Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть налоговую проверку и ее место в системе налогового контроля.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие системы налогового контроля 5
1.1 Понятие и виды налогового контроля 5
1.2 Субъекты и принципы налогового контроля 9
Глава 2 Налоговая проверка – важнейшая форма налогового контроля………………………………………………………………………….17
2.1 Налоговые проверки: понятие, виды 17
2.2 Правовые основы и порядок проведения налоговых проверок 24
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

6823 Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля.docx

— 68.31 Кб (Скачать файл)

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Впервые термин «Выездная налоговая проверка» введен в обиход контрольной работы Налоговым кодексом Российской Федерации. Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными. Однако, разница между понятиями «выездная» и «документальная» проверки отнюдь не терминологическая. Существует распространенное мнение, что выездная налоговая проверка и документальная проверки это одно и то же. Однако, на самом деле, это отнюдь не тождественные понятия. Так, выездная налоговая проверка - это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная же проверка - это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учетные регистры налогоплательщика. При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведение такой проверки [13, C. 316].

Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая  организация или индивидуальные предприниматели и налоговый  орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут  быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Цель выездной налоговой  проверки практически такая же, как  и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах, взыскание недоимок по налогам и пени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

Выездной налоговой проверкой  могут быть охвачены только три календарных  года деятельности налогоплательщика  непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый  орган не вправе проводить в течение  одного календарного года две выездные проверки и более по одним и  тем же налогам за один и тот  же период. Срок проведения - не более  двух месяцев; в исключительных случаях  вышестоящий налоговый орган  может увеличить продолжительность  налоговой проверки до трех месяцев.

Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия. Однако в  указанный срок не засчитываются  периоды между вручением налогоплательщику  требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых  при проведении проверки документов.

В ходе выездной проверки может  возникнуть необходимость проведения осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием  объектов налогообложения, в проведении инвентаризации имущества, производстве выемки документов и предметов и  др. В ряде случаев, предусмотренных  Кодексом, при проведении контрольных  действий должны составляться протоколы.

Статья 87 НК РФ предусматривает  возможность проведения таких налоговых  проверок, как встречные х1ъ.

Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие - сокрытия доходов.

На практике встречная  проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой  проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном Постановлении о привлечении к налоговой ответственности). На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверке [16, C. 105].

По объему проверяемых  вопросов налоговые проверки делятся  на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.

После введения в силу НК РФ практически все выездные налоговые  проверки осуществляются в виде комплексных. Сюда можно включить такие вопросы как, правильность исчисления и перечисления налогов (сборов) налогоплательщиком, выполнения функций налогового агента; правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций; открытия счетов налогоплательщикам (при проверке банков); применения ККМ; порядка реализации алкогольной продукции и др. Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь спектр прав, предоставленных налоговым органам.

Тематическая проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа [19, C. 104].

Тематическая проверка проводится или как элемент комплексной  проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения  законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным  актом, либо отражаются в акте комплексной  проверки. Если возникает необходимость  в проведении на основе тематической проверки комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов.

Целевая проверка - это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как самостоятельных. Однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.

По способу организации  налоговые проверки делятся на плановые и внезапные [21, C. 219].

Внезапная проверка - это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Выездная проверка проводится непосредственно на месте осуществления хозяйственной деятельности (месте хранения документов) налогоплательщиком. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя налогового органа), принимаемое при получении информации или предположения о нарушении налогоплательщиком законодательства.

Цель внезапной проверки - установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при  проведении обычных проверок. Внезапные  проверки проводятся не часто. В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения ККМ, в  большинстве случаев проводятся как внезапные.

HК РФ предусматривает  также возможность проведения  контрольных и повторных проверок [1].

Цель контрольной проверки - установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. До 1 января 1999 года контрольные проверки проводились другими сотрудниками того же налогового органа либо сотрудниками вышестоящего налогового органа, или же органами налоговой полиции. С 1 января 1999 года контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа. Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых работниках налоговых органов. Так, если будут установлены факты нарушения законодательства проверяемым налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. Если же нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица должны быть привлечены к дисциплинарной (уголовной) ответственности.

Повторная проверка - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка. В НК РФ предусмотрены ограничения на проведение повторных налоговых проверок. Так, согласно статье 87 НК РФ, запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период. В настоящее время повторные выездные налоговые проверки проводятся, как правило, в виде контрольных проверок.

По объему проверяемых  документов проверки делятся на [5, C. 185]:

  • сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);
  • выборочные (когда проверяется только часть документации).

Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет ( при его отсутствии или уничтожении первичных документов).

Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

 

2.2 Правовые основы и порядок проведения налоговых проверок

 

По сравнению с выездной налоговой проверкой, камеральная - более простая процедура. Налогоплательщики  гораздо меньше ее опасаются, а налоговые  органы не считают ее наиболее эффективной  формой контроля. До 1 января 2007 года Налоговый кодекс очень лаконично описывал процедуру проведения камеральной налоговой проверки. Прошлым лето были внесены изменения, которые упорядочили и конкретизировали положения НК РФ, касающиеся процедуры проведения, вынесения решения по итогам камеральной проверки. Проводится по месту нахождения налогового органа. И это одно из двух основных отличий камеральной от выездной налоговой проверки. Как мы помним, выездная налоговая проверка проводится на территории организации, и только в одном случае - по месту нахождения налогового органа.

Второе отличие: камеральная  проверка проводится в течение 3 месяцев  на основе налоговых деклараций и  других документов, подаваемых в налоговый  орган. Это означает, что налоговик  проверяет только тот налог, по которому подана декларация, и только за этот период.

Налоговый орган может  дополнительно истребовать документы:

  • подтверждающие налоговые льготы;
  • документы, обосновывающие и подтверждающие право на возмещение НДС - при подаче декларации по НДС с заявлением на возмещение налога (документы по ст. 172);
  • документы, являющиеся основанием для исчисления налогов, связанных с использованием природных ресурсов, - при подаче деклараций по таким налогам.

Если в поданной декларации (расчете) налоговик увидит ошибки и  противоречия, он обязан сообщить об этом в течение 5 дней. Одновременно он просит либо дать пояснения, либо внести исправления  в декларацию (расчет). Давая пояснения  налоговому органу, налогоплательщик может представить любые документы, подтверждающие достоверность данных декларации (расчета), в том числе  выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета.

Акт налоговой проверки по итогам камеральной налоговой проверки выносится только в одном случае: при выявлении нарушений налогового законодательства. Если такие нарушения не были выявлены, акт не оформляется (это еще одно отличие от оформления результатов выездной налоговой проверки) [11, C. 95].

Информация о работе Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля