Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 08:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Выявить понятие и сущность налога и налоговой системы;

2) Рассмотреть существующие виды налогов;

3) Изучить особенности налоговой системы Российской Федерации, выявить недостатки.

Содержание

Введение

1. Налоговая система России

1.1 Понятие и функции налогов

1.2 Субъекты и объекты налогообложения

1.3 Основные виды налогов в РФ

1.4 Налоговые льготы в РФ

2. Недостатки налоговой системы России

3. Основные направления и анализ реформы налоговой системы России

3.1 Основные направления реформы налоговой системы России

3.2 Налоговая система РФ в условиях мирового кризиса

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КурсоваяЭД.doc

— 490.00 Кб (Скачать файл)

     Другая  проблема сводится к тому, что доля изъятия через налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.

     Налоги  должны распределяться в равной степени между федеральным центром и регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются. Некоторые местные налоги вообще не окупают затраты на их сбор (например, налог на собак).

     Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют  многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения  и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.

     Наиболее  спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию налоговых систем западных стран. В некоторых случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.

     Проблематичен также вопрос неравномерности распределения  налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.

     Особенно  сильные дебаты в настоящее время  ведутся в связи с введением  налога с продаж и единого налога на вмененный доход.

     Вместо  посильной поддержки развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на всяческое препятствование такому развитию.

     Несмотря  на очевидную необходимость реформирования налоговой системы ее кардинальная ломка привела бы лишь к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформы будут проводиться исходя из того, что существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально измениться. Уже сейчас наблюдается тенденция (хотя и не совсем удачная) к снижению налоговых ставок и снижению налогового бремени. 

 

      3. Основные направления и анализ  реформы налоговой системы России 

     3.1Основные  направления реформы налоговой  системы 

     Сегодня под налоговой реформой имеется  в виду, прежде всего, укрепление налоговой  системы, ее совершенствование. Для этого нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.

     Основные  направления налоговой реформы  в России в должны быть направлены на:

  1. ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды;
  2. расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом «налоговой справедливости»;
  3. постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;
  4. решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

     На  сегодняшний день наиболее целесообразным шагом в области реформирования налоговой системы можно предложить:

     расширение  прав местных органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;

     унифицирование  прямого налогообложения всех юридических  лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению  их прибыли;

     расширение  мер по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;

     усиление  социальной направленности налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

     В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно  ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей  не только фискальную, но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.

     Реформирование  действующей налоговой системы  должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых  условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств  в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость. 

     3.2 Налоговая система РФ в условиях  мирового кризиса 

     В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством  финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 - 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008 - 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года .

     В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации  в области налоговой политики остаются такими же, какими они и  были запланированы на период 2008 - 2010 годов - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени.

     С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с  учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной  перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях:

     1. Сохранение неизменного уровня  номинального налогового бремени  в среднесрочной перспективе  при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом с учетом принятых расходных обязательств бюджетной системы, а также заложенного в долгосрочном периоде увеличения социальной направленности бюджетной политики, в условиях изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов возможно при сбалансированном снижении налоговых ставок, а также путем перераспределения налоговой и административной нагрузки с помощью проведения структурных преобразований налоговой системы - повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.

     2. Унификация налоговых ставок, повышение  эффективности и нейтральности  налоговой системы за счет  внедрения современных подходов  к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения(как уже было указано выше).

     Введенные в действие к настоящему времени  основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

     Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к  современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование  в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

     Таким образом, настоящие "Основные направления  налоговой политики на 2009 год и  на плановый период 2010 и 2011 годов" составлены с учетом преемственности базовых  целей и задач, поставленных в  документе, определяющем стратегию налоговой реформы на 2008 - 2010 годы.

     "Основные направления  налоговой политики на 2008 - 2010 годы", одобренные Правительством Российской  Федерации, предусматривают внесение  изменений в налоговое законодательство  по следующим направлениям:

  • Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения.
  • Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам.
  • Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний.
  • Проблемы определения налогового резидентства юридических лиц.
  • Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций.
  • Совершенствование налога на добавленную стоимость.
  • Индексация ставок акцизов.
  • Налогообложение организаций при совершении операций с ценными бумагами.
  • Налогообложение налогом на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами.
  • Совершенствование налога на имущество физических лиц (введение налога на недвижимость).
  • Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по налогу на доходы физических лиц.
  • Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых.
  • Создание особых экономических зон портового типа.
  • Внесение изменений в налоговое законодательство в связи с созданием целевого капитала некоммерческих организаций и создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций в социально значимых областях.
  • Совершенствование налогового законодательства в части регулирования учетной политики налогоплательщиков.
  • Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен.
  • Введение в налоговое законодательство понятия индексируемой налоговой единицы.
  • Создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности.
  • Реформирование налога на игорный бизнес. Совершенствование порядка налогообложения при реализации концессионных соглашений.

Информация о работе Налоговая система России