Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 08:43, курсовая работа
Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить понятие и сущность налога и налоговой системы;
2) Рассмотреть существующие виды налогов;
3) Изучить особенности налоговой системы Российской Федерации, выявить недостатки.
Введение
1. Налоговая система России
1.1 Понятие и функции налогов
1.2 Субъекты и объекты налогообложения
1.3 Основные виды налогов в РФ
1.4 Налоговые льготы в РФ
2. Недостатки налоговой системы России
3. Основные направления и анализ реформы налоговой системы России
3.1 Основные направления реформы налоговой системы России
3.2 Налоговая система РФ в условиях мирового кризиса
Заключение
Список использованной литературы
6. Камаев В.Д. Учебник
по основам экономической
7. Шаршов И.С. Курс экономической теории. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2007.
8. Экономика: уч.5-е изд. перераб. и доп. / Под ред. д. э. н. проф.А.С. Булатова - М.: Экономистъ, 2005.
9. Экономика: учебник / Под ред. Г.П. Журавлевой - М.: Экономистъ, 2008.
10. Экономическая теория: учебник для вузов. - СПб: Питер, 2004.
Приложение
Основные признаки классификации налогов
Основные признаки | Примеры-характеристика |
Критерий
перелагаемости налогов
Способ обложения и взимания налогов по платежеспособности плательщика |
Прямые (налоги
на доход и имущество):
налог на прибыль корпораций; налог на доходы с физических лиц. Косвенные (акцизы; налог с продаж; налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины; фискальные налоги). |
Источники обложения | Налоги с
дохода, прибыли.
Налоги с капитала, ценных бумаг. Налоги с имущества. |
Субъекты и объекты обложения | Налоги с
физических лиц.
Налоги с юридических лиц. Поземельный налог. Поимущественный налог. |
По иерархии государственной власти (статус) | Федеральные налоги
(налог на добавленную стоимость,
налог на прибыль предприятий).
Региональные налоги (налог на имущество предприятий). Местные налоги (земельный налог). |
Воспроизводственные стадии | Налоги на производство.
Налоги на обращение. Налоги на потребление. |
По факторам производства | Налоги на труд.
Налоги на капитал. Налоги на землю. |
По целевому назначению | Общие налоги (налог
на прибыль, налог на добавленную стоимость).
Специальные налоги (взносы в социальные фонды). |
По ограниченным производственным ресурсам | Налоги на природные ресурсы, трудовые ресурсы, на инвестиционные иинформационные ресурсы. |
Способы обложения доходов и расходов | Налоги на доходы.
Налоги на расходы. |
Консолидации бюджетных и внебюджетных фондов | Бюджетные налоги; внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования). |
Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов.
НК РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы:
• федеральные;
• региональные;
• местные.
Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы. Перечень федеральных налогов и сборов приведен в статье 13 НК РФ.
Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и другие.
К местным относятся налоги, установленные НК РФ и норматив ными правовыми актами представительных органов местного самоуправ ления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами пред ставительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Земель ный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц – это местные налоги.
Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета или внебюджетного фонда, в который они направляются. Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и относится к группе федеральных налогов (Приложение 1).
До вступления в силу второй части НК РФ состав федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых на территории страны, установлен статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 21181 Об основах налоговой системы в Российской Федерации (таблицы 24).
По форме взимания различают налоги:
• прямые;
• косвенные.
Прямые
налоги устанавливаются
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.
Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя не только стоимость товара, работы, услуги, но и налоговые суммы, которые затем нужно перечислить государству. Косвенные нало ги нередко называют налогами на потребление. Эти налоги переносят реальное налоговое бремя на конечного потребителя. При косвенном налогообложении налогоплательщиком является продавец товара (рабо ты или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим носителем налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного налогообложения могут слу жить налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, и др. Поступления косвенных налогов в казну прямо не привязано к результатам финансовохозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже в случае убыточной работы организации.
В основу классификации можно положить и такой признак, как плательщик налога. В этом случае следует выделить три группы:
• налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);
• налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);
• налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица (земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина).
По источнику , за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:
• налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);
• налоги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество организаций, налог на рекламу, земельный налог и др.);
• налоги, уплачиваемые из прибыли – налог на прибыль и организаций;
• налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.
По степени обложения выделяют три группы налогов:
• прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;
• пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на рекламу, налог на имущество организаций, налог на прибыль ор ганизаций и др.);
• регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).
В зависимости от направления использования собранных платежей налоги делятся на:
• общие;
• специальные.
Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, не могут быть использованы на какиелибо иные нужды, кроме указанных в законе. Налог на прибыль, НДС – это общие налоги, а единый социальный налог – специальный.
В основу классификации налогов может быть положен и принцип распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней. Например: в Федеральный бюджет платятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др., в бюджеты субъектов Российской Федерации – налог на прибыль, налог на имущест во организаций, налог на доходы физических лиц; в местный бюджет – налог на рекламу, земельный налог и др. Распределение налоговых платежей между бюджетами определяется ежегодно в Федеральном законе Российской Федерации О Федеральном бюджете (см. Приложение 1).
По времени уплаты налоги бывают:
• текущие;
• единовременные;
• чрезвычайные.
Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какойлибо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог – ежегодно.
Уплата единовременных налогов связана с совершением какихлибо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, обязан ность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.
Чрезвычайные
налоги могут вводиться
государством в особых
случаях, например, начало
военных действий.