Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:06, курсовая работа
В последнее время все чаще обсуждается возможность введения налога на роскошь, который заставил бы российских олигархов отказаться от большей части своих "непрофильных активов" в сфере личного потребления, а также подоткнул бы их к более рациональному (общественно полезному) использованию имеющихся средств. Данный налог сможет выступить не только в качестве дополнительного источника доходов в бюджет, но так же могут воздействовать как рычаг социального контроля.
Цель настоящей работы состоит в выявлении на основе комплексного проблемно-правового анализа особенностей введения налога на роскошь в России и Евросоюзе.
Введение…………………………………………………………….…………..2
1.Определение налога на роскошь……………………………………………4
2. Налог на роскошь в России: пути и проблемы…………………………...5
3. Налог на роскошь в странах ЕС…………………………………………...10
Заключение….………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………19
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Кафедра налогов и налогообложения
Курсовая работа по дисциплине
«Налоговые системы зарубежных стран»
на тему: «Налог на роскошь в странах ЕС и России»
Выполнил:
студент группы 1-242
очной формы обучения
Финансового факультета
Кирьязов Дмитрий
Научный руководитель:
к.э.н.,Умарова Инаят Эдуардовна
Москва 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Определение налога на роскошь……………………………………………4
2. Налог на роскошь в России: пути и проблемы…………………………...5
3. Налог на роскошь в странах ЕС…………………………………………...10
Заключение….………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………19
ВВЕДЕНИЕ
Из новостей мы узнаем все больше подробностей о жизни богатейших людей в нашей стране, а самым интересным является тот факт, что большую долю наиболее богатых людей в нашей стране представляют работники государственных структур, а также члены их семей. Ни для кого не секрет, что в России достаточно высок уровень бюрократии, который позволяет государственным служащим получать различные и не всегда законные доходы. А также удивление вызывает огромное количество миллионеров в России — по результатам исследования Boston Consulting Group 136 тысяч человек, чье состояние превышает 1 млн рублей — это третье место в мире в 2010 году после США и Германии.[1]
В последнее время все чаще обсуждается возможность введения налога на роскошь, который заставил бы российских олигархов отказаться от большей части своих "непрофильных активов" в сфере личного потребления, а также подоткнул бы их к более рациональному (общественно полезному) использованию имеющихся средств. Данный налог сможет выступить не только в качестве дополнительного источника доходов в бюджет, но так же могут воздействовать как рычаг социального контроля.
На основании вышесказанного объектом исследования выступают теоретико-правовые положения и подходы к исследованию налога на роскошь.
Предметом исследования является совокупность правовых отношений в сфере налога на роскошь.
Цель настоящей работы состоит в выявлении на основе комплексного проблемно-правового анализа особенностей введения налога на роскошь в России и Евросоюзе.
Исходя из цели исследования, определены следующие его задачи:
проанализировать особенности применения налога на роскошь в странах Европейского Союза;
дать оценку возможности применения налога в РФ и перспективы применения налога на роскошь.
Научная новизна курсовой работы определяется тем, что проведено комплексное исследование особенностей введения налога на роскошь в России и Евросоюзе.
Нормативной правовой основой исследования являются: федеральные законы Российской Федерации, подзаконные акты, нормативные акты министерств и ведомств.
1.Определение налога на роскошь
Налогом на роскошь облагаются товары и предметы роскоши, не являющиеся необходимыми. Налог на роскошь обычно применяется после налога с продаж и НДС и определяется как процент от цены всех товаров конкретных классов, однако, в большей степени данным налогом облагается высший класс наиболее богатых людей, которые наиболее вероятно покупают дорогие машины, украшения и др. Так же данный налог может применяться только для покупок, цена которых превышает определенный порог.
Предметом роскоши могут являться так называемые «товары Веблена», то есть те, которые являются примером применения «эффекта» Веблена. «Товарами» Веблеа являются такие предметы потребления, для которых желание потребителей возрастает с ростом цены, так как высокая цена свидетельствует о более высоком статусе, в данном случае поведение потребителей является нерациональным. «Товары» Веблена это, как правило, статусные товары, и желание у потребителей возникает в связи с желанием «престижного» потребления и поиском утверждения своей статусности. В случае с такими товарами налог на роскошь может не только увеличить доходность бюджета государства, но и выступить своеобразным регулятором — налогообложение предметов роскоши может значительно увеличить затраты потребителя, что приведет к сокращению спроса на подобные товары, что, в свою очередь, может заставить производителей переквалифицировать производство на более доступные товары — таким образом мы получим положительных социальный эффект.
Когда налог на роскошь применяется, он, как правило, никак не влияет на большинство населения страны, но с течением времени понятие «предмет роскоши» может поменяться, что приводит к увеличению базы налогоплательщиков. Несмотря на то, что это может вызвать недовольство со стороны населения, для государства это может являться важным источником дохода и оно не станет отменят данный налог, и даже товары, являющиеся «обычными», могут подвергаться налогообложению по налогу на роскошь. Так в Норвегии очень многие товары подлежат налогообложению данным налогом, например, в начале 20 века данным налогом облагались автомобили и шоколад. Сейчас данные товары, разумеется, не являются предметами роскоши, однако данный налог для них сохраняется.
2. Налог на роскошь в России: пути и проблемы
Разговоры о введении в России налога на предметы роскоши ведется уже порядка 5 лет, и уже дважды в Думу вносились законопроекты по данному налогу, но оба раза законопроекты были отклонены. В 2007 году в Думу был внесен первый законопроект о налоге на роскошь. В стране уже давно назрела проблема огромной дифференциации доходов населения — разница между доходами богатейших и беднейших людей в нашей стране составляет 30 - 40 раз, в то время, как Россия занимает третье место по количеству миллионеров в мире, так что вопрос справедливости налогообложения и регуляции этой справедливости является крайне актуальным. Специальный налог депутаты хотели ввести в отношении квартир, домов и земельных участков стоимостью от 15 млн руб., яхт, автомобилей и самолетов от 2 млн руб., а также в отношении предметов искусства от 300 тыс. руб. Но противники законопроекта посчитали, что его принятие приведет к двойному налогообложению имущества, которое и так облагается другими налогами. Когда данный вопрос начал обсуждаться, одним из основных аргументов было наличие данного налога в ряде других стран, но существовало большое НО — в тех странах, где введен налог на роскошь, налажено администрирование налога на недвижимость, а в 2007 году о налоге на недвижимость было известно только, что он будет выше налога на имущество физических лиц. А налог на недвижимость важен в этом случае потому, что именно при администрировании его проводится разделение недвижимости на «роскошную» и «не роскошную», а также решаются такие вопросы, как владение домом площадью в 200 кв м семьей с 5 детьми, и для них это единственное жилье, а для кого-то подобный дом является лишь дачным участком, и у него еще 5 подобных домов. Так в список роскоши включались автомобили и драгоценности, однако, в силу непродуманности порядка администрирования выходило, что владельцы ювелирных украшений должны добровольно прийти в банк и заплатить налог на роскошь со своих украшений, ведь регистрации драгоценностей в нашей стране не существует. Похожая ситуация в автомобилями — распространенность в нашей стране вторичного рынка автомобилей может привести к тому, что, если договор заключается между двумя физическими лицами, сумма договора модет быть указана любая, и это только в том случае, если договор купли — продажи вообще заключается.
21 ноября 2011 года, руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин заявлял, что недвижимое имущество премиум-класса должно облагаться специальным налогом для "богатых". "Без сомнения, люди с большим достатком должны больше платить, так как имеют совершенно другого уровня дома, квартиры, машины, некоторые летают на частных самолетах, это должно облагаться налогом, который может называться "налогом на роскошь", — отметил глава ФНС. Он подчеркнул, что является сторонником такой меры, а массовая оценка недвижимости позволит стране иметь этот "налог для богатых".
«Ориентировочные ставки и подсчеты показали, что, к примеру, 6-10 соток самой дорогой земли на Рублевке обойдутся для владельцев не дороже эквивалента в 5 тысяч рублей налогов в год», - отметил руководитель ФНС. При этом, по словам Мишустина, «если у человека нет и такого дохода, тогда, может быть, выгоднее продать и купить недвижимость в более скромном месте, при этом иметь деньги и на лечение, и на жизнь».
«Такими методами в мире выравниваются налоги», - сказал Мишустин.[2]
А в середине декабря в ходе прямой линии с премьер — министром РФ, Владимиров Путиным было дано обещание ввести налог на роскошь. «Я говорил о введении налога на роскошь не для красного словца, а рассматривал проблему с практической точки зрения».
По его словам, для этого «нужно иметь кадастр собственности и недвижимости». «Соответствующие службы в течение следующего года должны подготовить такой кадастр, и тогда в 2013 году мы внесем в Государственную Думу законопроект о налоге на сверхпотребление и на роскошь, – заверил премьер. – Налог на сверхпотребление, налог на роскошь обоснован, возможен и нужен».
Впервые Владимир Путин напомнил о налоге на роскошь в конце ноября на съезде «Единой России», которая тогда официально выдвинула его в кандидаты на пост президента. «Налоги для простого гражданина не должны быть обременительными, а вот роскошь и сверхпотребление должны облагаться более высокими налогами. Это – очевидный факт», – сказал тогда премьер.[3] При этом премьер заверил, что ставка налога на доходы физических лиц увеличена не будет и будет оставаться плоской для всех - «для того, чтобы не провоцировать отток квалифицированных и высоко квалифицированныхтрудовых кадров из страны, а так же для предотвращения ухода работодателей в «серую» и «черную» заработные платы».
Безусловно, мы уже определились с необходимость проведения социальной политики в отношении населения со стороны налогов, и по данным социологических опросов с введением подобного налога согласны 50 % населения России, однако, самый главный вопрос остается без ответа — как будет проводиться налоговое администрирование взимания налога на предметы роскоши?
Нужно определить чётко критерии – что называется сверхпотреблением. Жизненных ситуаций может быть очень много. Например, дорогостоящее лекарство, которое необходимо для лечения, например, онкологических больных. Это сверхпотребление или нет? Где критерии нужности той или иной вещи, того или иного предмета для человека? Решение, конечно, лежит на поверхности – вот вы купили какой-нибудь бриллиант или дом в Нью-Йорке, здесь, наверное, всё понятно. Но как взимать с этого налоги? Полагаю, что если будут приняты какие-то драконовские меры, то большая часть этих активов осядет за рубежом, и налоги будут платиться с них именно там.
Эксперты опасаются, что налог на роскошь, если он появится, коснётся не самых богатых: Он скорее ударит по верхней прослойке среднего класса, а может даже и по средней прослойке среднего класса. Специалистов это очень настораживает, потому что понятие роскоши, понятие сверхпотребления – это действительно очень сложно. Не понятны механизмы реализации этого разумного, по большому счёту, предложения.
Не последней проблемой является проблема определения стоимость имущества, поскольку в нашей стране стоимость всего имущества определяется исключительно согласно заключению Бюро технической инвентаризации или согласно договорам купли — продажи в отношении, например, автомобилей. Однако, автомобили имеют обыкновение уменьшаться в стоимости, а недвижимость, особенно престижная и дорогая, только дорожает со временем, что приводит нас к необходимости измерения стоимости имущества на основании других критериев. Например, зарубежом стоимость декларируемого имущества определяется согласно рыночной стоимости данного имущества, что, на мой взгляд, является наиболее справедливой оценкой состояния налогоплательщика.
В Правительстве активно обсуждается возможность введения налога на недвижимость, который должен предшествовать налогу на роскошь, и предельная ставка налога по словам государственных служащих не будет превыщать 0,1 % стоимости имущества.
Чтобы понять, много это или мало, возьмем в качестве примера квартиру в элитном доме на Новом Арбате в Москве площадью около 300 кв. м. Как отмечает старший менеджер группы по оказанию услуг частным клиентам Ernst&Young Мария Деткина, согласно действующим правилам, налог на имущество с такой квартиры в 2011г. составил 12,5 тыс. руб. Если кадастровая оценка жилья будет приближена к рыночной (189 млн руб. за квартиру в данном примере), а ставка налога составит 0,01%, владельцу квартиры придется платить государству 18,9 тыс. руб. А это в 1,5 раза больше, чем по старым правилам. Очевидно, что для состоятельного человека разница в 6-7 тыс. руб. вряд ли будет ощутимой.