Налоговая система: понятие и ее взаимосвязь с экономической политикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 06:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ налоговой системы, а также выявление взаимосвязи между налоговой системой и экономической политикой Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю развития налоговой системы в России
2. Изучить понятие, функции принципы построения налоговой системы
3. Рассмотреть направления, цели и методы экономической политики России
4. Определить роль налоговой системы в экономической политике России

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1: Общая характеристика налоговой системы…………………………….5
1.1. История развития налоговой системы в России……………………………. 5
1.2. Понятие, функции, принципы построения налоговой системы……………8
Глава 2: Взаимосвязь налоговой системы с экономической политикой……...13
2.1. Понятие, направления, цели и методы экономической политики России 13
2.2. Роль налоговой системы в экономике России …………………………….18
Заключение………………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………………. 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по налогам.docx

— 51.46 Кб (Скачать файл)

Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

Организационные принципы налоговой системы – это положения, в соответствии с которыми осуществляются построение, развитие налоговой системы и управление ею.

Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смит в 1776 г. Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современным условиям позволяет расширить и уточнить принципы построения налоговой системы:

1. Принцип равномерности  заключается в равной обязанности  граждан платить налоги соразмерно  своим доходам;

2. Принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ и время платежа должны  быть четко определены и известны  налогоплательщику заранее;

3. Принцип удобства, согласно  которому налоги должны взиматься  в такое время и таким способом, которые предоставляют наибольшие  удобства для плательщиков;

4. Принцип экономии, в  соответствии с которым издержки  по уплате налогов плательщиком  и по взиманию налогов государством  должны быть минимальными;

5. Принцип обязательности  подразумевает обязательность, принудительность  и неотвратимость уплаты налогов;

6. Принцип справедливости  – справедливое распределение  платежей между богатыми и  бедными: первые платят пропорционально  больше налогов, чем вторые;

7. Принцип подвижности (эластичности) – способность налоговой системы  к быстрому расширению в случае  чрезвычайных дополнительных расходов  государства или, наоборот, к сокращению  при наличии возможностей государства  и целей его социально-экономической  политики;

8. Принцип однократности  налогообложения – один и тот  же объект должен облагаться  налогом одного вида только  один раз за установленный  период налогообложения;

9. Принцип стабильности  – стабильность действующей налоговой  системы во времени;

10. Принцип оптимальности  – оптимальный выбор источника  и объекта налогообложения;

11. Принцип стоимостного  выражения – денежный характер  налогообложения, т.е. налоги должны  уплачиваться только в денежной  форме;

12. Принцип единства –  действие налоговой системы на  всей территории страны и для  всех юридических и физических  лиц;

Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами:

1. Принцип единства –  согласно Конституции России  не допускается как установление  налогов, ограничивающих свободное  перемещение товаров и финансовых  средств в пределах страны, так и введение региональных налогов, позволяющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других;

2. Принцип подвижности  – оперативное изменение в  сторону увеличения или уменьшения  налогового бремени;

3. Принцип стабильности  – налоговая система должна  действовать в течение ряда  лет вплоть до очередной налоговой реформы;

4. Принцип множественности  налогов – налоговая система  должна быть основана на совокупности  дифференцированных налогов и  объектов налогообложения для  возможности проведения гибкой  государственной налоговой политики;

5. Принцип исчерпывающего  перечня региональных и местных  налогов – ограничение введения  дополнительных налогов субъектами  Федерации и органами местного  самоуправления, а также запрет  на повышение ставок налоговых  платежей;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ

 

2.1. Понятие, направления, цели и методы 

экономической политики России

 

Государственная экономическая политика – это совокупность мер, осуществляемых государственными органами, направленных на упорядочение, корректировку и поддержание социально-экономических процессов развития общества, которые обеспечивают экономический рост и необходимый уровень благосостояния страны.

Также под государственной экономической политикой понимается проводимая государством генеральная линия экономических действий, дающая желаемую направленность экономическим процессам через совокупность предпринимаемых правительством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы.

На каждом этапе развития общества конкретные направления экономической политики, их содержание, политическая значимость разные. Выбор их не может быть произвольным. Он определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений, конкретными историческими условиями, ситуацией в мире.

Направления экономической политики разнообразны по своему содержанию, политической значимости.

Их можно классифицировать:

1. По сферам экономической жизни (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля и т.д.)

2. По времени действия (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные)

3. По политической и  социально-экономической значимости

Основными направлениями экономической политики, которые определяются государством, являются:

1.Институциональная политика по изменению организации экономики, созданию новых или устранению старых экономических, социальных и финансовых институтов, изменению их функций и связей.

2. Структурная политика  в области изменения макроэкономических  пропорций между конечным потреблением  и валовым накоплением3, доходами и расходами государства, экспортом и импортом, отраслевых и региональных структур экономики.

3.Инвестиционная политика  по установлению масштабов инвестиций, их источников и направлений  использования.

4.Финансовая политика  в области формирования и использования  государственных финансовых ресурсов, контроля за целевым использованием средств государственного бюджета.

5.Региональная политика по отношению к экономической интеграции4 регионов и их социально-экономическому развитию.

6.Внешнеэкономическая политика  по отношению к экспорту и  импорту товаров и услуг, привлечению  иностранного капитала и вызову  капитала за рубеж.

Приоритеты государственной экономической политики изменяются в зависимости от исторического этапа развития. К приоритетным направлениям можно добавить политику в резерве отраслей материального производства и непроизводственной сферы, политику в области приватизации или реприватизации, региональную социально-экономическую политику и т.д.

Перед каждым приоритетным направлением ставятся соответствующие цели, разрабатывается определенная стратегия их достижения.

Так, основными целями государственной экономической политики на предстоящий период должны быть:

1.Обеспечение стабильности и предсказуемости федеральной налоговой политики и политики бюджетных расходов (четкое распределение расходных полномочий и соответствующей доходной базы между уровнями власти)

2.Предсказуемость тарифной политики в области оказания услуг естественными монополиями5, установление жестких бюджетных ограничений для органов региональной и муниципальной власти.

3.Обеспечение свободного перемещения рабочей силы и капитала на всей территории Российской Федерации.

4. Сокращение различий  в социально-экономическом развитии  регионов, в том числе финансовая  поддержка беднейших регионов.

5.Создание равных условий для экономического развития субъектов Российской Федерации, а также равных конкурентных условий для предпринимательской деятельности во всех регионах страны.

Непременным условием осуществления стратегических целей, направлений, приоритетов экономического развития является определение методов экономической политики.

Всю совокупность методов воздействия для реализации экономической политики можно разделить на две группы:

1. Меры прямого воздействия. Данные методы предполагают, что субъекты экономики принимают решения не самостоятельно, а по указаниям государства. Например: налоговое законодательство, правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям.

2. Меры косвенного воздействия. Суть данных методов состоит  в том, что государство не влияет  прямо на принимаемые субъектами  экономики решения. Оно лишь создает  условия к тому, чтобы субъекты  экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики.

Существует еще одна классификация методов реализации экономической политики на основе организационно-институциональных критериев.

При данном подходе выделяют: административные, экономические и институциональные методы.

Административные методы: главная функция данных методов состоит в обеспечении стабильной, основанной на праве обстановки в обществе: сохранение прав собственности, защита конкурирующей среды, обеспечение возможностей свободного выбора и принятия экономических решений.

Административные методы, в свою очередь, подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения.

Экономические методы: к ним относят действия государства, которые с помощью экономических рычагов в отличие от принудительных мер воздействуют на рыночные отношения. Под этими методами понимаются различные методы воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.

К экономическим методам относят:

1. Финансовая политика, в  том числе бюджетная, фискальная  политика;

2. Денежно-кредитная политика;

3. Экономическое программирование  и планирование;

4. Прогнозирование;

Институциональные методы: предполагают создание, поддержание и развитие определенных общественных институтов. При этом под «институтом» понимается словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов означает существование в обществе преобладающего способа мышления или действия, который стал привычкой для определенных социальных групп или обычаем для народа. Например: «институт права», «институт собственности».

Применительно к различным направлениям экономической политики могут применяться различные методы достижения целей экономической политики.

В рамках фискальной политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов.

Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, система социального обеспечения, производятся закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоев населения. Они оказывают большое влияние на динамику валового национального продукта6. К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания).

Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

В рамках денежной политики государство влияет на денежную массу. Государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым – на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объемы и динамику валового национального продукта. Денежная политика оказывает большое влияние на инфляцию. Одним из направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций.

 

 

 

 

 

 

2.2. Роль налоговой  системы в экономике России

 

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Безусловно, налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное для характеристики роли налогов, так как государственный бюджет можно сформировать и без них. Например, с помощью экономических нормативов7 отчислений от прибыли в бюджет.

Однако на первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Это регулирующая функция налогов.

Информация о работе Налоговая система: понятие и ее взаимосвязь с экономической политикой