2.3.Показатели эффективности
налоговой системы.
Налоги составляют
основную долю доходной части государственного
бюджета стран с рыночной экономикой.
Первым общим показателем, характеризующим
их роль в экономике той или иной страны,
служит доля всех налоговых поступлений
в валовом национальном продукте (ВНП).
В России в начале 90-х гг. она составляла
40-45%, сейчас составляет около 30-35%. Следовательно,
после реформирования налоговой системы
Россия по доле налогов в ВНП оказалась
в ряду стран с развитой рыночной экономикой,
имеющих умеренный уровень налогообложения.
Сокращение этой доли в основном вызвано
двумя причинами - уменьшением относительного
объема налогов из-за заметного снижения
в 1993 году ставки налога на добавленную
стоимость и большими масштабами укрытия
доходов от налогов.
Второй обобщающий
показатель налоговой системы характеризует
распределение налоговых поступлений
по различным бюджетным уровням. В современной
России налоговые поступления делятся
примерно поровну между федеральным уровнем
и уровнем субъектов Федерации (с тенденцией
к увеличению доли последних) при явном
преобладании косвенных налогов на федеральном
и прямых налогов на уровне субъектов
Федерации. На практике такое распределение
стало объектом острой борьбы, проявляющейся
в частности, в стремлении ограничить
власть центра при определении долей участия
в налоговых поступлениях, вырвать льготы
для одних субъектов Федерации за счет
других, в неудовлетворительном покрытии
социальных и иных нужд многих субъектов
Федерации при распределении центром
налоговых поступлений. Вместе взятые,
эти противоречия заметно дестабилизируют
весь бюджетный процесс.
Третий показатель
- данные о структуре налогообложения.
Для России они выглядят примерно следующим
образом:
Налог на добавленную
стоимость – 46,9%
Акцизы – 14,1%
Налог на прибыль –
14,6%
Ресурсные налоги –
3,5%
Имущественные налоги
– 3,9%
Остальные поступления
– 17,0%
Сформировавшаяся
в России система налогообложения резко,
если не принципиально, отличается от
принятой в западных странах. Наиболее
разительно это отличие проявляется в
гораздо большем удельном весе налоговых
поступлений, изъятий из прибыли предпринимательства
и такого налога на потребление, как НДС.
3. Проблемы налоговой системы
Российской Федерации.
3.1. Недостатки налоговой системы России.
Налоговая система
- наиболее активный рычаг государственного
регулирования социально-экономического
развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической
деятельности, структурных изменений
в производстве, ускоренного развития
приоритетных отраслей.
С самого начала построения
налоговой системы России был взят фискальный
ориентир. Налоговая система стала приобретать
конфискационный характер. Через различные
налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли.
Современная российская налоговая система
лишена стимулирующего начала, которое
в современных условиях развития должно
осуществляться при реализации всех функций
налогообложения - фискальной, распределительной
и регулирующей.
Основной целью российской
налоговой системы была определена, прежде
всего, ликвидация дефицита бюджета. Это
определялось не только преобладанием
монетаристского подхода к ее построению
в его одностороннем понимании без учета
конкретных российских условий, но и требованиями
международных финансово-кредитных организаций,
которые для предоставления кредитов
поставили условия - стабилизация рубля
и сокращение бюджетного дефицита.
Основной недостаток
налоговой системы России состоит в том,
что она ориентирована на устранение дефицитности
бюджета изъятием доходов предприятий.
Нет достаточной увязки налоговой системы
с развитием экономики и деятельностью
непосредственных ее субъектов - предприятий.
Потеря такой взаимосвязи привела к тому,
что налоговая система развивается сама
по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное
давление, - сами по себе. Многие поставлены
на грань убыточности и банкротства. При
этом предприятия заинтересованы в получении
минимальной прибыли, чтобы избежать высокого
налогообложения. Налоговая система должна
быть повернута к производству, стимулируя
его рост и тем самым, увеличивая базу
налогообложения.
Налоговая политика
России строится пока исходя из принципа
- “чем больше ставка, тем лучше для государства
и построения рыночной экономики”. В итоге
- недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых
сумм), сокращение производства товаров,
падение инвестиционной активности и
отсутствие какой-либо заинтересованности
предприятия в развитии производства.
Налоговая система
должна базироваться на оптимальном сочетании
интересов всех социальных слоев общества
- предпринимателей, работников, государственных
служащих, учащихся, пенсионеров и других,
которые имеют большие различия в получаемых
доходах. Такая социальная функция налогов
имеет большое значение для обеспечения
социального равновесия в обществе.
Наша налоговая система
построена так, что налоговые платежи
возрастают по мере роста цен. Это очень
удобно с точки зрения фискального содержания
системы, но совершенно неприемлемо с
позиций обоснованности налогообложения.
Создается иллюзия роста доходности бюджета,
тогда как на самом деле все это обусловлено
инфляционным фактором - идет процесс
“накачивания” налоговой массы, но в
то же время увеличивается дефицитность
бюджета, так как инфляционный фактор
еще в большей степени влияет на его расходы.
Одним из наиболее
существенных недостатков действующей
налоговой системы является то, что она
почти не стимулирует формирования в экономике
наиболее важных пропорций развития. Ядром
такой пропорциональности является соотношение
темпов роста производительности труда
и фонда потребления, как на макро-, так
и на микроуровне.
Пока же налоговая
система России не ориентирована на косвенное
поддержание указанного соотношения налоговыми
методами, хотя и была сделана попытка
через налогообложения прибыли предприятий
воздействовать на сокращение темпов
роста фонда потребления на предприятиях
через минимальный необлагаемый его размер.
Но такой порядок налогообложения не решает
главнейшей проблемы - стимулирования
роста производительности труда, вызывая
у предприятий желание, найти всевозможные
ухищрения для сокрытия фонда заработной
платы, и, прежде всего его распределения
на большую численность работников, то
есть фактически стимулирует непроизводительный
труд с минимальной оплатой, падение его
производительности.
Все еще актуальной
остается задача обеспечить формирования
такой системы налогообложения, которая
способствовала бы развитию экономики,
формированию полноценных субъектов рынка
с одновременным постепенным решением
проблемы сокращения дефицитности бюджета
и достижения финансовой стабилизации
с последующим переходом к экономическому
росту. Понятно, что взвешенной налоговой
политике принадлежит особая роль. Наряду
с фискальной ролью налоговая система
в условиях становления рынка должна выполнять
активную стимулирующую функцию.
3.2 Перспективы
развития налоговой системы РФ
Главной целью развития налоговой
системы РФ является формирование эффективной
налоговой системы, способствующей конкурентоспособности
РФ, стимулирующей экономический рост
и обеспечивающей необходимый уровень
доходов бюджетной системы.
Исходя из этого определяются
следующие задачи, решение которых позволит
обеспечить поставленную цель: оптимизация
налоговой нагрузки на экономику; обеспечение
стабильности, нейтральности и справедливости
налоговой системы; обеспечение эффективного
налогового администрирования 5
Для решения этих задач необходимо
обеспечить равные условия налогообложения
для предприятий, работающих в одной сфере,
исключив возможности для необоснованного
снижения налоговой нагрузки путём использования
имеющихся «налоговых лазеек» в законодательстве,
прежде всего с использованием трансфертного
ценообразования. При этом необходимо
чётко разграничить правомерную практику
налоговой оптимизации от случаев противоправного
уклонения от уплаты налогов.
Обеспечение эффективного налогового
администрирования требует совершенствования
методического обеспечения, повышения
качества и упрощения налоговых процедур,
включая исполнение налоговых обязательств
налогоплательщиками, упрощение процедуры
государственной регистрации организаций
и индивидуальных предпринимателей. Необходимо
развитие системы электронного взаимодействия
между налоговыми органами функций по
представлению и защите интересов Российской
Федерации при решении вопросов о несостоятельности
(банкротстве). Одновременно должны быть
приняты меры по повышению общей комфортности
налоговой системы, предполагающей исключение
имеющихся нареканий на работу налоговых
органов (необоснованно большой объём
запрашиваемых документов, трудности
при получении пояснений от налогового
инспектора и т.п.), уменьшение количества
судебных исков со стороны налогоплательщиков,
улучшение разъяснительной работы по
применению законодательства о налогах
и сборах. Важно, чтобы осуществляемые
ФНС России меры по укреплению налогового
администрирования не препятствовали
безусловному соблюдению прав и законных
интересов налогоплательщиков, обеспечивали
самостоятельное и добросовестное выполнение
налогоплательщиками своих обязанностей.
Это может быть реализовано как путём
внесения изменений в законодательство,
так и посредством осуществления мер по
улучшению организации работы налоговых
органов.
С 1 января 2009 года введена обязательная
процедура внесудебного рассмотрения
споров с налогоплательщиком. Иными словами,
прежде чем обратиться в суд, налогоплательщик
обязан обжаловать решение налогового
органа в вышестоящей налоговой инстанции
Следует отметить, что обсуждение
многочисленных изменений в налоговое
законодательство проходит при активном
участии бизнес-сообщества. Поступают
предложения в адрес Совета по конкурентоспособности
и предпринимательству при Правительстве
РФ, широко освещаются эти вопросы в СМИ.
Это является положительным явлением
с точки зрения усиления общественного
участия в государственном управлении
и формирования налоговой политики государства.
Заключение
Налоги являются необходимым
звеном экономических отношений в обществе
с момента возникновения государства.
Развитие и изменение форм государственного
устройства всегда сопровождаются преобразованием
налоговой системы. В современном цивилизованном
обществе налоги — основная форма доходов
государства. Помимо этой сугубо финансовой
функции налоговый механизм используется
для экономического воздействия государства
на общественное производство, его динамику
и структуру, на состояние научно-технического
прогресса.
Налоговая система является
одним из главных элементов рыночной экономики.
Она выступает главным инструментом воздействия
государства на развитие хозяйства, определения
приоритетов экономического и социального
развития. В связи с этим необходимо, чтобы
налоговая система России была адаптирована
к новым общественным отношениям, соответствовала
мировому опыту.
Нестабильность наших налогов,
постоянный пересмотр ставок, количества
налогов, льгот и т. д. несомненно, играет
отрицательную роль, особенно в период
перехода российской экономики к рыночным
отношениям, а также препятствует инвестициям
как отечественным, так и иностранным.
Нестабильность налоговой системы на
сегодняшний день - главная проблема реформы
налогообложения.
Новый, недавно принятый, составленный
с учётом предыдущих ошибок и неудач, Налоговый
кодекс, разработан Правительством РФ.
Несомненно, он является прогрессивным
законодательным актом, по сравнению с
ранее действовавшим налоговым законодательством,
и создал более благоприятный правовой
режим для налогоплательщиков. Однако
уже с первых дней действия нового Налогового
кодекса встал вопрос о внесение в него
дополнений и изменений.
Можно надеяться, что с принятием
так долго ожидаемого законодательного
акта налоговая система нашей страны все-таки
выйдет на более высокий уровень и, наконец,
можно будет решить многие проблемы российской
экономики.
Список литературы
- Феоктистов И.А. Комментарии к Налоговому кодексу РФ. – М.: Гроссмедиа, 2010. – 192 с.
- Киперман Г.Я.,Белялов А.З. "Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации",Москва,МВЦ "АЙТОЛАН",1992 г.
- Налоговый кодекс Российской
Федерации, часть первая и вторая. Российское
законодательство. Москва, 2010
- Крохина Ю. А. Налоговое право
России. Учебник для вузов 3-е издание.
– Москва: «Норма», 2008
- Дубов В. В. Действующая
налоговая система и пути её совершенствования.
// Финансы. - 1997.
- Черник Д.Г. О роли налоговой
системы в стабилизации экономики// Российский
налоговый курьер – №1 – 1998г.
- http://sitereferatov.ru/nalog/575-16.html
- http://uchebnik-online.com/122/757.html
1 Киперман Г.Я.,Белялов А.З. "Налогообложение
предприятий и граждан в Российской Федерации",
1992 г.
2 Черник Д.Г. О роли налоговой
системы в стабилизации экономики// Российский
налоговый курьер – №1 – 1998г.
3 Дубов В. В. Действующая налоговая
система и пути её совершенствования.
// Финансы. - 1997.
4 Крохина Ю. А. Налоговое право России.
Учебник для вузов 3-е издание. – Москва:
«Норма», 2008
5 Феоктистов И.А. Комментарии к Налоговому
кодексу РФ. – М.: Гроссмедиа, 2010. – 192 с.