Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть налоговую проверку и ее место в системе налогового контроля.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие системы налогового контроля 5
1.1 Понятие и виды налогового контроля 5
1.2 Субъекты и принципы налогового контроля 9
Глава 2 Налоговая проверка – важнейшая форма налогового контроля………………………………………………………………………….17
2.1 Налоговые проверки: понятие, виды 17
2.2 Правовые основы и порядок проведения налоговых проверок 24
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

6823 Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля.docx

— 68.31 Кб (Скачать файл)

-     проводить налоговые проверки;

-    требовать от  налогоплательщика или налогового  агента документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов;

-     проводить выемку документов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях;

-    приостанавливать  операции по счетам налогоплательщиков  в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков;

-   осматривать любые  производственные, складские, торговые  и иные помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения доходов;

-  определять суммы  налогов расчетным путем на  основании имеющейся дополнительной информации;

-       взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени;

-   предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.

Основные обязанности  налоговых органов [10, C. 78]:

-         ведение учета налогоплательщиков;

-         соблюдение законодательства о  налогах и сборах;

-  осуществление контроля  за полнотой и своевременностью  уплаты налогов;

-         соблюдение налоговой тайны;

-         информирование налогоплательщиков  по вопросам налогового законодательства.

Принцип есть научное или  нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают.

Правовой принцип концентрирует  в себе общеобязательное для всех требование, оформляющее базовую идею какого-либо явления. При этом свойство общеобязательности он приобретает лишь тогда, когда происходит его юридическое закрепление в нормативных актах, т. е. когда принцип приобретает правовой характер.

Принципы налогового контроля можно определить как базовые  правовые положения, определяющие организацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения.

Общеправовыми принципами характерными для налогового контроля являются [18, C. 271]:

Принцип законности. Он подразумевает строгое соблюдение предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов. В рамках налогового контроля принцип законности проявляется, в частности, в том, что, согласно ст. 1 НК РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ. Кроме того, на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в соответствии с ним нормативных актов (ст. 32 НК РФ).

Принцип юридического равенства. В сфере налогообложения этот принцип отражается в том, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев (ст. 3 НК РФ). Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (за исключением таможенных пошлин), а также в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ или услуг (ст. 353 НК РФ) [1].

Принцип соблюдения прав человека и гражданина. Конституция РФ провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и должны соблюдаться всеми государственными органами и организациями. Этот принцип в сфере налогообложения трансформируется в целый ряд специально-правовых принципов, которые мы рассмотрим далее.

Принцип гласности. Означает открытую и доступную для всех организаций и граждан деятельность государственных органов, а также возможность получения  информации. В сфере налогообложения принцип гласности реализуется, в частности, при официальном опубликовании сведений о действующих на территории России налогах и сборах (ст. 16 НК РФ); при исполнении налоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков о действиях налоговых органов, по даче разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (ст. 32 НК РФ).

Принцип ответственности. Заключается в том, что к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры юридической ответственности. Естественно, что данный принцип является основополагающим для института ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Принцип защиты прав. Защита прав субъектов гарантируется на любом этапе развития налоговых отношений, в том числе и при проведении мероприятий налогового контроля.

Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов на любой стадии осуществления контрольной деятельности.

Кроме общеправовых принципов  налоговому контролю присущи следующие  принципы контроля.

Принцип независимости. В настоящее время налоговые органы РФ представляют собой организованную государством единую централизованную систему контрольных органов, объединенную в самостоятельное федеральное министерство, призванную реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимую от каких-либо организаций или физических лиц.

Принцип планомерности. Подразумевает, что любая контрольная деятельность, для которой характерно ее постадийное осуществление, всегда должна быть тщательно подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть соотнесены с временными рамками их осуществления [7 , C. 109].

Принцип регулярности (систематичности) контроля. Принцип регулярности действительно очень ярко проявляется при проведении налогового контроля. Более того, в определенных случаях законодательно установлены периоды времени для проведения мероприятий налогового контроля.

Принцип объективности и  достоверности. Принцип объективности и достоверности результатов налогового контроля предполагает, что решение руководителя уполномоченного органа должно соответствовать фактически  существующим обстоятельствам, выявленным в ходе проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о соответствии или несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком деяний.

Принцип документального  оформления результатов контроля. Надлежащее оформление документов налогового контроля создает основу для последующей реализации налоговыми органами своих полномочий по применению мер ответственности к виновным лицам за совершение ими налоговых или административных правонарушений.

Принцип взаимодействия и  обмена информацией с другими  государственными органами. В настоящее время принцип взаимодействия налоговых органов с другими уполномоченными органами, такими как органы налоговой полиции, государственные внебюджетные фонды, органы федерального казначейства, таможенные органы и другие (ст. 82 НК РФ), заключается не столько в передаче сведений о совершении нарушений, сколько в аккумулировании в налоговых органах информации о налогоплательщиках, налоговых агентах, банках и других обязанных лицах, необходимой для осуществления налоговыми органами своих функций.

Рассмотренные выше общеправовые принципы и принципы контрольной  деятельности не исчерпывают систему принципов налогового контроля, поскольку специфику сферы налогообложения отражают специально-правовые принципы налогового права, которые оказывают доминирующее влияние на содержание налогового контроля.

Научное обоснование системы  специально-правовых принципов налогообложения, а также их закрепление в Налоговом кодексе РФ приводят к возможности установления следующих принципов налогового контроля в дополнение к уже рассмотренным выше.

Принцип всеобщности налогового контроля. Предполагается, что ни одна организация или физическое лицо не могут быть освобождены налоговыми органами от проведения в отношении них мероприятий налогового контроля, начиная с проведения учета юридических и физических лиц.

Принцип единства налогового контроля. Принцип единства налоговой политики и системы налогов предполагает единообразное осуществление налогового контроля на всей территории РФ, существование единого реестра налогоплательщиков на территории РФ, единства форм, методов и порядка проведения налогового контроля, применяемых на всей территории России.

Принцип территориальности  налогового контроля. Выражается в том, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика по поводу осуществления мероприятий налогового контроля возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на учете.

Принцип ограничения сферы  налогового контроля только вопросами  исполнения обязанностей лиц, предусмотренных налоговым законодательством.

Действующее в настоящее  время законодательство предоставляет  налоговым органам полномочия по осуществлению контроля не только в сфере налоговых отношений, но и в сфере административно-правовых и валютных отношений [11, C. 142].

Соответственно, налоговый  контроль следует отличать от административно-правового  или валютного контроля, возможность  проведения которого предусмотрена законодательством.

Презумпция добросовестности налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных обязанных лиц. При проведении контрольных мероприятий налоговые органы должны исходить из презумпции добросовестности проверяемого ими лица и надлежащего исполнения им своих обязанностей. Согласно ст. 3 НК РФ, в случае наличия противоречий или неясности налогового законодательства все сомнения, касающиеся оценки действий налогоплательщика, должны толковаться в его пользу [1].

Принцип соблюдения налоговой  тайны. Налоговое законодательство устанавливает требование соблюдения специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в ст. 102 НК РФ. Налоговая тайна не подлежит разглашению должностными лицами уполномоченных органов, привлекаемыми специалистами, экспертами, переводчиками за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Принцип возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных  действий при проведении налогового контроля. При проведении налогового контроля не допускается причинение ущерба проверяемой организации или физическому лицу (ст. 103 НК РФ). Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход) (ст. 35 и 103 НК РФ).

Налоговый кодекс в числе  участников налоговых отношений (ст. 9 НК РФ) упоминает различные государственные органы: финансовые, налоговые, таможенные органы, органы налоговой полиции, органы государственных внебюджетных фондов. Однако только налоговым и таможенным органам предоставляются полномочия по осуществлению контрольной деятельности в сфере налогообложения, которые и являются в настоящее время субъектами налогового контроля [1].

Глава 2 Налоговая  проверка – важнейшая форма налогового контроля    

2.1 Налоговые проверки: понятие, виды

 

Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Объем правомочий налоговых  органов и существующих ограничений  на проведение тех или иных процессуальных действий (доступ на территорию или  в помещение, осмотр, истребование документов, выемка (изъятие) документов и предметов, инвентаризация, экспертиза и др.) напрямую зависит от вида проводимой проверки. Виды проверок представлены на рисунке 1 [8, C. 272].

Рисунок 1 – Виды проверок

 

В зависимости от объема проверяемой документации и места  проведения налоговой проверки они  делятся на камеральные и выездные.

Камеральная проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

В настоящее время камеральные  проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в  ходе камеральных проверок ошибки в  самих налоговых декларациях, в  обосновании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с  их служебными обязанностями без  какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления  налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах  и сборах не предусмотрены иные сроки. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками  законодательных и иных нормативных  правовых актов о налогах и  сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание  сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований  процедуры взыскания в установленном  порядке налоговых санкций, а  также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального  отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Информация о работе Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля