Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:06, курсовая работа
В последнее время все чаще обсуждается возможность введения налога на роскошь, который заставил бы российских олигархов отказаться от большей части своих "непрофильных активов" в сфере личного потребления, а также подоткнул бы их к более рациональному (общественно полезному) использованию имеющихся средств. Данный налог сможет выступить не только в качестве дополнительного источника доходов в бюджет, но так же могут воздействовать как рычаг социального контроля.
Цель настоящей работы состоит в выявлении на основе комплексного проблемно-правового анализа особенностей введения налога на роскошь в России и Евросоюзе.
Введение…………………………………………………………….…………..2
1.Определение налога на роскошь……………………………………………4
2. Налог на роскошь в России: пути и проблемы…………………………...5
3. Налог на роскошь в странах ЕС…………………………………………...10
Заключение….………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………19
Но все это лишь промежуточный этап большой реформы. Через 5-10 лет власти планируют перейти к единому налогу на недвижимость, который заменит два налога - налог на имущество физлиц и земельный налог. Рассчитываться единый налог будет исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Какими будут ставки единого налога, пока не известно. Еще в 2004 году Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект о налоге на недвижимость, предполагающий ставку от 0,1% до 1%. Однако законодательный процесс застопорился, и в настоящее время готовятся поправки к устаревшему документу.
В частности, ведомства обсуждают применение различного рода налоговых вычетов. Например, 50-55 кв. м площади квартиры, возможно, не будут облагаться налогом. Кроме того, будут определены льготные категории плательщиков. Правда, не исключено, что состоятельные граждане также постараются воспользоваться льготами, оформив дорогие квартиры на своих бабушек и дедушек. Такая практика применяется и сейчас.
Подводя итог всему выше сказанному, введение налогообложения роскоши возможно только в том случае, если жестко декларировать не только доходы, но и расходы населения. Там, где несложно узнать, кому принадлежит та или иная яхта или загородная усадьба. В противном случае бизнес по продаже роскошных вещей попросту уйдет в тень, причем покрывать и утаивать реальную информацию для налогообложения по налогу на прибыль могут не только лица, которые являются потенциальными плательщиками налога на роскошь, но и государственные служащие, которые, судя по нынешнему состоянию вещей, могут тоже стать налогоплательщиками по данному налогу.
3. Налог на роскошь в странах ЕС
В разное время роскошью считались различные предметы: например, тюльпаны в средневековой Голландии, выездные лошади, собаки, гербы, часы, перчатки, сапоги и т.п. Многое, что прежде составляло предмет роскоши, теперь является предметом всеобщего употребления.
Отметим, что налоги на роскошь появились относительно давно, особенно активно развитие этого налогообложения происходило в XVII и XVIII веках. Сейчас подобные налоги в той или иной форме существуют во многих странах мира: в США, Франции, Великобритании, Хорватии, Италии и др. Например, только в Сардинии налог на роскошь приносит около 1 миллиарда долларов ежегодно.
В Австрии, Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии и других европейских государствах налоги на недвижимость составляют в среднем 1-2% ее стоимости. Владельцу коттеджа площадью 500-600 кв. м в престижном районе Австрии или Швейцарии зачастую приходится платить за него государству 10-15 тыс. евро в год. За довольно заурядный домик в Ницце его хозяину придется потратить 3 тыс. евро налогов в год[4].
Кроме того, во Франции налогом на богатство облагаются семьи, владеющие имуществом стоимостью более 750 тыс. евро вне зависимости от годового дохода. В 2006 году было резко ужесточено налогообложение сверхдоходов в Германии, где максимальная ставка налога на доходы граждан была повышена с 42 до 45%. Причем не все немецкие богачи недовольны таким положением вещей. В берлинской прессе было опубликовано открытое письмо нескольких десятков состоятельных немцев, которые призывали власти отобрать у них побольше денег еще одним способом, увеличив с 1,5 до 10% налог на наследство, превышающее миллион евро[5].
Из числа совсем свежих примеров - налог на роскошь (и потолок на зарплаты) в Болгарии. Его будут платить владельцы личных яхт, самолетов и вертолетов, а также автомобилей, мощность двигателя которых более 150 лошадиных сил или объем двигателя более 3000 куб. см. Пополнят казну также владельцы квартир и домов, площадь которых превышает 250 кв. м. Кроме того, правительство намерено взимать налог с процентов, выплачиваемых банками по депозитам, превышающим 100 тыс. левов (50 тыс. евро)[6].
Подчиняется жесткому французскому законодательству и княжество Монако, где также установлен налог на богатство. Правда, только для резидентов.
Появился налог на богатство и в Италии. Там обязали уплачивать владельцев недвижимости на Сардинии. Кроме хозяев вилл его платят владельцы яхт и частных самолетов. Общие поступления от него оценивают приблизительно в 1 млрд. долларов ежегодно. Как подсчитали итальянские журналисты, большего всего от нового закона пострадал Сильвио Берлускони, у которого на Сардинии оказалось целых семь вилл[7].
В Голландии налог на роскошь, по сути, платят все граждане. Тем более что слова «роскошь» в самой налоговой статье нет, есть понятие налог на капитал, который взимается с чистых индивидуальных накоплений. Обложению подлежат вся собственность резидентов вне зависимости от места ее расположения и определенные виды собственности нерезидентов. Ставка налога на капитал – 0,8%. Налогообложение осуществляется за вычетом долгов и личных субсидий[8].
Оригинальный подсчет ставки налога на богатство ввели в Норвегии. Там роскошью считаются банковские депозиты и ценные бумаги, нематериальные активы, при условии их использования, например, сдача в аренду патента, дорогие автомобили и морские речных суда. Послабления делаются для тех резидентов, кто приобретал имущество в кредит, из-под налога выводятся невыплаченные по кредиту остатки.
Другое дело – Люксембург. Здесь отменили налоги за богатство, но одновременно ввели единовременный налог в размере 10% при снятии денег с банковских счетов.
В США налог на роскошь был введен в 1898 году для финансирования войны с Испанией и составлял 3%. Под его действие подпадали все междугородные и международные звонки. Теперь США тоже рядом налогов насели на миллионщиков.
Ставки налога на роскошь в Румынии были повышены в 2010 году и сейчас составляют: на меховые изделия — 45%, на изделия с драгоценными камнями — 15%, на золотые и платиновые украшения, кроме обручальных колец — 10%, духи — 35%, оружие для защиты и охотничьих ружей — 100%, яхты и спортивные автомобили — от 5 до 15%, и одной из причин повышения налоговых отчислений стали опасения правительства страны о том, что Европейский Союз мог возбудить санкции против Румынии вплоть до исключения из членов Союза.
Налог на состояние или налог на богатство (IFS - Impôt de Solidarité sur la Fortune) - налог, которым во Франции облагаются физические лица, если их состояние, оцениваемое на уровне семьи на 1 января налогового периода, превышает 770 000 евро. Он составляет от 0,55% до 1,80%.
По сути это налог на роскошь. Он был принят в начале 80-х годов, когда к власти пришли социалисты, желавшие отнять что-то у богатых в пользу бедных.
В расчет принимаются все доходы владельца. Налог уплачивается ежегодно на основании оценочной декларации, составляемой самим налогоплательщиком.
Данные приведены в таблице:
Стоимость жилья(в евро) | Процент | Сумма налога(в евро) |
777000 | 0 | 0 |
от 770 000 до 1 240 000 | 0,55 % | до 2585 |
от 1240 000 до 2 450 000 | 0,75% | от 2585 до 11 660 |
от 2450000 до 3850000 | 1% | от 11 660 до 25 660 |
от 3850000 до 7360000 | 1,30 % | от 25 660 до 71 290 |
От 16020000 | 1,80% | 214180 |
Налог на роскошь платится каждый год, под это правило попадают все без исключения владельцы недвижимости, как постоянные резиденты, так и нерезиденты, т. е. проживающие во Франции меньше чем 183 дня в году. Для нерезидентов Франции учитываются только активы, находящиеся на территории Франции.
Активом признаётся банковский счёт, автомобиль, яхта, драгоценности, недвижимость во Франции и прочее, находящиеся на территории Франции на 1 января каждого года. При расчёте чистых активов учитывается (вычитается) весь суммарный долг, включающий долг по кредитным картам, ипотечный кредит и прочие долги. Поэтому, многие люди предпочитают оформлять ипотечный кредит во Франции для покупки квартиры или виллы в любом случае, чтобы уменьшить или избежать налога на роскошь.
Процентная ставка на налог на роскошь зависит от типа недвижимости и колеблется в пределах от 0.55% до 1.8% от оценочной стоимости всех активов. Налоговая декларация заполняется каждый год и должна быть подана не позднее 15 июля[9].
В Греции несмотря на забастовки вводят налог на роскошь, НДС поднят на целый 1% и вводится, а по автомобилям доходит до 30%[10].
Всем известно, что в Греции можно купить качественную шубу. Но самое главное, дешевые.
По предварительной информации под действие нового закона не попадают граждане стран, не являющихся членами ЕС. А вот покупателю из Германии греческая шуба достанется на 10% дороже.
Заключение
Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:
Главная проблема заключается в принадлежности России к числу стран с очень высокой дифференциацией доходов. Черта последних 10-15 лет не только в том, что реальные доходы большинства населения падали. Они падали на фоне стремительно растущего богатства мизерной верхушки общества. При этом более 40 процентов домохозяйств вовсе не имеют сбережений, четверть населения страны имеет менее 9 кв. метров на человека, треть жилого фонда страны не имеет элементарных удобств. 45 процентов плодов экономического прироста достается наиболее благополучной десятой части россиян, тогда как на долю наиболее бедной части, составляющей половину населения страны, приходится только 3%. Разрыв между средним доходом высших и низших 10 процентов населения достигает по зарплате 30 - 40 раз, а с добавлением скрытой зарплаты - 70-80 раз.
По уровню жизни граждане РФ находятся на 80-м месте в мире, зато по числу миллиардеров уверенно держится третьем. Кстати, российские миллиардеры платят самые низкие в мире налоги (13%), которые и не снились, например, во Франции и Швеции (57%), в Дании (61%) или Италии (66%).[11] 1,5% населения РФ владеют 50% национальных богатств.
Совершенно логично, что здесь должен вставать вопрос о социальной справедливости, и какими мерами её можно обеспечить. Очевидно, что здесь не обойтись без эффективной системы налогообложения. В экономически развитых странах элементами этой системы давно стали прогрессивная шкала налогообложения доходов физических и юридических лиц, а также налог на роскошь.
Платить налог на роскошь должны будут лица - собственники всего подобного имущества, причем если последнее находится в общей долевой собственности у нескольких владельцев, то налог должен будет уплатить каждый - соразмерно его доле в этом имуществе. Впрочем, заплатить сможет и один - по общему соглашению. Предполагается, что плательщиками станут не только физические, но и юридические лица, ведь, поясняют депутаты, если освободить юрлиц от уплаты данного налога, то это неминуемо приведет к "переписыванию" на их баланс собственности (т.е. предметов роскоши) с физических лиц. Хотя очевидно, что в данном случае потребители предметов роскоши фактически не изменятся.
Законопроект предусматривает введение дифференцированной ставки налога на роскошь - в зависимости от стоимости имущества от 1 до 5%. Например, ставка в отношении жилых домов, квартир, дач и иных строений, земельных участков и долей в них колеблется так: от 15 млн. до 30 млн. рублей - 1%, от 30 млн. до 50 млн. рублей - 3%, свыше 50 млн. - 5%.
Как отмечают сами авторы, налог на предметы роскоши из-за "ограниченности круга потребителей этих предметов" не будет бюджетообразующим. Зато усиленное обложение более состоятельных граждан станет способствовать равномерности в распределении налогов.
Впрочем, отмечают депутаты, наверняка список предметов роскоши, содержащийся в законопроекте, далеко не полный. Понятно, все потенциальные объекты "роскошного" налогообложения невозможно перечислить или подвести под какое-либо общее определение. Да и само понятие "роскошь" - очень условное и относительное.
В разное время роскошью считались различные предметы: например, тюльпаны в средневековой Голландии, выездные лошади, собаки, гербы, часы, перчатки, сапоги и т.п. Многое, что прежде составляло предмет роскоши, теперь является предметом всеобщего употребления.
Отметим, что налоги на роскошь появились относительно давно, особенно активно развитие этого налогообложения происходило в XVII и XVIII веках. Сейчас подобные налоги в той или иной форме существуют во многих странах мира: в США, Франции, Великобритании, Хорватии, Италии и др. Например, только в Сардинии налог на роскошь приносит около 1 миллиарда долларов ежегодно.