Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:38, курсовая работа
Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги являются основным источником доходов государства, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на общественное воспроизводство и социально-экономические развитие. Одной из основополагающих категорий налогового права является категория «налогового контроля», определяющая основу государственного управления в сфере налогообложения. Необходимо признать, что при современном уровне правового регулирования налоговый контроль является сформировавшимся самостоятельным правовым институтом.
Глава 3. Анализ современного состояния проведения камеральных налоговых проверок
3.1 Правовые и организационные проблемы проведения камеральных проверок
Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Предусмотренные в ст. 88 НК РФ правомочия, осуществляемые налоговыми органами в процессе камеральных проверок (возможность затребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и дополнительные документы и т.д.), позволяют им в рамках данной формы налогового контроля выявить те проблемные моменты в деятельности налогоплательщика, более глубокий анализ которых может привести к столь желаемому для любого налогового инспектора результату, а именно доначислению в бюджет налогов и взысканию штрафных санкций[12]. В связи с вышесказанным становится очевидным, что именно камеральные налоговые проверки становятся тем звеном, усилив которое налоговые органы смогут резко поднять эффективность своей работы. Законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере осуществления мероприятий камеральной налоговой проверки, в последние годы претерпевает существенные изменения, однако многие проблемы в области правового и организационного обеспечения камеральной налоговой проверки остаются нерешенными, о чем свидетельствует как правоприменительная практика налоговых органов, так и практика арбитражных судов. В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Особо важным направлением камеральной проверки является проверка обоснованности заявленных плательщиком к возмещению сумм НДС, а также применение налоговых льгот в части исчисления НДС. На сегодняшний день проблема возмещения НДС4 из федерального бюджета остается серьезным препятствием для развития российского экспорта, поскольку налоговые органы в большинстве случаев не могут проверить реальность экспортных операций в срок менее чем 1 год. В связи с тем что налоговое законодательство в области организации и проведения мероприятий камеральной налоговой проверки окончательно не сформировалось, многие аспекты осуществления камеральной налоговой проверки в настоящее время не урегулированы законом, на практике возникает большое количество споров между налогоплательщиками и инспекциями Федеральной налоговой службы, а также нередки противоречия между различными судебными инстанциями[13]. До внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс судебные органы, разрешая подобные проблемы на практике, оставляют за налоговым органом право проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика с учетом вновь открывшихся обстоятельств.
Данное положение подтверждается Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 октября 2007 г. N 10678/07, в котором говорится, что налоговые органы могут "провести выездную налоговую проверку правильности исчисления и уплаты того же налога (НДС. - Прим. автора) по тем же налоговым периодам и принять соответствующее решение по результатам такой проверки". Также при решении данной проблемы, на наш взгляд, государству в лице компетентных органов необходимо рассмотреть вопрос заключения международных соглашений, предусматривающих согласованные действия налоговых органов стран по администрированию налоговых и иных обязательных платежей, полномочия налоговых органов страны осуществлять взыскание налогов с граждан в пользу другой страны, перед которой гражданин имеет неисполненные обязанности по уплате налога, применение мер обеспечения такого взыскания (арест имущества, приостановление операций по счетам). Подобные соглашения существуют в настоящее время с некоторыми иностранными государствами и предполагают обмен информацией. В соответствии с ними в Российскую Федерацию поступает информация о регистрации налогоплательщиков, открытии счетов, полученных доходах и уплаченных суммах налогов, иная информация, связанная с налогообложением. В свою очередь, Российская Федерация предоставляет аналогичную информацию. Помимо разработки и заключения соглашений, совершенствования международного информационного взаимодействия требуют решения технические проблемы (внедрение единого формата передачи данных, защита каналов связи и т.д.). Таким образом, для выполнения требований статьи 88 (камеральная налоговая проверка) НК РФ необходимы в первую очередь активная правотворческая деятельность компетентных законодательных органов, основанная на сложившейся правоприменительной практике, а также разработка и внедрение механизмов, позволяющих более эффективно выполнять задачи новых технологий налоговых проверок и органов по сбору налогов, обеспечивать оперативное проведение проверок с максимальным охватом налогоплательщиков, повышение объективности информации, содержащейся в информационных базах данных, анализ информации о налогоплательщиках для рационального отбора налогоплательщиков на выездную налоговую проверку, проведение оптимальной предпроверочной подготовки специалистов перед выходом на проверку. Учитывая изложенное, можно прийти к выводу, что пробелы налогового законодательства можно преодолеть путем правотворческой деятельности компетентных государственных органов, которая должна основываться на сложившейся правоприменительной и арбитражной практике.
3.2 Практика проведения камеральной налоговой проверки в Республике Бурятия
По итогам проведения камеральных налоговых проверок 5 выявлено, что за 1 квартал 2013 года поступило в МРИ ФНС №1 г. Улан-Удэ- 5192 декларации, из них 302 декларации с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет. Сумма , подлежащая уплате в бюджет составляет 7 705000 руб. За 2012 год поступило 4678 декларации, из них 278 деклараций с суммой налога, подлежащей уплате в бюджет. Сумма , подлежащая уплате в бюджет составляет 6304000руб. За 2011 год поступило 4210 деклараций, из них 221 декларация с сумой налога, подлежащая уплате в бюджет. Сумма, подлежащая уплате в бюджет составляет 5834000 руб. Таким образом , исходя из данных о поступлениях налоговых деклараций в МРИ ФРНС №1 г. Улан-Удэ, можно составить динамику
поступления налоговых деклараций.
Год |
Количество поступивших деклараций |
Количество деклараций с суммой налога, подлежащей к уплате в бюджет |
Сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет |
2011 |
4210 |
221 |
5834000 |
2012 |
4678 |
278 |
6304000 |
2013 |
5192 |
302 |
7705000 |
Таблица 1. Динамика поступлений налоговых деклараций
Зная динамику
поступления налоговых
График 1. Темпы роста налоговых деклараций
По данным диаграммы видно, что количество подаваемых деклараций увеличивается с каждым годом, что способствует большим поступлениям налогов в бюджет.
По результатам
камеральных налоговых
Заключение
Камеральная налоговая проверка - проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Предметом камеральной проверки является арифметический контроль предоставляемых налогоплательщиками данных, проводимый в процессе текущей деятельности налоговых органов по мере поступления к ним документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (как правило, налоговых деклараций). Правильность проведения и достоверность сведений при проведении камеральной налоговой проверки позволяет предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии. Кроме того для более эффективного проведения камеральной налоговой проверки необходимо: активная правотворческая деятельность компетентных законодательных органов, основанная на сложившейся правоприменительной практике, а также разработка и внедрение механизмов, позволяющих более эффективно выполнять задачи новых технологий налоговых проверок и органов по сбору налогов, обеспечивать оперативное проведение проверок с максимальным охватом налогоплательщиков, повышение объективности информации, содержащейся в информационных базах данных.
Список литературы
9. Налоговое расследование:
Экспериментальный учебник для юридических
и экономических вузов и факультетов/Под
общ. Ред. Ю. Ф. Кваши. М.: Юрист, 2004.
10. Родионова В. М., Шлейников В. И. Финансовый
контроль: Учебник М.: ИД ФБК-Пресс, 2002.
11. Журнал «Время Бухгалтера» № 42(96) 2006 www.v2b.ru 12. Налоговая
политика и практика: Журнал 2.2004. М.: Издательство
экономико – правовой литературы.
13. http://www.nalog.ru
1 http://www.r03.nalog.ru/pv/
2 http://www.nalog.ru/kontr_
3 http://www.nalog.ru/kontr_
4 http://www.nalog.ru/kontr_
5 http://www.nalog.ru/kontr_
Информация о работе Методика проведения камеральной налоговой проверки в Республике Бурятия