Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 01:20, курсовая работа
В условиях перехода к рыночной экономике резко возрастают роль и значение налогов как регулятора экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей национальной экономики. Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.
На перспективу (2015-2020 гг.) предусматривается проработка вопроса объединения налога на недвижимость и земельного налога в имущественный налог с учетом международной практики.
Тенденция акционирования государственных предприятий, увеличение в связи с этим частного капитала, включение белорусских акционерных предприятий в структуры многонациональных компаний требует включения в Особенную часть Налогового кодекса положений, которые присутствуют в законодательствах многих зарубежных государств. Среди таких положений – налогообложение паевых инвестиционных фондов.
С 2011 г. планируется расширить перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели будут уплачивать единый налог. Это новые виды деятельности в сфере строительства (электромонтажные работы, устройство покрытий зданий и сооружений, прочие отделочные работы) и оказания бытовых услуг населению (ремонт и переделка трикотажных, меховых, швейных изделий и головных уборов). Кроме того, предлагается снизить с 10 % до 8 % налоговую ставку, установленную для доплаты единого налога в зависимости от размера полученной выручки.
В ближайшие годы продолжит активно развиваться международное налоговое сотрудничество. В настоящий момент сотрудничество Беларуси с мировым экономическим сообществом все более расширяется, требуются более активные поиски выходов отечественных предприятий на зарубежные рынки. Поэтому белорусское налоговое законодательство будет направлено на стимулирование внешней торговли и в первую очередь, – экспорта.
Следует отметить, что не все вопросы можно решить на уровне национального законодательства: оно не может регулировать налоги на доходы и на добавленную стоимость по оборотам белорусских субъектов за рубежом. Выходом является заключение и применение республикой соглашений об избежании двойного налогообложения, соглашений по косвенным налогам.
Серьезной проблемой остается сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов. Но обеспечение контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет не ограничивается исключительно проведением проверок со стороны налоговых органов.
Так, в 2011-2015 гг. планируется уделять большое внимание развитию у налогоплательщиков правильного понимания налогового законодательства, убеждению налогоплательщиков в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.
Для этого будет проводиться разъяснительная работа среди населения – не только с использованием печатных и телевизионных СМИ, Интернета, но и путем проведения в трудовых коллективах и учебных заведениях семинаров, лекций, бесед по легализации предпринимательской деятельности физических лиц, распространения буклетов, размещения на крупных предприятиях и рынках памяток для граждан. Все это также позволит исключить непреднамеренные ошибки в исчислении налогов.
Налоговые органы будут продолжать осуществлять контрольную деятельность с целью минимизации теневого оборота. Усилится разъяснительная работа для укрепления понимания населением необходимости добровольной уплаты налогов в бюджет.
По результатам проведенного исследования можно рекомендовать следующий комплекс мер по совершенствованию налоговой системы Республики Беларусь:
- Расширение налоговой базы, что значительно доходнее для бюджета по сравнению с введением новых налогов и повышением их ставок. Расширение налоговой базы, возможное только за счет отмены и упорядочения налоговых льгот, а также усовершенствования моделей построения и механизмов взимания каждого из основных налогов, дает в 2 - 3 раза больший эффект по сравнению с изменением их ставок.
- Постепенная отмена всех сборов и отчислений в различного рода фонды, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг и существенное сокращения количества применяемых налогов и сборов.
- При реформировании модели акцизов главной задачей является введение механизма законодательного утверждения стабильных ставок. Целесообразно рассмотреть вопрос о замене специальных ставок на адвалорные (процентные).
- При реформировании подоходного налога увеличить необлагаемый минимум доходов, установив так называемый "нулевой интервал" хотя бы на уровне бюджета прожиточного минимума, чтобы исключить из обложения доходы наиболее низкооплачиваемых слоев населения и освободить их от подачи налоговых деклараций.
- Отчислениям на социальное страхование необходимо придать статус налога, как это сделано в развитых странах, а сейчас и в России, и пересмотреть соотношение ставок платежей между нанимателями и работниками (при существующей схеме - 35% и 1% соответственно). Сохранив общий размер тарифа, целесообразно увеличить ставку платежей для работников хотя бы до 10 - 12% с тем, чтобы усилить их целевой, возвратный характер и создать основу для последующего постепенного введения добровольного индивидуального социального страхования (в частности, пенсионного). Одновременно ставку взносов для нанимателей логично сократить вначале до 23 - 25%, что позволит только за счет перераспределения снизить налоговое давление на предприятия.
- Усиление поддержки научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических разработок в негосударственных секторах экономики.
Таким образом, основу налоговой системы Республики Беларусь составляет Налоговый кодекс Республики Беларусь, который упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы. Основные налогами Республики Беларусь являются налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог, отчисление на социальное страхование. С 1 января 2010 года белорусская система налогообложения претерпела значительные изменения. Были отменены сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный налог с продаж товаров розничной торговли, местный сбор с пользователей за парковку. Для компенсации выпадающих доходов бюджета повышена ставка НДС с 18% до 20%. На протяжении 2011-2015 гг. планируется активное внедрение инновационных технологий; развитие системы электронного декларирования; отмена местного сбора на развитие территорий; из состава экологического налога будут исключены платежи за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и платежи за импорт товаров, упакованных в данную тару, как не носящие налоговый характер; и другие нововведения.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Налоговая система состоит из следующих элементов: субъект налога, предмет и объект налогообложения, база налогообложения, источники выплаты налоговых платежей, ставка налога, налоговые льготы, налоговый и отчетный периоды, санкции, порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в государственную инспекцию. Главными принципами построения налоговых систем являются: принцип равномерности, принцип определенности, принцип удобства, принцип экономности, принцип всеобщности и др. Основными функциями налоговой системы являются следующие: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная.
Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги выполняют три важнейшие функции: обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция); поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); государственное регулирование экономики (регулирующая функция). Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Налоги классифицируются: по способу взимания налогов; по субъекту-налогоплательщику; по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги; по порядку введения налога; по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж; по целевой направленности введения налога; по срокам уплаты налогов.
Основу налоговой системы Республики Беларусь составляет Налоговый кодекс Республики Беларусь, который упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы. Основные налогами Республики Беларусь являются налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог, отчисление на социальное страхование. С 1 января 2010 года белорусская система налогообложения претерпела значительные изменения. Были отменены сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, налог на приобретение автотранспортных средств, местный налог с продаж товаров розничной торговли, местный сбор с пользователей за парковку. Для компенсации выпадающих доходов бюджета повышена ставка НДС с 18% до 20%. На протяжении 2011-2015 гг. планируется активное внедрение инновационных технологий; развитие системы электронного декларирования; отмена местного сбора на развитие территорий; из состава экологического налога будут исключены платежи за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и платежи за импорт товаров, упакованных в данную тару, как не носящие налоговый характер; и другие нововведения.
РЕФЕРАТ
курсовой работы на тему
«Налоговая система страны, ее структура, принципы построения и направления совершенствования в Беларуси»
Объем работы 31 с., в том числе 14 наим. лит.
Ключевые слова: налоговая система, налогообложение, налог, налоговая ставка, налоговая база, объект налога, налоговое бремя, налогоплательщик, прямые налоги, косвенные налоги.
В курсовой работе исследуется понятие, структура и принципы построения налоговой системы страны, а также ее особенности и направления совершенствования в Республике Беларусь на современном этапе.
Объект исследования – национальная экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – налоговая система Республики Беларусь.
Раскрыта роль, значение и механизм функционирования налоговой системы в национальной экономике страны.
При выполнении работы использованы методы: научной абстракции, прогнозирования, экономико-статистический анализ.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.