Налоговая система: понятие и ее взаимосвязь с экономической политикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 06:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ налоговой системы, а также выявление взаимосвязи между налоговой системой и экономической политикой Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю развития налоговой системы в России
2. Изучить понятие, функции принципы построения налоговой системы
3. Рассмотреть направления, цели и методы экономической политики России
4. Определить роль налоговой системы в экономической политике России

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1: Общая характеристика налоговой системы…………………………….5
1.1. История развития налоговой системы в России……………………………. 5
1.2. Понятие, функции, принципы построения налоговой системы……………8
Глава 2: Взаимосвязь налоговой системы с экономической политикой……...13
2.1. Понятие, направления, цели и методы экономической политики России 13
2.2. Роль налоговой системы в экономике России …………………………….18
Заключение………………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………………. 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по налогам.docx

— 51.46 Кб (Скачать файл)

Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях: регулирование рыночных, товарно-денежных отношений и регулирование развития народного хозяйства.

Регулирование рыночных товарно-денежных отношений состоит главным образом в разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих.

Говоря о регулировании развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующем в обществе, является закон стоимости, речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом8 и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций9, государственных закупок и осуществления народно-хозяйственных программ и т.д.

Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Другая функция налогов – стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и т.д. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров  народного потребления, оборудования для производства продуктов питания и ряда других товаров освобождается от налогообложения.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развития производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие, фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и т.д.

Наконец, последняя функция налогов – фискальная, т.е. изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры – библиотеки, архивы и т.д.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.д.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.д. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложений, и самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде,

невозможно рассчитать, какая же  часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояния экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству.

По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие  с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.д.) вносятся необходимые изменения.

Сочетания стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение  года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, и соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции.

Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начало нового хозяйственного года. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности. Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом.

Но стабильность системы налогообложения – не догма и не самоцель. Ради ее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых ее функций – регулирующей, стимулирующей и т.д. Опыт США и других развитых стран  однозначно свидетельствует о том, что налоговая система в основном является функцией двух аргументов - экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный период. Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи, требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности – с нового хозяйственного года.

 

Нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой, ведь уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности, законности, в то время наличие дохода, укрываемого от налогообложения ввиду его незаконности преследуется государством.

Как мировой, так отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ – правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого государственными органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить их из собственных источников.

В России налоговая система находится в заключительной стадии формирования, поэтому не приобрела еще необходимой стабильности. В настоящее время создание стабильной налоговой системы является одним из основных принципов государственной политики России в области налогообложения.

Несмотря на то, что достигнуты некоторые успехи в реформировании налоговой системы, существует также ряд проблем, которые необходимо устранять:

1. Нестабильность и противоречивость  налогового законодательства;

2. Большой уровень уклонения  от уплаты налогов;

3. Предоставление нецелесообразных  налоговых льгот;

4. Проблемы налогового  администрирования

Также необходимо отметить, что налоги непосредственно влияют на экономические процессы, происходящие в любой стране. И одной из наиболее важных проблем экономической науки является дальнейшее совершенствование налоговых взаимоотношений предприятий и организаций с бюджетом и государственными фондами. При этом налоги призваны стать в руках органов власти инструментом государственного регулирования экономики, ограничения роста цен.

Изменение налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики.

Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъеме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику в состояние полной занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской  Федерации. Государственные символы  России. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. – с. 14

2. Адреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике / В.Адреанов // Экономист. – 2006. – №5

3. Захарьин В. Р. Налоги и налогообложение / В. Р. Захарьин. – М. : ИНФРА – М, 2008. – с. 75-87

4. Кикабидзе Н. В. Общие принципы налогообложения в России / Н. В. Кикабидзе // Финансовое право, 2009. - №12 – с. 30-35

5. Миляков Н. В. Налоги  и налогообложение / Н. В. Миляков. –  М. : ИНФА – М, 2000. – с. 108-202

6. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в РФ / В. Г. Пансков. – М. : Книжный мир, 2009. – с. 184-230

7. http://www.Grandars.ru

8. http://www.AUP.ru

9. http://www.managment.aaanet.ru

 

 

 

 

 

1 Контрибуция – денежные платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства-победителя.

2 Национальный доход – это вновь созданная в сфере материального производства стоимость или соответствующая ей часть совокупного общественного продукта в натуральной форме, исчисленная за год.

3 Валовое накопление - приобретение товаров, произведенных в отчетном периоде, но не потребленное.

4 Экономическая интеграция - взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.

5 Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

6 Валовой национальный продукт – это макроэкономический показатель, выражающий совокупную стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах за некоторый период (обычно — год).

7 Экономические нормативы – это показатели, отражающие зависимости между элементами финансовой, торговой, производственной и иной деятельности, требования к соотношению затрат и результатов деятельности, распределению ресурсов в целях регулирования экономических отношений.

8 Ссудный капитал – это совокупность денежных капиталов, предоставляемых во временное пользование на условиях возвратности и за определённую плату в виде процента.

9 Дотация – это ассигнования из бюджета, предназначенные на покрытие плановых убытков, для сбалансирования нижестоящих бюджетов.

 

 


Информация о работе Налоговая система: понятие и ее взаимосвязь с экономической политикой