Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 17:18, реферат
Налоговая система – один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
этого факта, то сохранение в собственности государства монополии только на
три продукта: нефть, газ и водку могло бы полностью обеспечить весь
федеральный бюджет, и налоги на этом уровне можно было бы полностью отменить.
Сейчас, кажется, уже ни у кого не остается сомнений, что далее такое
положение нетерпимо и что перемены в налоговой системе неизбежны. Разногласия
существуют лишь в том, что предлагается менять в налоговой системе, в какой
последовательности и в какие сроки. Если взять налоговую систему в целом, то
перемены возможны и необходимы – и в налоговой политике, и в налоговой
технике, и в налоговом праве.
В настоящее время налоговая политика как таковая в стране отсутствует, или,
точнее сказать, она формируется стихийно, в результате чего отдельные меры
налоговой политики не только вступают в противоречие с проводимой (или
провозглашаемой) экономической политикой, но и между собой.
Например, замена налога с оборота на НДС привела к перемещению основной массы
налогового
бремени предприятий из сферы
обращения в сферу
привело к вымыванию из последней значительной доли оборотного капитала;
слабость налогового контроля в сфере торговли и посреднических операций
стимулирует массовое перемещение капиталов в краткосрочные и спекулятивные
операции; возврат НДС для экспортеров фактически создал ситуацию прямого
финансирования государством экспорта исключительно сырьевых товаров – в ущерб
экспорту готовой продукции (которая пока неконкурентоспособна на мировых
рынках и потому этой льготой воспользоваться не может); низкие ставки
амортизационных отчислений и слабый контроль за их использованием
способствуют проседанию основного капитала в базовых, капиталоемких отраслях
производства. Очевидно, что все это никак не способствует восстановлению
производства и развитию инвестиционной активности в стране, а, значит, прямо
противоречит
провозглашенным целям
В сфере социального страхования и обеспечения за основу принята западная
модель, характеризуемая
высоким уровнем страховых
населения пенсионным обеспечением. В России такое заимствование приводит к
избыточному
налогообложению
накопления государственным и к прямой потере части накопленных страховых
взносов (из-за отсутствия в стране возможностей безрисковых инвестиций в
производительном секторе).
Таким образом, принятая налоговая политика ориентируется на воссоздание в
России западной модели налогообложения, которая становится эффективной только
на достаточно продвинутой стадии, при условии крупных разовых инвестиций в
создание инфраструктуры налоговых органов, разветвленной и дорогостоящей
системы налогового контроля, непременного соучастия и понимания со стороны
широких масс налогоплательщиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система – один из главных элементов рыночной экономики. Она
выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства,
определения
приоритетов социального и
необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым
общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие
от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность
соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в
вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение
перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством,
позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов
для местных бюджетов.
И все же
новое налоговое
условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность,
запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий
плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение
научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или
увеличение
выпуска товаров народного
законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует
привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт
свидетельствует, что налоговое законодательство – не застывшая схема, оно
постоянно изменяется,
приспосабливается к
рынку.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества
налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в
период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также
препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность
налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы
налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию
налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем
самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые
реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов
налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе,
соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не
случайно, так
как оптимальную налоговую
серьезной теоретической основе, которой в России еще нет...
Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению
в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно,
для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить
налоговую систему страны.
Список используемой литературы
1. Налоговый кодекс. Правовая информационная система «Гарант»
2. Федеральный Закон от 29 декабря 1998 года № 192-ФЗ «О
первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»
3. Кашин В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление
экономики – Аудитор – № 9, 1998 – С.3-7
4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской
Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир,
2000. – 457с.
5. Финансы. Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М. Ковалевой.-
4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 384с.
6. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под ред.
В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 1999. – 496с.
7. Финансы: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. М.В.
Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Изд.
«Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2000. – 520с.
8. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой
системы: Учебное пособие для вузов/Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы,
ЮНИТИ, 1998. – 422с.
9. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.:
ИНФРА-М, 1999. –429с.