Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Выявить понятие и сущность налога и налоговой системы;

2) Рассмотреть существующие виды налогов;

3) Изучить особенности налоговой системы Российской Федерации, выявить недостатки.

Содержание

Введение

1. Налоговая система России

1.1 Понятие и функции налогов

1.2 Субъекты и объекты налогообложения

1.3 Основные виды налогов в РФ

1.4 Налоговые льготы в РФ

2. Недостатки налоговой системы России

3. Основные направления и анализ реформы налоговой системы России

3.1 Основные направления реформы налоговой системы России

3.2 Налоговая система РФ в условиях мирового кризиса

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КурсоваяЭД.doc

— 490.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агенство по образованию РФ

ГОУ ВПО  «Братский Государственный Университет»

Кафедра экономики и менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Налоговая система России 

              Выполнил: студент гр. ГМУ-10 Д.П.Обухович

              Проверил: ст.пр. Е.А. Сладкова 
               
               
               
               
               

Братск,2010 

 

Содержание 

Введение

1. Налоговая  система России

1.1 Понятие  и функции налогов

1.2 Субъекты  и объекты налогообложения

1.3 Основные  виды налогов в РФ

1.4 Налоговые  льготы в РФ

2. Недостатки  налоговой системы России

3. Основные  направления и анализ реформы налоговой системы России

3.1 Основные  направления реформы налоговой системы России

3.2 Налоговая  система РФ в условиях мирового кризиса

Заключение

Список  использованной литературы

Приложение 

 

     Введение 

     Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

     Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

     В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов  государства. Налоговые поступления  являются фундаментом любого государства, а налоговая политика – одним  из основных элементов государственного воздействия на экономику.

     На  долю налогов приходится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно  развитых стран.

     Поэтому, от «качества» налоговой системы, от того, достигнут ли оптимальный компромисс между фискальными (бюджетно-налоговыми) интересами власти и интересами субъектов рыночной экономики, зависят не только текущие финансовые возможности государства, но и инвестиционный потенциал, ёмкость потребительского рынка и рост экономики в целом.

     Актуальность  выбранной темы характеризуется  тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

     В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов  государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

     В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

     Налоги  всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

     Особенно  наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

     Государство только в том случае может реально  использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

     В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство  населения страны стало платить  те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

     Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

     Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы России.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1) Выявить понятие и сущность  налога и налоговой системы;

     2) Рассмотреть существующие виды  налогов;

     3) Изучить особенности налоговой системы Российской Федерации, выявить недостатки.

     Поставленные  нами задачи в полной мере объясняют  структуру данной курсовой работы. Первая глава работы посвящена структуре  налоговой системы РФ. Она описывает действующую налоговую систему.

     Во  второй главе описаны все недостатки существующей сегодня налоговой системы.

     Третья  глава, заключительная, описывает пути оптимизации системы налогов  и сборов в РФ.

     В заключении сформулированы основные выводы по проведённой работе.

     Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики, СМИ.

 

      1. Налоговая система России

     1.1 Понятие и функции налогов

 

     Исторически возникновение налогов относится  к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

     В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

     В современной литературе о налогах  приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

     Налоги  являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты.

     Часто отмечается, что налоги – денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной  стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х годов стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором.

     Налоги  – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения  платежеспособности различных уровней  государственной власти. Однако налоговые  платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

     В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения  новой стоимости – национального  дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

     Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Информация о работе Налоговая система России