Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть налоговую проверку и ее место в системе налогового контроля.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие системы налогового контроля 5
1.1 Понятие и виды налогового контроля 5
1.2 Субъекты и принципы налогового контроля 9
Глава 2 Налоговая проверка – важнейшая форма налогового контроля………………………………………………………………………….17
2.1 Налоговые проверки: понятие, виды 17
2.2 Правовые основы и порядок проведения налоговых проверок 24
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

6823 Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля.docx

— 68.31 Кб (Скачать файл)

Процедура рассмотрения акта проверки и вынесения решения  такая же, как и при выездной налоговой проверке.

Камеральная налоговая проверка проходит проще и для налогоплательщика, и для налогового органа. Однако, стоит не забывать, что именно на основании поданных деклараций и  документов налоговый орган составляет мнение о налогоплательщике и  решает, приходить ли к нему в  гости с выездной проверкой.

Выездная налоговая проверка - это форма налогового контроля, позволяющая проверить правильность уплаты налогов и сборов, а также  исполнение налогоплательщиком иных обязанностей, возложенных на него законодательством  о налогах и сборах. Выездная налоговая  проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика исключительно  на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Поэтому первое, что Вам  должны предъявить сотрудники налоговых  органов при проведении выездной налоговой проверки - это соответствующее  решение, оформленное в соответствии с Приказом МНС России №АП-3-16/318. Выездной проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельность налогоплательщика, непосредственно  предшествовавших году проведения выездной проверки.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная проверка, осуществляемая в  связи с реорганизацией или ликвидацией  налогоплательщика, а также вышестоящим  налоговым органом в порядке  контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может  проводиться независимо от времени  проведения предыдущей выездной проверки.

Очень часто возникает  вопрос о том, могут ли налоговые  органы изымать оригиналы документов при проведении выездной проверки? По общему правилу проверяющие вправе истребовать копии документов.

Требование о представлении  документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Оно подписывается должностным  лицом налогового органа, проводящего  выездную проверку, и вручается налогоплательщику  под расписку с указанием даты вручения данного требования (при  получении такого требования налогоплательщику  рекомендуется указать дату получения  требования как в своем экземпляре, так и в экземпляре налогового органа). Документы должны быть предоставлены  в пятидневный срок с момента  получения требования. В случае отказа налогоплательщика передать документы, налоговым органом может быть произведена выемка документов, а  налогоплательщик оштрафован в соответствии со ст. 126 НК РФ [1].

Выемка оригиналов документов может производиться только на основании  мотивированного постановления  должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную проверку, при этом такое постановление  должно быть утверждено руководителем (заместителем) налогового органа. Изъятые  документы должны быть перечислены  и описаны в акте выемки или  прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий  составляет справку о проведенной  проверке (внутренний документ налоговых  органов - налогоплательщику не выдается), в которой фиксируется предмет  выездной проверки и сроки ее проведения.

Акт выездной налоговой проверки составляется в течении 2-х месяцев  после составления справки о  проведенной выездной проверке, подписывается  должностными лицами налогового органа, проводившими налоговую проверку, и  руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. После этого акт выездной проверки вручается налогоплательщику либо его представителю. Если налогоплательщик уклоняется от подписания акта и его получения, то в акте делается соответствующая запись и акт выездной проверки направляется по почте заказным письмом. Датой получения акта выездной проверки в данном случае считается шестой день, начиная с даты его отправки.

Налогоплательщик вправе в 2-х недельный срок со дня получения  акта выездной проверки представить  в соответствующий налоговый  орган возражения (объяснения) по акту в целом или по его отдельным  положениям.

В течение 14 дней по истечении  срока на представление налогоплательщиком возражений (объяснений) на акт выездной налоговой проверки, руководитель (заместитель) налогового органа с учетом замечаний  и объяснений налогоплательщика  выносит решение по материалам проведенной  выездной проверки.

По результатам рассмотрения материалов выездной проверки руководитель (заместитель) налогового органа может  вынести одно из следующих решений: а) о привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности; б) об отказе в привлечении налогоплательщика  к ответственности; в) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля [12, C. 319].

Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам  налоговой выездной проверки, должно быть направлено ему в 10-тидневный  срок с даты вынесения соответствующего решения. В требовании будет установлен срок (не более 10 дней) на добровольную уплату недоимки, пеней, а также налоговых  санкций в случае совершения налоговых  правонарушения.

После истечения срока  на добровольное исполнение, взыскание  налога с организацией (недоимки) и  пеней может быть произведено  в бесспорном порядке, а сумма налоговых санкций (штрафы) может быть взыскана только в судебном порядке.

Если при рассмотрении материалов выездной проверки, налоговики не учли возражений (объяснений) и решение  вынесено не в пользу налогоплательщика, то есть два пути обжалования: в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Подать жалобу в вышестоящий  налоговый орган или вышестоящему должностному лицу можно в течение 3 месяцев с того момента, когда  налогоплательщик узнал или должен был узнать о вынесении решения. Если 3 месяца прошли, налоговый орган, в который подается жалоба, может  пропущенный срок восстановить. Об этом налогоплательщик должен попросить  либо в самой жалобе, либо в отдельном  ходатайстве, описав при этом уважительные причины, которые препятствовали своевременной  подаче жалобы. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает  права на одновременную или последующую  подачу аналогичной жалобы в суд. В соответствии с п.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в  арбитражный суд в течение  трех месяцев со дня, когда налогоплательщику  стало известно о нарушении его  прав и законных интересов.

Следует отметить, что ненормативный  правовой акт налогового органа может  быть признан судом недействительным не только в связи с неправильным применением налоговым органом  материального права, но и процессуального (нарушения порядка составления  соответствующего решения по результатам  выездной проверки, требования, порядка  проведения мероприятий по налоговому контролю), поэтому рассматривать  перспективу обжалования таких  актов нужно всегда.

 

 

 

Заключение

 

При проведении налогового контроля, прежде всего в ходе налоговых  проверок, должностные лица налоговых  органов наделены полномочиями осуществлять мероприятия налогового контроля - различного рода процессуальные действия, к которым НК относит: получение  объяснений от налогоплательщика, инвентаризацию имущества, осмотр (обследование) документов, предметов, помещений и территорий, истребование документов при проведении налоговой проверки, истребование документов (информации) о налогоплательщике (налоговом  агенте) или информации о конкретных налогах.

Любая проверка, а в особенности налоговая, вносит определенную дезорганизацию в  работу предприятия, так как для  обеспечения деятельности  проверяющих  необходимо отвлекать от основной работы сотрудников бухгалтерии и юридической  службы, да и сам факт нахождения проверяющего на предприятии создает  определенную нервозность, что не лучшим образом отражается на работоспособности.

При проведении налоговой проверки налогоплательщику  необходимо внимательно изучать  документы, предъявленные  налоговыми инспекторами: решение о проведении проверки, требования и т.д. Несоблюдение формы документа, его изъяны могут  оказаться существенной аргументацией  в суде со стороны налогоплательщика  при возникновении налогового спора. По возможности необходимо налогоплательщику  делать и оставлять при себе копии  этих документов.

При проведении проверки проверяющим необходимо представлять только те документы, которые  они затребовали. Показывая «лишние» документы, можно спровоцировать проверку тех областей своей финансово-хозяйственной  деятельности, которые первоначально  проверять не планировалось.

При чтении акта проверки необходимо обращать внимание: на документы, которые были использованы в ходе проверки; что  является источником ошибки, повлекшей  доначисление сумм налога; необходимо проверять правильность расчетов, указанных  в акте и приложения  к нему. Бывают случаи, когда доначисление налогов производится без учета  переплат по налогам, выявленных при  проверке. Проверяющие тоже люди, и  иногда допускают арифметические ошибки. Бывают просто опечатки.

Знание  налогоплательщиком прав и обязанностей как своих, так и проверяющей  стороны позволит активно участвовать  в проведении проверки, в ходе определения  ее результатов, вынесения решения  по проведенной налоговой проверке и привлечении или непривлечении  к ответственности при выявлении  каких-либо нарушений законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)//СПС Гарант, выпуск 2007.
  2. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  3. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2008.
  4. Налоги и налоговое право: учебное пособие / под ред. А.В. Брызгалина. – М.: Аналитика-Пресс, 2007.
  5. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Русакова, В.А. Каши. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.
  6. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПб: Питер, 2006.
  7. Налоги: Учеб. пособие. / Под ред. Черника Д.Г. - М.: Финансы и статистика, 2008.
  8. Налоги: учебное пособие / под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  9. Налоговое планирование – выбор налогоплательщика. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2006.
  10. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. – М.: МЦФЭР, 2005.
  11. Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: Юрайт – М, 2006.
  12. Петрова Г.В. Налоговое право: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М-Норма, 2007.
  13. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политика налогов: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  14. Рагозин Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях: Учебное пособие для руководителя и бухгалтера. – М.: Налоги и налоговое планирование, 2007.
  15. Сутырин С.Ф., Погорляцкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике / под ред. С.Ф. Сутырина. – СПб: Изд-во В. А. Михайлова, Полиус, 2008.
  16. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. – М.: Приориздат, 2005.
  17. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США: учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2007.
  18. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: ФОРУМ; ИНФРА – М, 2005.
  19. Худяков А.И., Бродский Н.Н., Бродский Г.М. Основы налогообложения: учебное пособие (серия Право и экономика). – СПб.: Европейский Дом, 2009.
  20. Экономика. Учебник./ Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. - М.: Проспект, 2009.
  21. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008.

 


Информация о работе Налоговая проверка и ее место в системе налогового контроля