Налоги, как звено финансовой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность, основные понятия, виды и функции налогов, собираемых в РФ.
1.1. Сущность, основные понятия и способы взимания налогов…………...4
1.2. Виды налогов……………………………………………………………....7
1.3. Функции налогов………………………………………………………….11
2. Налоги и их место в финансовой системе.
2.1. Понятие, сущность и структура финансовой системы и финансовых отношений……………………………………………………………………….12
2.2. Элементы финансовой системы РФ………………………………………18
2.3. Сущность, роль и взаимосвязь налогов в финансовой системе общества………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………............32
Список использованной литературы…………………………………...............33

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 68.28 Кб (Скачать файл)

По мере усложнения и совершенствования  государственного регулирования экономики  налоги всё шире использовались для  регулирования структуры народного  хозяйства. Налоговые ставки всё  более дифференцировались по отраслям и регионам. Они стали оказывать  усиливающееся воздействие на отраслевую и подотрослевую структуру, на изменение роли отдельных земель, штатов, департаментов в народно хозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу нефти и газа традиционно высокие, а в малоосвоенных, экономически менее развитых районах они часто ниже.

Налоговая система становится всё более гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства государственные  регулирующие органы выборочно и  временно снижают налоговые ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям государственного регулирования экономики.

Регулирующая функция  налогов в современных условиях не столько в том, чтобы максимально  освободить прибыли и доходы от налогов  и создать общие и селективные  стимулы для действий в соответствии с текущими целями государственного регулирования экономики, сколько  в стремлении создать жёсткую  количественную зависимость между  размерами налоговых льгот, предоставляемых  хозяйственному субъекту, и его конкретными  хозяйственными акциями.

Большинство целей государственного регулирования экономики достигается  на Западе путём целенаправленного  стимулирования капиталовложений. Именно от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в  основном темпы роста, состояние  конъюнктуры, занятость, спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры  инвестиций - отраслевая и региональная структура, темпы и направленность научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ.

Преобладающей формой обеспечения  инвестиционных потребностей в течение  последних десятилетий является самофинансирование, доля которого в  капиталовложениях колеблется от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только благодаря  государственной налоговой политике, и в частности санкционированному правительственными органами ускоренному  амортизационному спасению основного  капитала.

Анализ состава налоговых  поступлений в бюджет Российской Федерации:

Для анализа динамики доходов  бюджета используем данные по федеральному бюджету РФ за 2005г.

Особой группой поступления  доходов является единый социальный налог, зачисляемый в федеральный  бюджет, который взимается с налогоплательщиков - работодателей (организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств, физически лиц).

Проанализируем поступления в бюджет за 2005г:

В 2005 году в федеральный  бюджет страны поступило администрируемых ФНС России доходов 2 668,4 млрд. рублей, что на 710,1 млрд. рублей, или в 1,4 раза больше, чем в 2004 году.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями  НДС (38,4%), налога на добычу полезных ископаемых (32,0%), налога на прибыль (14,1%), единого социального налога (10,0%) и акцизов (3,4%).

Поступления налога на прибыль  организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2005 году составили 377,6 млрд. рублей. По сравнению с 2004 годом  они выросли на 171,9 млрд. рублей, или  в 1,8 раза.

Поступления единого социального  налога, зачисляемого в федеральный  бюджет, в 2005 году составили 267,5 млрд. рублей и снизились по сравнению с 2004 годом на 39,5%, что связано со снижением  налоговой ставки с 1 января 2005 года.

Поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2005 году составили 1 025,7 млрд. рублей и по сравнению с 2004 годом  выросли на 276,6 млрд. рублей, или в 1,4 раза.

Суммы, фактически возмещенные  налогоплательщикам по налоговой ставке 18 процентов, в 2005 году (по предварительным  данным) составили 466,7 млрд. рублей, что  на 42,7% больше, чем в 2004 году (темп роста  экспорта за январь-ноябрь 2005 года относительно января-ноября 2004 года составил 136,6%).

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2005 году 89,5 млрд. рублей и выросли относительно 2004 года на 25,1%.

Поступления акцизов на спирт  этиловый из всех видов сырья и  спиртосодержащую продукцию в федеральный  бюджет Российской Федерации в 2005 году составили 3,6 млрд. рублей, что на 15,3% меньше, чем в 2004 году.

В федеральный бюджет в 2005 году мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 28,9 млрд. рублей, что на 24,2% больше поступлений 2004 года.

Поступления акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо  и моторные масла) в федеральный  бюджет в 2005 году составили 45,8 млрд. рублей и относительно 2004 года выросли на 14,1%.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2005 году поступило в федеральный бюджет 854,5 млрд. рублей, в том числе: на добычу нефти – 761,3 млрд. рублей; на добычу газа горючего природного – 79,2 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 5,0 млрд. рублей.

В целом по сравнению с 2004 годом поступления НДПИ выросли  в 2 раза, в том числе налога на добычу нефти – более чем в 2,1 раза.

Страховых взносов, зачисляемых  в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступило 634,1 млрд. рублей, что на 29,8% больше, чем 2004 году.

В Фонд социального страхования  поступило 53,2 млрд. рублей, что на 23,8% больше, чем в 2004 году, в Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования  – 31,7 млрд. рублей (в 4,9 раза больше) и  в территориальные фонды обязательного  медицинского страхования – 87,8 млрд. рублей (на 17,5% меньше).

Снижение поступлений  в территориальные фонды обязательного  медицинского страхования обусловлено  снижением налоговой ставки с 1 января 2005 года.

О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный  бюджет в январе-феврале 2006 года:

В январе-феврале 2006 года в  федеральный бюджет страны поступило  администрируемых ФНС России доходов 466,6 млрд. рублей, что на 159,0 млрд. рублей, или в 1,5 раза больше, чем за соответствующий период 2005 года.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями  НДС (41,7%) и налога на добычу полезных ископаемых (37,6%).

Поступления налога на прибыль  организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2006 года составили 31,9 млрд. рублей. По сравнению  с январем-февралем 2005 года они выросли  на 11,5 млрд. рублей, или на 56,1%.

Поступления единого социального  налога, зачисляемого в федеральный  бюджет, в январе-феврале 2006 года составили 37,0 млрд. рублей и снизились по сравнению  с январем-февралем 2005 года на 6,1%.

Снижение поступлений  обусловлено тем, что в январе 2005 года производилась уплата налоговых  платежей года по ставке 14 процентов.

Поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-феврале 2006 года составили 194,8 млрд. рублей и по сравнению  с январем-февралем 2005 года выросли  на 44,0 млрд. рублей, или на 29,2%.

Суммы, фактически возмещенные  налогоплательщикам по налоговой ставке 0 процентов, в январе-феврале 2006 года (по предварительным данным) составили 99,0 млрд. рублей, что в 2,1 раза больше, чем январе-феврале 2005 года.

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-феврале 2006 года 3,8 млрд. рублей, что на 2,2 млрд. рублей, или в 2,4 раза больше, чем  в январе-феврале 2005 года.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-феврале 2006 года 15,0 млрд. рублей и выросли относительно соответствующего периода 2005 года на 32,9%.

Поступления акцизов на спирт  этиловый из всех видов сырья и  спиртосодержащую продукцию в федеральный  бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2006 года составили 0,5 млрд. рублей, что  на 24,8% меньше, чем в январе-феврале 2005 года.

В федеральный бюджет в  январе-феврале 2006 года мобилизовано акцизов  на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 5,7 млрд. рублей, что в 1,3 раза больше поступлений  января-февраля 2005 года.

Поступления акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо  и моторные масла) в федеральный  бюджет в январе-феврале 2006 года составили 7,7 млрд. рублей и относительно января-февраля 2005 года выросли на 25,6%.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-феврале 2006 года поступило в федеральный  бюджет 175,4 млрд. рублей, в том числе  на добычу нефти – 157,2 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 15,8 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 1,0 млрд. рублей.

По сравнению с январем-февралем 2005 года поступления НДПИ выросли  как в целом, так и по налогу на добычу нефти в 2,2 раза.

Увеличение поступлений  НДПИ в январе-феврале 2006 года по сравнению  с аналогичным периодом 2005 года обусловлено  ростом цены на нефть в 1,5 раза и объемов  добычи нефти на 2,4%.

Страховых взносов, зачисляемых  в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступило 95,4 млрд. рублей, что на 32,9% больше, чем в январе-феврале 2005 года.

В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных  налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) поступило 8,6 млрд. рублей, что на 31,3% больше, чем  в январе-феврале 2005 года, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 6,1 млрд. рублей (в 2,2 раза больше) и в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 13,0 млрд. рублей (на 7,9% больше).

Исходя из приведенных  данных можно сделать вывод, что НДС, Акцизы являются наиболее важными бюджетообразующими налогами, тогда как налог с продаж не оказывал большого влияния при наполнении бюджета. Этим еще раз можно подтвердить обоснованность отмены налога с продаж с 01.01.2004г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Финансовая система - это  система взаимно-связанных и взаимно-обусловленных  органов управления финансами. Через  финансовую систему государство  воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя  для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.

Снижение налогов стимулирует  рост, как совокупного спроса, так  и совокупного предложения. Поэтому, правительства снижают налоги, когда  проводят стимулирующую экономическую  политику, то есть когда целью государства  является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая  политика подразумевает повышение  налогов, с целью устранения «перегрева экономики». Однако чрезмерно высокие  налоги снижают стимулы к труду  и предпринимательской активности, что приводит к уходу капитала из легальной экономики.

 Основа финансовой  политики - стратегические направления,  которые определяют долгосрочную  и среднесрочную перспективу  использования финансов и предусматривают  решение главных задач, вытекающих  из особенностей функционирования  экономики и социальной сферы  страны. Одновременно с этим государство  осуществляет выбор текущих тактических  целей и задач использования  финансовых отношений. Все эти  мероприятия тесно взаимосвязаны  между собой и взаимозависимы.

Отсталость России выражается не столько в отсутствии каких либо технологий или производств, что есть лишь следствие; сколько в неразвитости финансовой системы, предпринимательства, не освоенности территории. И все это - продукт неэффективности государства и пережитков административной экономики.

Все-таки, России стоило бы поучиться  позитивному экономическому опыту  тех же США, а именно: активному  освоению территории страны, развитию экономической свободы и предприимчивости, фермерства, модели «коттеджной» Америки, высочайшему уровню развития науки  и технологий, использованию активной и суверенной финансовой политики.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая.- М. Финансы и статистика, 2001
  2. Черник Д.Г. Налоги: учебное пособие - М., 1995, на  стр. 46
  3. Понятие и принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований / Э. Д. Соколова // Государство и право. – М.: «Наука». – 2007. - №5 . – с. 95
  4. Булатов А.С. Экономика: учебник - М., 1995, на стр. 300.
  5. Финансы/ В. М. Родионова, Ю. Я. Вавилов, Л. И. Гончаренко и др.; Под ред. В. М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1995. - глава XV.
  6. Бюджетный кодекс РФ №159-ФЗ от 9 июля 1999 года (в редакции федерального закона от 31 декабря 1999 г. №227-ФЗ).
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая.-Н23 М.: ТК Велди, Изд-во Проспект,2004.-544с. Федеральный закон от 23.12.2003г. № 185-ФЗ.
  8. Бюджетная система России:  Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка .- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.247с.
  9. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.128с.
  10. Гончаренко Л.И. Налогообложение юридических лиц- М.: ФОРУМ – 2007г. – 176с.

Информация о работе Налоги, как звено финансовой системы России