочих, императорской
фамилии принадлежащих, собрать единовременно
и единственно на сей 1810 г. умеренную часть
чистого дохода, расчисляя оный по количеству
недвижимых их имуществ, в деревнях стоящих,
по 50 коп. с каждой ревизской души». На
деле получилась прибавка к подушной подати.
Взимание этого сбора прекратилось с 1
января 1811 года.
По Манифесту от 11 февраля 1812
г. решено было установить временный сбор
с помещичьих доходов, включая удельные
имения. Каждый владелец имения должен
был ежегодно представлять в дворянское
собрание сведения о «действительном
доходе». Таковым признавался весь доход,
получаемый владельцем имения со всех
доходных статей: леса, мельницы, оброчные
статьи, фабрики, заводы и т.п. Из дохода
допускался вычет процентов, уплачиваемых
по долгам. Никакие доносы на утайку доходов
не принимались. Владельцы имений с доходом
менее 500 руб. освобождались от налога.
Имевшие доход от 500 до 1 тыс. руб. платили
1%; далее оклады прогрессивно возрастали;
имевшие доход 18 тыс. руб. платили 10%. Владельцы
имений, живущие за границей, платили двойной
процент. Уже в августе 1814 г. Гурьев в записке
Александру I предложил отменить этот
налог ввиду «разных неудобств взыскания»
(нельзя было проверить правильность заявления
о доходе). Налог был отменен с 1 января
1820 года.
Впервые при Александре I были
законодательно оформлены земские повинности
— местные налоги. Закон под названием
«Предварительное положение о земских
повинностях» был издан в 1805 году. Он определил
назначение, раскладку, порядок взимания
и использования земских сборов. Земские
сборы падали исключительно на податные
сословия. С 1812 г. земский сбор с купцов
взимался не подушно, а в размере 1/2% с объявленного
капитала. По указу от 14 июня 1816г. были
четко определены и сами повинности, и
их раскладка, сведения о которой должны
были направляться теперь в Министерство
финансов.
Комитет по откупам
под председательством графа П.В. Завадовского
внес небольшие изменения в правила: повысил
цену на ведро водки с 4 до 6 руб. и снизил
в 2 раза залоговые суммы, вносимые откупщиками
при закупках водки. Откупная сумма на
1811—1815 гг. составила 53 млн. руб. ассигнациями.
В 1815 г. под влиянием внешнеполитических
обстоятельств запретительный тариф был
отменен. Новый тариф был утвержден Александром
I в виде «Манифеста 31 марта 1816 г.». Он представлял
собой «меру переходную и довольно осторожную».
Многие товары остались неразрешенными
к ввозу: железо в деле, кружева, ленты,
обои, обувь, платки, полотно, многие сорта
шелковых тканей, сукно, сургуч, фаянсовая
и хрустальная посуда, чай и другое. Разрешены
к ввозу: писчебумажные товары, хлопчато-бумажные
и шерстяные ткани, простейшие шелковые
ткани, ковры, одеяла, готовое платье, железо
в сортах, оружие, недорогая посуда. Эти
товары облагались в 25% .
В 1822 г. вступил в действие новый
тариф, в соответствии с которым: иностранные
сырые материалы и пищевые продукты, на
производство которых нельзя рассчитывать
в России, остаются свободными от обложения;
необходимые или полезные товары, производство
которых возможно только в будущем, должны
облагаться небольшими пошлинами; предметы
роскоши, товары не первой необходимости
должны быть обложены высокими пошлинами;
ввоз товаров, которые могут составить
конкуренцию местной промышленности,
должен быть запрещен. Для Царства Польского
сохранялся тариф 1819 г.; между собственно
Россией и польскими землями устанавливалась
таможенная граница.
Заключение
Александр I вступил
на престол 12 марта 1801 года в возрасте
23 лет. Он имел хорошее образование. Он
говорил, что мечтает дать народу конституцию,
устроить его жизнь и удалиться в маленький
домик на берегах Рейна.
Первые годы царствования Александра
I оставили наилучшие воспоминания у современников.
"Дней Александровских прекрасное начало"
- так обозначил эти годы А.С. Пушкин. Наступил
короткий период "просвещенного абсолютизма".
Открывались университеты, лицеи, гимназии.
Принимались меры к облегчению положения
крестьян во владение помещикам.
На первых порах Александр I
надеялся навести порядок и укрепить государство
путем введения министерской системы
центрального управления, основанной
на принципе единоначалия. В 1802 г. вместо
прежних 12 коллегий было создано 8 министерств:
военное, морское, иностранных дел, внутренних
дел, коммерции, финансов, народного просвещения
и юстиции. Эта мера укрепила центральное
управление.
Но решительной победы в борьбе
с злоупотреблениями достигнуто не было.
В новых министерствах поселились старые
пороки. Разрастаясь, они поднимались
до верхних этажей государственной власти.
Александру были известны сенаторы, бравшие
взятки. Желание изобличить их боролось
в нем с опасением уронить престиж Сената.
Становилось, очевидно, что одними перестановками
в бюрократической машине нельзя решить
задачу создания такой системы государственной
власти, которая активно содействовала
бы развитию производительных сил страны,
а не пожирала ее ресурсы. Требовался принципиально
новый подход к решению задачи.
Александру I удалось найти
человека, который « - полным правом мог
претендовать на роль реформатора» Им
стал Михаил Михайлович Сперанский.
Личность М.М. Сперанского равно
как и его работа были оценены историками
и его современниками неоднозначно. Все
отзывы действительно в той или иной мере
отражали какую-либо сторону его деятельности.
Конечно, нельзя сказать, что все его реформы,
рассматриваемые в реферате, вполне удались,
но Сперанский в какой-то степени сумел
добиться реализации своих идей и замыслов,
разумеется, не без помощи Александра
I. Если бы реформы, задуманные этим выдающимся
государственным деятелем, были воплощены
в жизнь немного позже, то они вполне вероятно
прижились бы и могли принести более позитивный
результат.
Список использованной литературы
Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России.IX-начало XX в. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2006.
Зуев М.Н. История России с древнейших
времен до конца 20 века: учебное пособие.
М.: Дрофа, 2001.
План государственного преобразования
графа М.М. Сперанского (Введение к Уложению
государственных законов). Издание Русской
мысли. М., 1905.
Карамзин Н.М. «Записка о древней
и новой России в ее политическом и гражданском
отношениях»
Сперанский С.И. Практика регионального
управления М.М.Сперанского (1816-1821гг.) // Государство и право, 2003, 5, с.76-84