Налоги, как звено финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность, основные понятия, виды и функции налогов, собираемых в РФ.
1.1. Сущность, основные понятия и способы взимания налогов…………...4
1.2. Виды налогов……………………………………………………………....7
1.3. Функции налогов………………………………………………………….11
2. Налоги и их место в финансовой системе.
2.1. Понятие, сущность и структура финансовой системы и финансовых отношений……………………………………………………………………….12
2.2. Элементы финансовой системы РФ………………………………………18
2.3. Сущность, роль и взаимосвязь налогов в финансовой системе общества………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………............32
Список использованной литературы…………………………………...............33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 68.28 Кб (Скачать файл)

В последние десятилетия  заметна тенденция понижения  ставок подоходного налога в мире. Тем не менее в развитых странах физические лица расходуют весьма существенную часть своего дохода на выплату этого налога. Подоходный налог с физических лиц в этих странах, в отличие от России, является главной составляющей бюджетных доходов.

2. Налог на прибыль  предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими  лицами. Однако для некоторых  фирм в мелком бизнесе делается  исключение: они признаются юридическими  лицами, но налоги платят не  они, а их владельцы через  индивидуальный подоходный налог.

Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению  налогом подлежит прибыль, чистый доход (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). В России ставка этого налога близка к той, что  действует в ведущих развитых странах – до 35%.

Налогообложение той части  прибыли, которая подлежит распределению  между акционерами (пайщиками) в  виде дивидендов, в разных странах  осуществляется по-разному. Полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом: вначале корпоративным  налогом как часть прибыли, а  затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается с точки  зрения налогообложения в доход  акционеров. В результате возникает  так называемое двойное налогообложение. Оно имеет место и в других случаях.

В зависимости от подхода  к двойному налогообложению распределяемой прибыли национальные системы взимания налога на прибыль предприятий можно  сгруппировать следующим образом:

– классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается вначале налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, США, Швеция, Швейцария, а также Россия);

– система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль либо облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Япония), либо частично освобождается от налогообложения (Испания, Финляндия);

– система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан или не удержан корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров (Великобритания, Ирландия, Франция);

– система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия, Финляндия).

3. Социальные взносы (социальные  налоги) охватывают взносы предприятий  на социальное обеспечение и  налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично – их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями. В России взносы предприятий в государственные внебюджетные фонды составляют около 39,5% от их затрат на заработную плату.

4. Поимущественные налоги  – это налоги на имущество,  землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер  этих налогов определяется задачей  перераспределения богатства. В  некоторых странах такие налоги  включаются в акцизные сборы,  взимаемые при совершении сделок.

5. Налоги на товары  и услуги, прежде всего таможенные  пошлины и сборы, акцизы, налог  с продаж и налог на добавленную  стоимость. Последний схож с  налогом с продаж, при котором  всю его тяжесть несет конечный  потребитель. Налогоплательщики,  которые в процессе работы  добавляют стоимость к поступившим  в их распоряжение предметам  труда, облагаются налогом с  этой добавленной стоимости. Но  каждый налогоплательщик включает  эту сумму в цену своего  товара, который движется по цепочке  вплоть до конечного потребителя.  В России используется несколько  упрощенная, так называемая косвенная  модель исчисления добавленной  стоимости, т.е. не прямо с  величины добавленной стоимости,  рассчитать которую непросто, а  исходя из величины реализации  произведенной продукции за минусом  закупленных сырья, материалов, полуфабрикатов и т. д.

Налог на добавленную стоимость  взимается в России (по стандартной  ставке 20%) и почти во всех развитых странах по основной (стандартной) ставке, которая колеблется, например, в  ЕС, вокруг 15%. Однако по некоторым товарам  и услугам НДС не взимается, а  по другим взимается по повышенной или пониженной ставке. В большинстве  регионов России взимается и налог  с продаж (по ставке до 5%) с ряда товаров  и услуг. В некоторых регионах России начал действовать единый налог на вмененный доход. Его  плательщиком является малый бизнес в сфере услуг. Налог уплачивается раз в квартал в размере 20% от предполагаемого будущего налога.

Налоговые платежи поступают  в центральный, региональные и местные бюджеты. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. В России в местные бюджеты целиком поступают налоги на имущество физических лиц и земельный налог, налог на наследство или дарение и некоторые незначительные налоги. К региональным налогам в России относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, налог с продаж, дорожный и транспортный налоги и ряд менее значительных налогов. К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий, взносы во внебюджетные фонды, таможенные пошлины и сборы, различные налоги на пользователей природными ресурсами. Поступления от ряда налогов (в России это НДС, налог на прибыль предприятий, акцизы) делятся между центральным и территориальными бюджетами.

В связи с определенными  противоречиями между интересами центрального правительства и территориальными экономическими интересами вокруг разделения налоговых поступлений идет политическая борьба. Местные жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств  поступало в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, общин, так как  из этих средств финансируются образование, здравоохранение, благоустройство  территории, местное общественное строительство, охрана порядка и окружающей среды. У центрального правительства постоянно  не хватает средств на административные и военные расходы, решение глобальных экономических и социальных задач.

 

    1. Функции налогов.

 

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.3

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется  в их функциях, в той «работе», которую они выполняют.

Различают следующие функции  налогов:

Фискальная функция реализует  ныне основное предназначение налогов  — формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов. Однако реализация фискальной функции налогов  имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности  налоговых поступлений и невозможности  сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего, это обращение  к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Контрольная функция создает  предпосылки для соблюдения стоимостных  пропорций в процессе образования  и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную  функцию налогов было бы неверно  отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными службами, органами государственных внебюджетных фондов, налоговой полицией. Задача последнего — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в различных формах.

Распределительная функция  является необходимым дополнением  контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя  проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении  налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами  и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая функция  приобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики, смысл которой состоит в том, что государство осуществляет антициклическое регулирование, проводит отраслевые и региональные структурные перестройки, воздействует на развитие НИОКР и т.д.

Социальная функция представляет собой, по сути, синтез распределительной  и регулирующей функций налогов. Ее предназначение—обеспечение и защита конституционных прав граждан. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали  — лица, имеющие равные доходы и  имущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали — социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить  значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным.

 

  1. Налоги и их место в финансовой системе.
    1. Понятие, сущность и структура финансовой системы и финансовых отношений.

Необходимым элементом рыночной экономики являются денежные отношения, складывающиеся между экономическими субъектами. В системе данных отношений особое место занимает подсистема финансовых отношений.

Финансы - это экономические  отношения в сфере образования, распределения и использования  целевых денежных фондов.4

Признаками финансов, отличающими  их от других денежных отношений, являются:

• отношения, предполагающие отсутствие эквивалентного обмена;

• фондовый характер отношений (распределение валового национального  продукта осуществляется, в отличие  от ценового распределения, через денежные фонды).

Т.е. финансовые отношения  – это совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе одностороннего самостоятельного движения реальных денег в целях удовлетворения совокупных национальных потребностей посредством реализации функций  государства.

Сущность финансов проявляется  в их функциях, которые представляют собой специфический способ выражения  присущих финансам признаков.

Финансы выполняют мобилизационную, контрольную и распределительную  функции.

Мобилизационная функция  состоит в аккумулировании государством ресурсов, необходимых для выполнения его функций в рыночной экономике.

Контрольная функция реализуется  в связи с использованием экономическими субъектами государственных средств  и уплатой ими налогов. Данная функция проявляется в контроле государства за производством, распределением и обменом производимого в  экономике продукта. Государство  контролирует, в частности, насколько  своевременно финансовые средства поступают  в распоряжение экономических субъектов, а также эффективность их использования.

Распределительная функция  обеспечивает перераспределение национального  дохода в целях оптимизации накопления и потребления в конкретной экономической  ситуации. Наиболее полно данная функция  реализуется в странах, где принята  кейнсианская концепция рыночного  регулирования.

Финансовые отношения  возникают по поводу образования, накопления, распределения и использования  свободных денежных средств (денежных ресурсов).

Субъектами финансовых отношений  являются предприятия, домашние хозяйства  и государство. Интенсивность финансовых потоков, которые связывают субъектов  финансовых отношений, зависит от экономической  активности данных субъектов.

Совокупность финансовых отношений образует финансовую систему.

Выделяются следующие  отношения:

1.Отношения «государство  – предприятия» по поводу:

- платежей предприятий  государству в форме налогов,  арендных и рентных

платежей, пошлин, процентов  за государственные кредиты и  т.д.;

- государственных дотаций,  субсидий, субвенций, кредитов и  т.д. предприятиям.

2. Отношения «государство  – население» по поводу:

- налогов государству  (подоходных, на собственность, на  наследство и т.д.),

платежей за государственные  услуги, социальное и имущественное  страхование и т.д.;

- социальных выплат, пособий,  пенсий, стипендий населению со  стороны государства.

Информация о работе Налоги, как звено финансовой системы России