Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 04:27, реферат
Элементами (структурой) налогообложения является- объект налогообложения объектами нало-гообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. То есть объект налогообложения - это юридический факт или совокупность юридиче-ских фактов (юридический состав), с которым связано возникновение обязанности налогоплатель-щика уплатить налог. - налоговая база.
Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизм налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и т.д.).
Социальная функция налоговой
системы требует детального исследования,
как с точки зрения ее усиления,
так и с точки зрения устранения
неоправданных льгот и
Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая "труднонастраиваемая" функция. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно обращена и взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.
Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.
Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.
В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательности исполнения налогового законодательства всеми юридическими и физическими лицами, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.
Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.
Крупные функциональные недостатки и
диспропорции в соотношении и
взаимодействии функций налоговой
системы, рассмотренные в
Анализ показал, что в современных
условиях имеется "расстыковка" функций
налогов с функциями
В результате первых этапов налоговой реформы действительно сложился качественно новый механизм финансовых отношений предприятий и государства, в связи с чем можно сказать, что одна из целей реформы достигнута. Что же касается других, более важных задач, стоявших перед налоговой реформой, то введенный в действие налоговый механизм оказался структурно деформированным и неэффективным, он до сих пор не только не способствует преодолению кризисных явлений, но, напротив, во многом усиливает их.
Англосаксонская модель.
Одним из представителей данной модели является Великобритания. Её налоговая система сложилась в прошлом столетии, в нее были внесены существенные изменения в процессе реформы 1973 г. В частности, была снижена ставка личного подоходного налога с 27 до 20%, устранена многоступенчатость деления доходов населения и прогрессивных ставок, применяемых к ним (вместо действовавшей ранее шкалы установлены три ставки подоходного налога в размере 20, 24 и 40%), введено раздельное налогообложение доходов супругов, значительно увеличены личные налоговые ставки и т.д.
Налоги Великобритании формируют ее государственный бюджет на 90%. На долю подоходного налога с населения приходятся до 64% поступлений в госбюджет, в то время как на долю налогов с доходов компаний только 19%. Доля поступлений налога с нефтяных компаний возросла в последние годы и составляет 11,5%. На долю гербового сбора приходится не более 2%.
Британский парламент обладает законодательной властью и уполномочен ежегодно вносить поправки в налоговое законодательство, которое утверждается правительством. Право регулировать вопросы применения налогового законодательства предоставляется специальному органу - тайному совету, министерствам и Управлению внутренних доходов. Полномочия этих органов определены четко парламентом.
Организация налоговой
службы возложена на два правительственных
департамента, подчиненных казначейству:
Личный подоходный
налог уплачивают все граждане, получающие
доход. Согласно законодательству,
Подоходный налог с физических лиц взимается не по совокупному доходу, а по частям (шедулам). Таких шедул в налоговом законодательстве установлено шесть: А, В, С, Д, Е, F. По шедуле А облагаются доходы от собственности на землю, на строения и др.; по В -доходы от лесных массивов; по С - доходы от ценных бумаг, по которым выплачиваются проценты; по Д - облагается также прибыль от торговли,промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.; по Е - доходы от заработной платы и пенсий, по F - доходы от дивидендов и т.д.
Из подлежащей уплате суммы подоходного налога вычитаются налоговые льготы, так называемые личные скидки. Не облагаются подоходным налогом пособия, проценты по национальным сертификатам, стипендии и другие выплаты. Подоходный налог начисляется с учетом совокупного годового дохода. Отчет о налоге осуществляется посредством подачи декларации.
Налог с наследства начинает действовать после 7 лет получения наследства при условии, если даритель в течение этих лет остается живым. Ставка налога устанавливается на уровне 40% от суммы имущества, превышающей 200 тыс.ф.ст.
Подоходный налог с компаний (корпоративный налог) применяется по всем прибылям компаний резидентов,полученных ими в течение всего налогового года. Корпоративный налог взимается после разрешенных вычетов из доходов компании. Ставка налога устанавливается ежегодно бюджетом страны и применяется к доходам за предыдущий финансовый год.Ставки налога приняты в размере 33% и 24% для предприятий малого бизнеса.Компания уплачивает корпоративный налог по единой ставке со всех видов прибылей, но при этом не взимается у источника налога с дивидендов. Облагаемый доход компаний исчисляется путем вычета из валового дохода компании всех разрешенных расходов. Вычету подлежат:
- текущие расходы(аренда, стоимость ремонта, потери от валютных займов в результате изменения валютного курса, расходы по модернизации, платежи разного характера, налоговые штрафы и т.д.);
- компенсационные
платежи при увольнении
- расходы на юридическое обслуживание и оплату услуг по бухучету, транспортные расходы;
- лицензионные и подобные им платежи;
- представительские расходы;
- расходы на заработную плату сотрудникам;
- расходы на электроснабжение,
газ, водоснабжение, освещение,
- взносы и пожертвования в благотворительные фонды,
- коммерческие и некоммерческие убытки;
- подоходный налог и другие виды налогов;
- просроченные долги.
Налог на добавленную стоимость входит в компетенцию Управления таможенных пошлин и акцизов Министерства финансов.
Предприниматели, как правило, ежеквартально заполняют декларацию и переводят налог в Управление.Регистрации в Управлении для уплаты налога подлежат все налогоплательщики.
В стране действуют три ставки НДС: 0, 8 и 17,5%. Нулевая ставка налога применяется к 17 группам товаров: продуктам питания; водоснабжению и канализации; книгам и пособиям для слепых; топливу и отоплению; транспортным средствам; международным услугам;одежде и обуви; благотворительности. Ставка в 8% применяется к услугам по коммунальным видам обеспечения. Ставка в 17,5% применяется ко всем иным видам товаров (услуг и работ).
Освобождается от уплаты налога земля, страхование, почтовые услуги, игорный бизнес, финансы,образование, здравоохранение, ритуальные услуги и др.
Гербовые сборы взимаются при оформлении лицами гражданско-правовых сделок в твердых ценах или в процентах от стоимости услуг. Ставка гербового сбора составляет 1% стоимости собственности, по ценным бумагам - 0,5% цены, уплачиваемой за ценные бумаги.
Источником налоговых поступлений являются платежи с недвижимого имущества (земли, жилых домов,магазинов, учреждений, заводов и фабрик).
Евро - континентальная модель.
Ярким представителе данной модели является Франция.
Систему налогообложения
Франции условно можно
- косвенные налоги,включаемые в цену товара, или налоги на потребление;
- налоги на прибыль или доход;
- налоги на собственность.
К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, внутренний налог на нефтепродукты, таможенные пошлины,которые дают около 60% налоговых доходов общего бюджета. Важную роль в системе поступлений играют и прямые налоги, которые дают около 40% доходов общего бюджета. Среди прямых налогов значительную роль играют подоходный налог физических лиц и налог на прибыль акционерных компаний.
Отличительными
особенностями налоговой
- низкий уровень прямого налогообложения;
- высокий уровень косвенного обложения;
- высокая доля взносов в фонды социального назначения;
- высокая доля
поступлений от налогов на
товары и услуги в общем
объеме обязательных
- наращивание доли
налоговых поступлений в
В общей системе налогообложения можно выделить центральные налоги и местные налоги и сборы.
Налог на добавленную
стоимость изымается в доходы
центральных и местных
При продажах товаров лицами, занимающимися перепродажей, или произведений искусства налогом облагается разница между покупной и продажной ценой в размере 30%.
Сырье и полуфабрикаты,изготовленные для собственных нужд предприятия, и услуги, оказываемые в пределах предприятия, облагаются налогом по ставкам, предусмотренным в законе.
Сделки с недвижимостью, торговые операции и импортные товары облагаются по внутренним ставкам.
НДС имеет четыре ставки: нормальную, сокращенную, промежуточную и повышенную.
Нормальная ставка применяется для всех операций, за исключением тех, по которым предусмотрены иные ставки. Сокращенная ставка применяется при оказании услуг в сфере продуктов питания и их производства. Промежуточная - применяется для обложения товаров: газа, электричества, горячей воды, угля, нефтепродуктов, спирта, кофе и др. Повышенная - применяется при покупке драгоценных металлов, мехов,аппаратуры, табака и др.
Налог на добавленную стоимость платят в момент представления декларации раз в месяц. Продавец товара вносит налог из выручки после реализации товара. Предприятие, облагаемое НДС, ежемесячно представляет налоговым органам декларацию, содержащую перечень товаров,подлежащих продаже, и размер оборота.
Налог на доходы от денежных капиталов взимается с доходов, получаемых с акций, помещенных капиталов (облигаций, кредитных обязательств, вкладов, бонов и др.) и доходов от иностранных ценных бумаг.
При исчислении дохода физических лиц от денежных капиталов учитывается прибыль, которую извлекает лицо от этой деятельности. Физические лица самостоятельно исчисляют облагаемый доход и указывают в декларации.
Налог от прибыли от недвижимости, которым облагаются физические лица, взимается с прибыли,получаемой при строительстве; прибыли от недвижимости, носящей спекулятивный характер; от сверхприбыли, получаемой при продаже земли под застройку.
Чистые прибыли от недвижимости, получаемые физическими лицами, предварительно облагаются налогом в размере 25% от суммы прибыли в момент регистрации сделки. В момент уплаты налога эта сумма вычитается из общей суммы выплаты налога.