Налоги и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:31, реферат

Краткое описание

Налоговая политика является одним из рычагов государственного управления. Смягчая или ужесточая налоги в той или иной области государство, тем самым косвенным образом воздействует на развитие той или иной сферы общественной жизни. Так как религия всегда была и будет важной частью людей, то неудивительно, что государство прямо или косвенно всегда стремится влиять на нее, в том числе и с помощью налогов. На протяжении истории России налоговая политика государства в религиозной сфере также играла определенную роль в развитии религиозной жизни в стране. В разные периоды государство либо стимулировало и поощряло деятельность религиозных объединений с помощью особого порядка налогообложения и системы налоговых льгот (дореволюционный период), либо напротив, сильно ужесточая налоговое бремя на религиозные объединения, стремилось подавить религиозную жизнь в стране (советский период).

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1 Священные книги и налоги………………………………………………… 4
1.1 Библия и налоги 4
1.1.1 Что говорится в Библии о налогах………………………… 4
1.1.2 Библия и современные налоги…………………………….. 9
1.2 Коран и налоги……………………………………………………. 10
2 Налоги и религия………………………………………………………….. 11
2.1 Налоги в христианстве……………………………………………. 11
2.2 Налоги в исламе……………………………………………………. 14
3 Налоги и религиозные организации в истории России………………….. 20
Заключение……………………………………………………………………. 38

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Налоги и религия.doc

— 821.00 Кб (Скачать файл)

 

1.1.2 БИБЛИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ НАЛОГИ

 

До сих пор у Российского Библейского общества (РБО) идет с Федеральной таможенной службой (ФТС) и Правительством РФ относительно возврата НДС, взимаемого при импорте Библий и библейской литературы. Дело в том, что согласно совокупности международных и российских правовых актов (Флорентийской и Бернской конвенциям, Налоговому кодексу РФ, Постановлению Правительства РФ) литература, которая является религиозной  и в то же время относится к сфере образования, науки и культуры  (а Библейская литература именно таковой и является)  должна освобождаться от взимания НДС при импорте.

После длительной переписки с Правительством РФ, упорной борьбы на Комиссии Правительства РФ по делам  религиозных объединений, публикаций в СМИ, Правительство РФ и Министерство печати признали, что Библия относится к сфере образования и культуры и с 2006 года выдают РБО соответствующие подтверждения, необходимые для таможни. В результате в бюджет РБО были возвращены миллионы рублей.

Однако, в 2007 году ФТС РФ  усомнилась в том, что Библия является религиозной книгой (!) и НДС, уплаченный при импорте, возвращать перестала. Длительная переписка и переговоры с Правительством РФ результатов не дали, также как и личная аудиенция вместе с Президентом РБО у руководителя ФТС РФ.

Поэтому в настоящее время РБО готовит иск к ФТС РФ и, в случае очередного отказа вернуть деньги, намерено подать его в суд. Тут хочется голосом из НАШЕЙ РАШИ сказать: "Только наша страна настолько духовно богата, что считает Библию не религиозной книгой!"

 

1.2. КОРАН И НАЛОГИ

 

В Коране перечислены несколько видов налогов, которые должны уплачиваться населением (закят, харадж, джизья, хумс, ганима…). Основная функция налогов – помощь нищим и бедным. Аллах не только заповедал верующим совершение молитвенного обряда, но и потребовал от них оказания материальной помощи тем, кто в ней нуждается. В книге перечислены категории людей, которым следует помогать:

«Милостыни только бедным, нищим, смотрителям милостынь, сердечно верным союзникам; на откуп рабов, для вошедших в долги, на походы по пути Божию: и на путешественников, согласно уставу Божию: Бог знающий, мудр» (Коран, сура 9:60).

Только Бог может определить, кому родиться богатым, а кому — бедным, поэтому все мусульмане имеют обязанности по отношению друг к другу. Помощь бедным — обязанность богатого; для мусульманина, честно нажившего свое богатство, не существует проблемы личного выбора.

«Делайте пожертвования на путь Божий; не подвергайте сами себя погибели; благодетельствуйте, потому что Бог любит благодетельствующих» (Коран, сура 2:191).

«Спасшиеся от жадности своей — преуспеют»(Коран).

Можно заметить различное отношение двух главных Священных книг к налогам. Если в Библии говорится о том, что населению в связи с жизненными обстоятельствами приходится платить подати и сборы и в целом заметно отрицательное отношение к налогам, то Коран, наоборот, пропагандирует выплату налогов. Это связано, с тем, что религии формировались в разные исторические эпохи. Христианство зародилось в Израиле, которое находилось  в это время под гнетом Римской империи, Ислам же зародился в Саудовской Аравии, которая была свободным государством.

2 НАЛОГИ И РЕЛИГИЯ

 

2.1 НАЛОГИ В ХРИСТИАНСТВЕ

 

Апостольская община во время пребывания в ней Иисуса Христа, постоянно проповедуя Евангелие в различных местах Палестины, удовлетворяла свои скромные потребности в пище, одежде и жилище за счет пожертвований народа в натуральной и денежной форме (согласно повествованиям евангелистов, казначеем этой общины был Иуда Искариот ).

 

Рис 3 – Эпизод из земной жизни Иисуса Христа

 

Избыток сверх самого необходимого, при этом, раздавался нищим.  

В первохристианской общине Иерусалима практиковались лишь добровольные пожертвования. Ее члены первоначально жертвовали все свое имущество, точнее объявляли его общим и предоставляли право распоряжаться им апостолам. 

Состояние, при котором члены общины отказывались от частной собственности, считая свое имущество непосредственно Господним, продлилось, однако, недолго. Быстрый рост числа последователей учения Христова привел к тому, что в ней стали появляться люди, для которых планка оказалась поднятой слишком высоко. История Анании и Сапфиры  показывает, что некоторые члены первохристианской общины семейную собственность ставили на первое место. По этой причине, в христианской практике последующих веков воспроизведение имущественных отношений, подобных отношениям в общине апостольской осуществлялось лишь в общежительных монастырях, в которых, наряду с обетами послушания и нестяжания (т.е. отказа от частной собственности) постригаемые в монахи давали и обет безбрачия. Вероятнее всего, семейная собственность стала причиной того, что в других христианских общинах, а впоследствии и  в самой общине Иерусалимской не практиковался отказ от частной собственности, а выделялась собственность церковная, церковное имущество.

В этой связи примечателен опыт блаж. Августина, который еще до своего обращения сделал попытку обобществить имущество членов общины, включающей узкий круг лиц, всего около десяти человек. Блаж. Августин и его друзья (один из них Романиан, особенно ратовавший за эту идею, был очень состоятельным человеком) решили сделать складчину из всего их имущества и назначать на год двух экономов из своего числа для распоряжения этим имуществом с тем, чтобы остальные были бы свободны от этих проблем. Плану не суждено было осуществиться. Как пишет блаж. Августин : « А потом стало нам приходить в голову, допустят ли это женушки, которыми одни из нас обзавелись, а я хотел обзавестись. После этого весь план наш, так хорошо разработанный, рассыпался прахом и был отброшен…»   Много лет спустя, уже став епископом, блаж. Августин все- таки отказался от частной собственности и этим своим примером подвиг на это же своих клириков, не имевших по западно-христианским традициям, семей. Им, по сути, была создана монашеская община в миру.

Церковное имущество христианских общин первых веков, судя по источникам тех лет, формировалось благодаря добровольным пожертвованиям их членов и внешних жертвователей. Есть также свидетельства, о существовании некоего добровольного налога, вводимого, вероятно, когда закономерно несколько ослабевал первый жертвенный порыв составивших общину христиан. Св. ап. Павлом для галатийских христиан была установлена традиция сберегать в первый день недели посильные суммы из своих доходов для последующих пожертвований.  По свидетельству св. великомученика Иустина, пожертвования, размер которых определяли сами жертвователи, собирались во время богослужений и поступали в распоряжение епископа. Этот же автор пишет о том, на что, прежде всего, расходовались собранные средства: « Состоятельные и желающие каждый дают по собственному желанию; собранное сохраняется у предстоятеля, а он помогает сиротам и вдовам, также нуждающимся вследствие болезни или другой причины, узникам и проезжающим чужестранцам, и вообще печется о всех, кто терпит нужду.» 

В первые три века христианства в эпоху гонений многократно проводилась конфискация церковной собственности в пользу императорской казны.  Миланский эдикт 313 года положил начало новому этапу взаимоотношений Церкви и государства. Направление потока  материальных средств сменилось. Вскоре после эдикта, церковная собственность, в том числе недвижимость, конфискованная ранее или проданная частным лицам, была возвращена христианам безвозмездно с компенсацией последним за счет государства.  С этих пор государства христианских народов стали способствовать сбору церковных налогов, а порой становились в этом деле посредником. Во втором случае церковный налог становился обязательным и мало чем отличался от налогов государственных. Христианский Восток в большей степени тяготел к централизованной десятине, христианский Запад – к десятине частной, узаконенной указом императора Карла Великого в 779 году. При этом как на Востоке, так и на Западе в Средние века важнейшим источником дохода была натуральная рента с земельных наделов монастырей и епископских кафедр.

 

2.2 НАЛОГИ В ИСЛАМЕ

Исламизм в наши дни оказывает весомое влияние на экономику многих стран. В государствах, принявших ислам в качестве официальной религии, доминирует неукоснительное следование шариату – древнему своду правил и предписаний.

Шариат определяет не только духовную основу жизни всех мусульман, но и даёт некоторые предписания относительно рыночной экономики. Хотя прямых ответов на экономические вопросы шариат не содержит, однако многие его положения касаются сбора налогов и пошлин. Официально налоги и пошлины организуются в пользу незащищённых слоёв населения ("подача милостыни и проявление солидарности с бедными").

Шариат предусматривает выплату следующих налогов:

        Харадж – поземельная подать

        Хумс – отчисления с различных видов добычи в размере 1/5

        Доля добычи (ганима), отчисляемая в распоряжение главы государства 1/5

        Налог с добычи продуктов моря 1/5

        Отчисления доли найденного клада 1/5

        Пошлина государству при продаже земли мусульманином немусульманину 1/5

        ушр – налог или сбор в размере 1/10 (десятина)

        налог с продуктов земледелия

        торговая пошлина и другие торговые сборы

        джизья (джизйа) – подушная подать с иноверцев в мусульманских странах

        таможенные сборы

        закят

Большинство из них выплачиваются до сих пор.

Закят(по-арабски «очищение») — это регулярное священное подаяние, в основе которого лежит отнюдь не чувство симпатии и сострадания. В Коране даже называется размер этого налога - сороковая часть (2,5%) от всего нажитого благосостояния (см. Коран, суру 26:109). Это вполне разумная сумма, не представляющая собой особенной жертвы, если, конечно, вы не обладатель несметного богатства. В последнем случае от вас будут ожидать еще большей суммы. Налог взимается только с имущества вполне определенной ценности при условии владения им на протяжении целого года. Налог не взимается за вьючных и сельскохозяйственных животных. Согласно шариату, закят уплачивается один раз в год, в определённый день месяца Рамадана. В некоторых странах – таких, как Пакистан и Бангладеш – закят стал обыкновенным государственным налогом.

Таким образом, уплата закята позволяет добиться более справедливого распределения жизненных благ и духовно очищает того, кто платит его своевременно, свидетельствуя о чистоте праведно нажитого благосостояния. Налог помогает мусульманину преодолеть в себе жадность, а получающему помощь — побороть свою ревность, зависть и ненависть.

Закят существует не только для помощи бедным, но и для того, чтобы помочь богатым честно исполнить возложенные на них обязанности по отношению к другим людям, ибо мусульмане полагают, что богатство даруется Богом временно и распорядиться им следует соответственно, не скупясь.

Совершают подаяние закят обычно анонимно, чтобы избежать всяческих замешательств и затруднений. Однако подаяния могут совершаться и публично в целях поощрения остальных верующих к исполнению этого богоугодного дела (см. Коран, суру 2:273). Коран не одобряет людей, превращающих подаяние в представление: «Верующие! не делайте ваших милостынь тщетными через упреки и укоры, как тот, кто жертвует из своего имущества, лицемеря перед людьми, тогда как сам не верует в Бога и в Последний день: он подобен голой скале, покрытой немного землей; прольется ли на нее обильный дождь, она остается голым камнем» (Коран, сура 2:266).

Мусульмане считают, что все во Вселенной, включая и то, что люди обыкновенно полагают своей собственностью, принадлежит Богу. Если вся наша собственность доверена нам в долг Богом, то все пожертвованное нами во имя Бога возвращается к своему истинному Владельцу. Стоит добавить, что сегодня закятом облагаются активы, которые удовлетворяют определенным условиям, а именно, когда:

        Величина активов на момент подсчета суммы налога превышает нисаб (минимум собственности, подлежащей обложению закятом, согласно шариату, в настоящее время нисаб составляет 82 г золота.);

        Активы находятся в собственности налогоплательщика в течение года;

        Активы приобретены законным путем;

        Совершаемые с этими активами коммерческие операции не противоречат шариату;

        Активы предназначены для личного пользования.

При соответствии всем вышеперечисленным условиям обложению закятом подлежат следующие виды активов:

        Акции;

        Запасы в виде готовых товаров, предназначенных к продаже;

        Основные промышленные фонды, сумма закята с которых определяется на основе полученного с их помощью объема продукции;

        Доходы, полученные от сдачи в аренду зданий и земли;

        Чистые счета к получению (счета к получению за минусом безнадежных долгов и счетов к оплате);

        Доходы от торговли и предпринимательской деятельности;

        Скот;

        Продукты земледелия (урожай с продовольственных и плодовых культур).

Необходимо отметить, что выше представлена база налогообложения закята с учетом мнений мусульманских правоведов различных богословско-правовых школ. В то же время не всегда все вышеуказанные активы облагаются особым религиозным налогом, поскольку в Коране определена процедура взимания закята только с видимого имущества – золота, серебра и товаров, в то время как величина закята со «скрытого» дохода, к которому отнесены, например, доходы от торговли и предпринимательской деятельности, определяется самими верующими. Практика применения особого религиозного налога свидетельствует, что в настоящее время им, как правило, облагаются денежные средства, скот, продукты земледелия и готовые товары, предназначенные к продаже.

Информация о работе Налоги и религия