Налоги, как звено финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность, основные понятия, виды и функции налогов, собираемых в РФ.
1.1. Сущность, основные понятия и способы взимания налогов…………...4
1.2. Виды налогов……………………………………………………………....7
1.3. Функции налогов………………………………………………………….11
2. Налоги и их место в финансовой системе.
2.1. Понятие, сущность и структура финансовой системы и финансовых отношений……………………………………………………………………….12
2.2. Элементы финансовой системы РФ………………………………………18
2.3. Сущность, роль и взаимосвязь налогов в финансовой системе общества………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………............32
Список использованной литературы…………………………………...............33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 68.28 Кб (Скачать файл)

ФСС Российской Федерации  создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

ФОМС предназначен для  аккумулирования денежных ресурсов на обязательное медицинское страхование  граждан, обеспечение стабильности государственной системы обязательного  медицинского страхования и выравнивание финансовых ресурсов его проведения.

Следующей сферой финансовой системы являются финансы хозяйствующих  субъектов - предприятий и организаций  различных форм собственности, созданными в порядке, установленным законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях  удовлетворения общественных потребностей. Именно в этом звене создаётся  основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определённая часть бюджетных (финансовых) средств государства в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий направляется на финансирование деятельности предприятий, как текущей, так и инвестиционной.

В сфере хозяйствующих  субъектов, несмотря на различия и особенности  предприятий и организаций в  этой сфере финансовой системы, финансовые отношения имеют общую структуру, где следует выделить:

- отношения, связанные с формированием первичных доходов и целевых фондов внутрихозяйственного назначения (уставный фонд, фонды развития производства, поощрительные и др.);

- отношения, возникающие между предприятиями, если эти отношения носят распределительный характер, а не обслуживают обмен (инвестирование средств в ценные бумаги, получение дивидендов, штрафы при нарушении договорных обязательств);

- отношения, возникающие со страховыми организациями в связи с формированием и использованием страховых фондов;

- отношения, возникающие с банками в связи с получением ссуд и другим обслуживанием;

- отношения, возникающие с бюджетной системой;

- отношения, возникающие с вышестоящими управленческими структурами в связи с перераспределением финансовых ресурсов.

Особенности этих отношений  зависят от следующих факторов: формы  собственности, характера деятельности (коммерческие или некоммерческие), отраслевой принадлежности. Эти особенности  находят своё отражение в источниках финансирования, порядке образования  и использование целевых денежных фондов, в характере взаимоотношений  с бюджетом.

В сфере финансов домохозяйств выделяют три группы отношений:

- между домохозяйствами и бюджетной системой (бюджет и внебюджетные фонды) по поводу уплаты налогов и финансирования доходной части бюджетов домохозяйств (социальные трансферты и заработная плата работников бюджетной сферы);

- между домохозяйствами и различными участниками финансового рынка в связи с осуществлением инвестиций в различные виды доходных финансовых инструментов;

- между домохозяйствами и хозяйствующими субъектами по поводу формирования доходов домохозяйств (оплата по труду и другие выплаты, приравненные к ним)

Коммерческие организации - юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческие организации - организации, которые не ставят своей  целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль  между участниками. Такие предприятия  могут осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых  они созданы, и соответствующую  этим целям.

Звенья первой сферы - государственных  и муниципальных финансов - относятся  к централизованным финансам и используются для регулирования экономики  и финансовых распределительных  отношений на макроуровне.

 Звенья второй подсистемы включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

 

    1. Сущность, роль и взаимосвязь налогов в финансовой системе общества.

 

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и  другие. За счет налоговых взносов  формируются финансовые ресурсы  государства, аккумулируемые в его  бюджете и внебюджетных фондах. Налогообложение  основывается на 15 социальных законах, законе о бюджете и налоговом  кодексе.6

Налоги – обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц  в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном  порядке. Выплаты принудительны  и безвозмездны.7

Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в  постоянном движении экономику: они  помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в  установленном порядке на территории страны; целевыми отчислениями в государственные  внебюджетные фонды; компетенцией органов  государственной власти в области  налогового регулирования и способами  их взаимодействия между собой; методами исчисления налогов, а также налоговым  контролем.

При формировании налоговой  системы исходят из ряда принципов:

1. Виды налогов, порядок  их расчетов, сроки уплаты и  ответственность за уклонение  от налогов имеют силу закона.

2. Сочетание стабильности  и гибкости налоговой системы  должны обеспечить соблюдение  экономических интересов участников  общественного производства. Правила  применения налогов должны быть  стабильны: ставки, виды, элементы  налоговой системы должны меняться  при изменении экономических  условий редко, т.к. это позволяет  планировать деятельность 

3. Обязателен механизм  защиты от двойного налогообложения.

4. Налоги должны быть  разделены по уровням изъятия. 

5. Ставки налогообложения  должны быть едиными для всех  предприятий. Равные доходы при  равных условиях их получения  должны облагаться одинаковыми  по величине налогами. С равных  доходов при разных условиях  их получения должны взиматься  разные налоги.

6. Единая налоговая ставка  должна дополняться системой  налоговых льгот, носящей целевой  и адресный характер, связанный  с социальной сферой, стимулированием  НТП, защитой окружающей среды.  Как правило, обязательна активная  поддержка предпринимательства. 

7. Система налогообложения  должна быть комплексной при  умелом сочетании разных способов  налогообложения. Объекты налогообложения  разнообразны: психологически легче  платить много маленьких налогов,  чем один большой. 

8. Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, а также избежание чрезмерной тяжести.

Налоги, по способу взимания, бывают прямыми и косвенными.

Прямые налоги взимаются  государством непосредственно с  доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость  имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

Косвенные налоги устанавливаются  в виде надбавок к цене товаров  или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию  для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и  сдавало финансовому ведомству.

В зависимости от характера  ставок, различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги.

Прогрессивный налог –  это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Для разных по величине доходов устанавливается  несколько шкал налоговых ставок.

Регрессивный налог характеризуется  взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой  налог, который возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.

Пропорциональный налог  – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться  регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или  уменьшиться после введения новых  налогов.

Способ реализации общественного  назначения налогов как инструмента  стоимостного распределения и перераспределения  доходов выражается функциями налогов:

Первой и наиболее последовательно  реализуемой функцией налогов выступает  фискальная функция, которая состоит  в формировании денежных доходов  государства на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и  техники, поддержку детей, пожилых  и больных людей, для покрытия расходов на образование, детские дома, на здравоохранение, строительство  государственных сооружений, дорог, защиту окружающей среды.

Другая функция налогов  – экономическая, которая состоит  в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, поощряя, ограничивая или контролируя  различные процессы. Льготы поощряют развитие того, за что они даются, например, если не облагать часть прибыли  на развитие новой техники, то поощряется технический прогресс, на благотворительность – решаются социальные проблемы.

Если увеличивать налоги на сверхприбыль, то контролируется движение цен на товары и услуги. С ростом налогов доходы в казну уменьшатся, т.к. часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.

Совершенство налоговой  системы зависит от эластичности спроса и предложения на товар  или услугу. Продавцы перекладывают  уплату налогов на покупателей, когда  спрос неэластичен. Если неэластично  предложение, то налоги перекладываются  на продавцов.

Когда размеры налогов  разумны, известно их назначение, от их уплаты, как правило, не уклоняются. Известны три способа увеличения налоговых поступлений в бюджет: расширение круга налогоплательщиков; увеличение числа объектов, с которых  взимается налог; повышение налоговых  ставок. Ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить  инфляцию, но в то же время столь  низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства.

Предельный уровень налогообложения  определяется по следующим признакам:

1) если при очередном  повышении налоговой ставки поступления  в бюджет растут непропорционально  медленно или сокращаются;

2) если снижаются темпы  экономического роста, уменьшаются  долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение  населения; 

3) если растет “теневая”  экономика, т.е. скрытое или  явное уклонение от налогов. 

Налоговый кодекс предусматривает  эволюционное реформирование налоговой  системы, установление такого уровня налогов, который смогут выдержать налогоплательщики, но при этом не пострадает бюджет. Должна быть обеспечена определенность, предсказуемость  и прозрачность налоговой системы. Происходит корректировка льгот, остаются преимущественно только инвестиционные и социальные льготы.

Для предприятий малого бизнеса, организаций розничной торговли, сферы обслуживания населения и  организаций, для всех, кто оказывает  платные услуги, возможен переход на упрощенную систему налогообложения.

В современной России основным источником наполнения доходной части  бюджета являются налоги, таможенные платежи (таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами).8

Основными объектами государственного регулирования экономики при  помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура  хозяйства, капиталовложения, цены, научно-исследовательские  и опытно-конструктивные работы, внешнеэкономические  связи, окружающая среда и др.

Регулирующая функция  налогов заключается в следующем:

- установление и изменение  системы налогообложения;

- определение налоговых  ставок, их дифференциация;

- предоставление налоговых  льгот - освобождение от налогов  части прибылей и капитала  с условием их целевого использования  в соответствии с задачами  государственное экономическое  программирование.

Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Например, налог с оборота при допущении  его с оборота между предприятиями  по "принципу ограничения единства" не взимается с оборота между  предприятиями "органически единой" формы, корпорации и ставит, таким образом, крупные фирмы в привилегированное положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом централизации капитала, создания единых структур. подразделения которых тесно связаны между собой технически.

Информация о работе Налоги, как звено финансовой системы России