Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:14, курсовая работа
Целью написания данной работы - сформулировать теоретические основы налогообложения и налоговой политики, функционирования механизма налогообложения, методов налоговой работы. В соответствие с поставленной задачей:
- раскрыть сущность и функции налогов, их классификацию и роль в формировании доходов бюджета. - рассмотреть современное состояние налоговой системы и провести анализ поступления доходов в федеральный бюджет 2009 года. - посвятить проблеме и путям совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.
Введение 3-4
Гл.1 Сущность налогов и их роль в формировании
доходов бюджета
1.1 Сущность и функции налогов 5-9
1.2 Классификация налогов 9-18
Гл.2 Особенности налоговой системы РФ
2.1 Современное состояние налоговой системы РФ 18-21
2.2 Нестабильность налоговой системы РФ 21-24
2.3 Анализ поступления доходов в федеральный
бюджет 24-28
Гл.3 Проблемы и пути совершенствования налоговых
доходов федерального бюджета 28-30
Заключение 30-32
Список литературы 33-34
Приложение 35-38
- создание стабильной и ясной налоговой системы;
- формирование стимулов к повышению собираемости налогов;
- создание благоприятных
условий для повышения
- укрепление доходной части бюджета.
Заключение
Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют все функции, свойственные налогам вообще.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.
К налоговым доходам
относятся предусмотренные
Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса.
Значительное место в системе налоговых доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование природными ресурсами.
В абсолютном выражении, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как: расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.
Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.
Весьма серьезной проблемой
является количество действующих в
стране налогов. Сегодня на территории
РФ также предусмотрена
1) федеральные налоги и сборы;
2) налоги и сборы субъектов Федерации;
3) местные налоги и сборы.
В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.
Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов. В частности, стоит задача дальнейшего увеличения поступлений в бюджет налоговых доходов за счет роста уровня их собираемости, а этому способствует улучшение экономической ситуации, принятие дополнительных мер по администрированию налоговых доходов, снижение налогового бремени.
Укрепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением - в чем и достигается совершенствование налоговых доходов.
Утверждение федерального бюджета на три года в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по сравнению с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность органов власти, за выполнение возложенных на них функций.
1. Конституция РФ
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации
3. Налоговый кодекс РФ. Части I и II.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год».
5. Федеральный закон от 24 июля .2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года».
6. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2006. - 416с.
8. Гринкевич Л. С. Государственные и муниципальные финансы России.- М.: КНОРУС, 2008.- 560 с.
11. Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.: Бизнес-пресса. 2007. - 240 с.
14. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы.- М.: Инфра-М, 2009.- 360 с
15. Нешитой А. С. Финансы: Учебник.- 7-е изд., перераб и дополн.- М.: Дашков и К, 2008.- 512 с.
17. Селезнев А. З. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр,2007.- 383 с.
Приложение 1
Прогноз поступления доходов федерального бюджета на 2008-2010 годы | |||
Наименование налогов и платежей |
Прогноз на 2008 год |
Прогноз на 2009 год |
Прогноз на 2010 год |
Налог на прибыль организаций |
533 375,2 |
583 761,4 |
636 278,0 |
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет |
435 786,5 |
496 359,8 |
562 797,2 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
1 404 051,5 |
1 914 468,2 |
2 206 464,0 |
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
1 284 512,6 |
1 776 490,8 |
2 047 181,0 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
119 538,9 |
137 977,4 |
159 283,0 |
Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), производимый на территории Российской Федерации |
6 850,4 |
7 726,2 |
8 781,8 |
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации |
6 216,6 |
6 841,8 |
7 589,0 |
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья, за исключением пищевого, производимый на территории Российской Федерации |
633,8 |
884,4 |
1 192,8 |
Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории РФ |
1 161,4 |
1 184,2 |
1 206,0 |
Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории РФ |
58 709,1 |
70 275,0 |
84 032,4 |
Акцизы на бензин, производимый на территории Российской Федерации |
38 380,9 |
42 733,9 |
47 518,8 |
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, производимые на территории Российской Федерации |
1 319,0 |
1 617,8 |
1 931,2 |
Акцизы на дизельное топливо, производимое на территории Российской Федерации |
12 234,2 |
13 480,5 |
14 781,3 |
Акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации |
883,9 |
959,8 |
1 031,5 |
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
888 967,7 |
1 029 764,9 |
1 182 537,0 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
860 402,8 |
996 975,6 |
1 145 006,5 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации |
28 564,9 |
32 789,3 |
37 530,5 |
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
906 325,8 |
885 275,3 |
883 785,5 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
876 877,4 |
853 275,8 |
854 370,4 |
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья |
869 758,0 |
845 776,9 |
846 476,5 |
Нефть |
769 088,5 |
742 203,3 |
741 107,2 |
Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья |
91 948,6 |
93 311,9 |
94 333,8 |
Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья |
8 720,9 |
10 261,7 |
11 035,5 |
Налог на добычу прочих полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) |
7 119,4 |
7 498,9 |
7 893,9 |
Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции |
11 781,0 |
14 800,9 |
12 508,1 |
Водный налог |
13 002,4 |
12 533,6 |
12 242,0 |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
4 665,0 |
4 665,0 |
4 665,0 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ |
32 239,6 |
34 494,5 |
36 557,7 |
Ввозные таможенные пошлины |
494 747,9 |
550 522,6 |
600 903,9 |
Вывозные таможенные пошлины |
1 629 958,5 |
1 573 263,6 |
1 565 973,0 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую |
1 003 550,9 |
969 724,8 |
957 395,7 |
Вывозные таможенные пошлины на газ природный |
338 795,5 |
324 885,0 |
328 822,2 |
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти |
253 572,5 |
245 442,3 |
245 508,3 |
Прочие вывозные таможенные пошлины |
34 039,6 |
33 211,5 |
34 246,8 |
Таможенные сборы |
20 703,0 |
21 945,2 |
23 547,2 |
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
325 795,2 |
329 232,8 |
333 713,1 |
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей |
1 288,0 |
2 140,0 |
2 663,0 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
6 673 238,9 |
7 421 228,3 |
8 035 219,6 |