С легальными уклонениями
государство может бороться только финансовыми
способами: при сокращении потребления
обложенного товара - понижать акциз. С
нелегальными способами уклонения можно
бороться только усовершенствованием
налогового аппарата, который должен быть
способен вскрывать все случаи обмана
со стороны плательщиков.
2. Амортизация
(или погашение), поглощение и
капитализация налога. Здесь выделено
два варианта:
- налог вызывает
уменьшение ценности облагаемого предмета
- амортизация налога;
- налог может
быть поглощен уменьшением ценности
предмета - поглощение налога;
- ценность предмета
увеличена благодаря уменьшению
налога - капитализация налога.
Благодаря явлениям
амортизации, поглощения и капитализации
при известных условиях увеличение налога
ведет к частичной конфискации имущества
налогоплательщика. Наоборот, уменьшение
налога может вызвать ничем не заслуженное
увеличение богатства.
3. Лицо, обязанное
уплачивать налог по закону, фактически несет бремя налога,
то есть является не только плательщиком,
но и носителем налога. Увеличение налога
может побудить производителя добиться
уменьшения затрат (например, используя
новые приемы и технические усовершенствования
в производстве) и за счет этого покрыть
налог.
4. Плательщик,
законно обложенный налогом, перекладывает
тяжесть налога на другого. Если
последнему также удается переложить
налог на третье лицо, то он
является лишь плательщиком-посредником.
Если же он окончательно несет
тяжесть налога, тогда он - носитель
налога. Ситуация переложения определяется
множеством условий: подчинение облагаемого
предмета свободной конкуренции или монополии,
наличие или отсутствие эластичного спроса
и предложения, степень мобильности (подвижности
или иммобильности облагаемого предмета).
Если налогоплательщик
монополист, то переложить налог ему значительно
труднее, чем при свободной конкуренции,
так как монополист обычно устанавливает
максимальные цены без отношения к налогу.
При попытке переложить налог монополист встречается с
риском уменьшения спроса. Поэтому монополисту
приходится принимать налог на свою прибыль,
которая и за вычетом налога обычно дает
ему достаточную выгоду. При режиме свободной
конкуренции цены приближаются к издержкам
производства, налог может войти в сумму
этих издержек. Несмотря на увеличение
цены в связи с ростом налога, потребление
не уменьшается (например, предметы первой
необходимости) и налог перелагается на
потребителя. При обложении предметов
не первой необходимости (средней роскоши)
переложение более трудно, так как в этом
случае возможно сокращение потребления.
При эластичном
спросе переложить налог очень трудно,
а при неэластичном значительно легче.
Если спрос на известный продукт легко
может быть заменен спросом на другой
продукт, то потребитель
уклоняется от переложения. Поэтому легко
перелагаются налоги на предметы первой
необходимости и трудно - на предметы средней
роскоши, при повышении цен на которые
потребитель сокращает спрос на них. Легко
перелагаются налоги на предметы роскоши,
так как очень состоятельные лица не откажутся,
несмотря на налог, от их потребления.
Чем более облагаемый
предмет иммобилен, тем труднее переложение
налога, и, наоборот, чем большей мобильностью
(подвижностью) обладает облагаемый предмет,
тем легче налог может быть
переложен. Например, владельцу недвижимого
имущества труднее перебросить налог,
чем владельцу движимого имущества, в
особенности денежных ценностей.
Таким образом,
установленные условия переложения позволили
рекомендовать финансовой практике облагать те источники,
о которых можно с уверенностью сказать,
что налог остается на них.
Одной из ключевых
проблем российской налоговой системы
является то, что налогоплательщик не
имеет достаточного представления, зачем
нужны те налоги, которые государство намерено с
него собрать. Как и всякая система, функционирующая
с участием мыслящих субъектов и коллективных
целей, налоговая система сильно зависит
от того, как она воспринимается глазами
ее субъектов. Учет активности налогового
субъекта и осознание рефлексивной природы
налогового поведения - одна из задач экономической
политики государства. Первый вопрос -
выяснение того, между какими силами или
субъектами достигается общественное
согласие и в каких рамках оно может быть
найдено.
За последние четыре
года в налоговой
сфере России сделаны серьезные шаги,
в результате чего выросла собираемость
налогов, снизились масштабы уклонения
от их уплаты. В целом же уменьшилось налоговое
бремя на экономику: снижены ставки основных
налогов, например налог на прибыль с 35
до 20 процентов, НДС с 20 до 18, введена плоская
шкала подоходного налога 13 процентов.
При этом общее количество налогов сократилось
с 52, столько их было в 1988 году, до 15.
Хотя общая налоговая
нагрузка на предпринимательскую деятельность
снизилась, она все же
по-прежнему остается неоправданно велика.
В результате снижаются возможности для
модернизации и развития производства,
создания новых рабочих мест. Налоговая
система должна обеспечивать финансирование
бюджетных потребностей, быть необременительной
для бизнеса и не препятствовать повышению
их конкурентноспособности и росту деловой
активности.
Общая логика налоговых
реформ во многих странах связана с постепенным
переходом от косвенного налогообложения
к обложению конечного дохода. Глубина
этого перехода часто
зависит от способности справиться с задачей
легализации экономической деятельности
и доходов от нее с тем, чтобы перейти к
прямому налогообложению доходов юридических
и физических лиц-налогоплательщиков.
В качестве управляющего
переданными средствами государство
для предпринимателей проявляет себя
зачастую неэффективно. Предприниматель
понимает, что эффективность чиновничьей
деятельности по доведению отчисления
до тех или иных целевых групп населения
будет много ниже той, что он достиг в своем
бизнесе. Вокруг каждого успешного предпринимателя
есть люди, которые получают от него ту
дотацию, которую они не получают от государства.
Это касается и тех рабочих мест, которые
создает предприниматель своей деятельностью,
и определенные социальные программы
и благотворительность, осуществляемые
им без участия государства.
В связи с этим,
у предпринимателя возникает чувство:
а не погасил ли он уже свой общественный
долг? И не сделал ли он это намного эффективнее,
чем государство, претендующее на часть его имущества
в виде налогов? От решения этого вопроса
зависит то, каким будет складываться
равновесие в его отношениях с государством.
Поскольку государство
диктует рамки -налоговые, административные
и иные, в которых существует бизнес, то
перед налогоплательщиком встает
вопрос о выгоде и издержках деятельности
по оптимизации налогов. На практике этот
вопрос сводится к сопоставлению уплачиваемых
государству сумм с тем, сколько надо потратить
на «механизм» уклонения от налогов.
В целом, с учетом
сложности выявления и количественного
измерения "теневых" экономических
процессов, их анализ должен основываться
на регулярном сопоставлении и перепроверке
информации, полученной из разных источников».
Таким образом,
реально достижимая экономия на налогах
оказывается очень значительной:
всего лишь несколько товарных оборотов,
проведенных по «льготной» налоговой
схеме, позволяют существенно упрочить
бизнес.
Таким образом,
чтобы осмысленно влиять на ситуацию в
стране посредством налогов, нужно не
только знать целевую функцию предполагаемых
изменений, но и довести эту информацию
до налогового субъекта. Так, одним из
механизмов для формирования у налоговых
органов доверия и легализации деятельности
у граждан и предпринимательства является
обеспечение граждан информации о налоговых
вычетах.
При этом важно
принимать во внимание не только текущее
состояние общества, но и динамику. Для
решения задачи равновесия в системе «государство-предпринимательство»
наиболее привлекательным выглядит метод
последовательных итераций, сфокусированных на сокращении
дистанции до выбранных целей. Главное
- избегать резких действий и правильно
выбирать индикаторы процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система является одним из
главных элементов рыночной экономики.
Она выступает главным инструментом воздействия
государства на развитие хозяйства, определения
приоритетов экономического и социального
развития. В связи с этим необходимо, чтобы
налоговая система России была адаптирована
к новым общественным отношениям, соответствовала
мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный
пересмотр ставок, количества налогов,
льгот и т. д. несомненно играет отрицательную
роль, особенно в период перехода российской
экономики к рыночным отношениям, а также
препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
Нестабильность налоговой системы на
сегодняшний день - главная проблема реформы
налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного
упора на чисто фискальную функцию налоговой
системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым
налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую
массу.
Анализ реформаторских преобразований
в области налогов в основном показывает,
что выдвигаемые предложения касаются
в лучшем случае отдельных элементов налоговой
системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых
льгот и привилегий; объектов обложения;
усиления или замены одних налогов на
другие). Однако в сегодняшнее время необходима
принципиально иная налоговая система,
соответствующей нынешней фазе переходного
к рыночным отношениям периода. И это не
случайно, ибо оптимальную налоговую систему
можно развернуть только на серьезной
теоретической основе.
На сегодняшний день существует огромный,
причем теоретически обобщенный и осмысленный,
опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация
на их практику весьма затруднена, поскольку
было бы совершенно неразумно не уделять
первостепенное внимание специфике экономических,
социальных и политических условий сегодняшней
России, ищущей лучшие пути реформирования
своего народного хозяйства.
Пока не будет выработано авторитетной
целостной концепции реформирования налогообложения
и его правовой формы, результаты любых
изысканий в этой сфере останутся не более
чем точкой зрения отдельных коллективов
и специалистов. В настоящее время на роль нового,
профессионально составленного, с учётом
предыдущих ошибок и неудач, налогового
законодательства претендует Налоговый
кодекс, разработанный Правительством
РФ, однако, он не лишён недостатков.
Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы
их можно было решить в том порядке, в котором
они решались, отдельными указами и поправками.
Лишь незначительная их часть будет так
или иначе решена в недалеком будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция РФ 1993г.
2. Закон Российской Федерации
“ Об основах налоговой системы
в Российской Федерации “.
3. Налоговый Кодекс РФ (часть 1, вступила
в действие с 1 января 1999 года)
4. Закон РФ «Об акцизах»
5. Закон РФ «О налоге на
добавленную стоимость»
6. ФЗ от 25 апреля 1995г. О внесении
изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации «О налоге
на добавленную стоимость»
7. Закон РФ «О налоге на
прибыль предприятий и организаций»
8. Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц»
9. ФЗ от 10 января 1997г. О внесении
изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации «О подоходном
налоге с физических лиц»
10. ФЗ от 31 марта 1999г. О внесении
изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц»
11. Финансовое право: учебник / отв.
Ред. Н.И. Химичева. 2-е изд , перераб.
и доп. – М.: 2000
12. Самойлов А.А. Акцизы недопустимо
низкие? // Мир за неделю. 2000. № 13 (30)
13. Хлебников С.И. Водку оставили
в покое // Мир за неделю. 2000. № 13 (30)
14. Винк А. Московский международный
налоговый центр. // Налоги. - 1997. - № 2.
С. 67
15. Налоги. Центр налогового права.
www.conseco.ru . Обновление: ноябрь 1999