Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 10:26, контрольная работа
Проблема налоговых отношений связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов.
Цель данной работы – изучить экономическую сущность и функции налогов.
1. Уровень налоговой ставки
2. Налогообложение должно носить однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит налог на добавленную стоимость (НДС), когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз, вплоть до его реализации.
3. Обязательность уплаты налогов.
Налоговая система не должна
оставлять сомнений у
4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть
гибкой и легко адаптируемой
к изменяющимся общественно-
В странах с федеральным устройством при формировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам федерации.
Налоговая система любого государства по своей сути не статична, а довольно динамична. Это связано с изменением экономической конъюнктуры, целей и задач экономического роста.
Главным недостатком большинства действующих налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов в статической системе, не учитывающей развития общественных отношений. Конкретные фазы экономического цикла — подъем или падение производства во всех отдельных отраслях экономики, изменение прожиточного уровня, изменения в распределении личных доходов, не говоря уже о глобальных экстремальных обстоятельствах (неурожай, аварии с тяжелыми последствиями, стихийные бедствия и пр.), — изменяют действенность тех или иных налогов, рассчитанных на функционирование в определенных, зафиксированных статической моделью условиях.
Проявление фискальной функции налогов — это их участие в доходах государства. О роли налоговых поступлений в казну можно судить по нескольким показателям.
Во-первых, по удельному весу налогов в стоимости ВВП. В настоящее время этот показатель в развитых странах колеблется от 19 до 55% с учетом внебюджетных фондов, самая большая доля приходится на Скандинавские страны. В России удельный вес налогов в стоимости ВВП без учета внебюджетных социальных фондов составил 25%, с учетом социальных фондов — около 35%.
Во-вторых, по доли налоговых поступлений в доходах государства. Для большинства зарубежных стран данный показатель достигает 85—90% доходов бюджета страны. Анализ доходной части бюджетов различных стран показывает, что в более развитых странах преобладают прямые налоги, в то время как в менее развитых — косвенные. Это объясняется рядом факторов. Косвенные налоги более просты при взимании, а также дают бюджету более быстрый, чем при прямых налогах, приток средств. Кроме того, плательщику значительно труднее уклониться от косвенных налогов. Для нашей страны данные факторы имеют важное значение.
В-третьих, по величине изъятия выручки предприятий, и доходов граждан. В большинстве зарубежных стран налоги поступают преимущественно из дохода граждан, тогда как юридические лица занимают относительно небольшую долю доходов бюджета. Объясняется такое положение состоятельностью физических лиц, а также тем, что государство стимулирует экономический рост предприятия, облегчая его налоговое бремя. В России основная налоговая тяжесть приходится на предприятия.
По данным ФНС, в консолидированный бюджет РФ в 2011 г. поступило 9 720 млрд руб., что на 26,3% больше, чем в 2010 г. Формирование всех доходов в 2011 г. на 83% обеспечено за счёт поступления налога на прибыль – 23%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 21% и НДС - 18%. В 2010 г. совокупная доля указанных налогов составляла 82%. Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ составили 2 270,3 млрд руб., что на 27,9% больше, чем в предыдущем году.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в федеральный бюджет в 2011 г. поступило 1 753,2 млрд руб. (рост на 31,9%). НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, поступило 91,7 млрд руб., или в 1,7 раза больше, чем в 2010 г.
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет РФ составили 603,9 млрд руб. (рост на 36,8%).
Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет РФ поступило 2 042,5 млрд руб., (рост на 45,2%). Имущественных налогов поступило 678,0 млрд руб. (рост на 7,9%).
Налога на имущество физических лиц в 2011 г. поступило 4,9 млрд руб., или в 3,2 раза меньше, чем в 2010 г. Снижение поступлений обусловлено изменением с 01.01.2011 срока уплаты налога. Налога на имущество организаций в 2011 г. поступило 467,5 млрд руб. (рост на 10,9%). Незначительный рост имущественных налогов в 2011 году обусловлен снижением поступлений налога на имущество физических лиц в связи с изменением сроков его уплаты. Налога на имущество физических лиц в 2011 году поступило 4,9 млрд. рублей, или в 3,2 раза меньше, чем в 2010 году.
Снижение поступлений обусловлено изменением с 01.01.2011 срока уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления налога на имущество физических лиц в 2011 году в основном являются переходящими платежами по итогам перерасчетов налоговых обязательств за 2010 год. Уплата налога за 2011 год будет производиться не позднее 1 ноября 2012 года.
Транспортного налога в 2011 г. поступило 83,2 млрд руб. (рост на 10%).
Поступления земельного налога в 2011 г. составили 122,2 млрд руб. (рост на 5,9%). Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2011 г. составили 4 480,8 млрд руб., что на 39,7% больше, чем в 2010 г. [8]
Многие недостатки налоговой системы являются следствием несовершенного законодательства, противоречивости и запутанности нормативной базы, процедур налогообложения, отсутствия оперативной связи исполнительной и законодательной властей. Наиболее типичные из них:
1. система
создает два различных
2. обложение преимущественно доходов от трудовой и предпринимательской деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами, такими как: рост алкоголизма, загрязнение окружающей среды. То есть, вместо стимулирования, снижения экологических, социальных и экономических издержек, эта система оказывает негативное воздействие на инвестиционную активность и на развитие производства и финансовой сферы, стимулирует рост теневой экономики;
3. необеспеченность
региональных и местных
4. налоговая
система не стимулирует
5. слабая собираемость налогов и узкая база налогообложения;
6. налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.
В экономической литературе сложились две точки зрения на процесс совершенствования налоговой системы в России. Одни экономисты предлагают коренную ломку старой налоговой системы и создание новой: другие считают, что сложившаяся в стране трехуровневая налоговая система должна быть усовершенствована путем устранения недостатков.
Налоговая система России плохо увязана с развитием экономики и деятельностью непосредственных субъектов – предприятий. Она развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, – сами по себе. Многие поставлены на грань банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует и почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. В данной ситуации одной из важнейших составляющих оптимизации налоговой системы Росси выступает резкое усиление ее стимулирующего воздействия на экономику.
Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения. Она же всецело зависит от массы произведенной продукции. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что, достигнув определенной точки роста, налоги должны затем снижаться, иначе у плательщиков налогов уменьшается стимул к производственной и иной деятельности, появляется соблазн укрывать свои доходы. Такая сегодняшняя близость к критической точке налоговых изъятий заставляет всесторонне анализировать ситуацию и искать оптимальный уровень ставок налога.
В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства РФ в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления - Федерального и территориального – в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, предусмотрено законодательством, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
Налоговое законодательство не в полной мере адаптировано к новым условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления.
Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство – не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения должны быть направлены на активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в увеличении собственных средств и во внесение их в собственное дело.
Налоговая система решает на практике через налоговый механизм двуединую, а потому крайне сложную задачу: формирование казны государства (фискальное предназначение), и при этом развитие национальной экономики (регулятивное предназначение). Обе эти задачи различаются в зависимости от отрасли, территории и групп плательщиков (юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты, большие и малые предприятия и т.п.).
Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, социальных), для осуществления которых необходим доход. Цель функционирования налогового механизма в реальном налоговом производстве, равно как и его элементов: планирования (прогнозирования), регулирования и контроля, двуедина — наполнить казну, обеспечив общественные потребности, и не создать экономических препятствий для наращивания экономического потенциала непосредственных производителей и доходов граждан.
В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится от 0,8 до 0,9 всех поступлений казны в развитых странах. В РФ в общие доходы федерального бюджета поступает более 90% налогов.
Информация о работе Налоги как экономическая, финансовая и правовая категории