Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 14:15, контрольная работа
Краткое описание
Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.
Содержание
Введение 4 1.Понятие налоговой системы 5 1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства 5 1.2.Правовое значение объекта налогообложения 7 1.3.Принципы построения налоговой системы 9 2.Налоговая система Российской Федерации 12 2.1. Структура налогообложения РФ 12 2.2. Основные налоги, взимаемые в России 14 3.Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации 17 3.1.Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности 17 3.2.Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств 19 Заключение 23 Список литературы 24
Налогоплательщик, нарушивший
налоговое законодательство, в установленных
законом случаях несет ответственность
в виде:
а) взыскания всей суммы сокрытого
или заниженного дохода (прибыли) либо
суммы налога за иной сокрытый или неучтенный
объект налогообложения и штрафа в размере
той же суммы, а при повторном нарушении
– соответствующей суммы и штрафа в двукратном
размере этой суммы. При установлении
судом факта умышленного сокрытия или
занижения дохода (прибыли) приговором
либо решением суда по иску налогового
органа или прокурора может быть взыскан
в федеральный бюджет штраф в пятикратном
размере сокрытой или заниженной суммы
дохода (прибыли);
б) штрафа за каждое из следующих
нарушений: за отсутствие учета объектов
налогообложения и за ведение учета объекта
налогообложения с нарушением установленного
порядка, повлекшие за собой сокрытие
или занижение дохода за проверяемый период;
за непредоставление или несвоевременное
предоставление в налоговый орган документов,
необходимых для исчисления, а также для
уплаты налога;
в) взыскания пени с налогоплательщика
в случае задержки уплаты налога. Взыскание
пени не освобождает налогоплательщика
от других видов ответственности;
г) взыскание недоимки по налогам
и другим обязательным платежам, а также
сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных
законодательством, производится с юридических
лиц в бесспорном порядке, а с физических
лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических
и физических лиц обращается на полученные
ими доходы, а в случае отсутствия таковых
– на имущество этих лиц.
Наиболее характерной санкцией,
применение которой и выражается рассматриваемый
вид правовой ответственности, является
взыскание недоимки по налогам (принудительное
осуществление обязанности, невыполненной
правонарушителем – принудительное изъятие).
Термин “взыскание налога”
вписывается только в правовую конструкцию
института ответственности – в случае
неуплаты налога добровольно (наступает
ответственность) взыскивается недоимка
по налогу.
Принудительное изъятие не
уплаченных в срок сумм налогов, применяемых
в бесспорном порядке в отношении юридических
лиц, можно назвать мерой налоговой ответственности,
понимая ответственность в ее наиболее
традиционном понимании, то есть как меру
принуждения. Одновременно с взысканием
недоимки налагается и штраф на лицо, совершившее
правонарушение, то есть возлагается дополнительное
обременение.
Взимание налога с правовой
точки зрения следует расценивать как
обязанность государства по сбору налога
в целях защиты прав и законных интересов
граждан. В случае добровольной уплаты
налогоплательщиком налога он взимается
государством, в случае же неуплаты его
в срок, государством взыскивается недоимка
по налогу. Следует также иметь в виду,
что обязанность по обеспечению исполнения
обязательства, как правило, лежит на должнике,
а не на кредиторе, которым является государство,
взимающее налог.
Институт “обеспечение исполнения
обязательств” является институтом гражданского
права, который хотя и предусматривает
пеню в форме неустойки как способ обеспечения
исполнения обязательств, но неустойка
в гражданских правоотношениях традиционно
применяется как мера ответственности.
В постановлении Конституционного
Суда РФ от 17 декабря 1996 г. отмечено, что
по смыслу ст. 57 Конституции РФ налоговое
обязательство состоит в обязанности
налогоплательщика уплатить определенный
налог, установленный законом. Неуплата
налога в срок должна быть компенсирована
погашением задолженности по налоговому
обязательству, полным возмещением ущерба,
понесенного государством в результате
несвоевременного внесения налога. Поэтому
к сумме не внесенного в срок налога (недоимки)
законодатель вправе добавить дополнительный
платеж – пеню как компенсацию потерь
государственной казны в результате недополучения
налоговых сумм в срок в случае задержки
уплаты налога.
Специфической мерой воздействия
налоговой ответственности является налоговый
штраф, который налагается одновременно
с взысканием недоимки. Эта санкция сходна
с одноименной мерой административной
ответственности, но имеет и ряд особенностей.
Она применяется в соответствии с действующим
законодательством без учета вины налогоплательщика
не только в отношении физических, но и
юридических лиц. Штраф невозможно заменить
иным взысканием. Наложение штрафа, как
и такая мера налоговой ответственности,
как взыскание всей суммы сокрытого или
заниженного дохода, носит карательный
характер.
Заключение
Экономические преобразования
в современной России и реформирование
отношений собственности существенно
повлияли на реализацию государством
своих экономических функций и закономерно
обусловили реформирование системы налогов.
На пути к рыночной экономике налоги становятся
наиболее действенным инструментом регулирования
новых экономических отношений. В частности,
они призваны ограничивать стихийность
рыночных процессов, воздействовать на
формирование производственной и социальной
инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Однако, как показывает
опыт развития благополучных стран, успех
национальной реформы прежде всего зависит
от надежности государственных гарантий
свободы, обоснованности и стабильности
правоотношений, Отсутствие или неэффективность
таких гарантий, как правило, создает угрозу
экономической безопасности государства,
о реальности которой в условиях российской
действительности свидетельствуют кризис
неплатежей, падение объемов производства,
инфляция и др.
Особенность реформирования
экономики в России такова, что налоги
и налоговая система не смогут эффективно
функционировать без соответствующего
правового обеспечения. При этом речь
идет не только о защите бюджетных интересов,
но и об обеспечении конституционных прав
и законных интересов каждого налогоплательщика.
Список литературы
Брызгалин А. В. Принципы налогового права: теория и практика // Законодательство и экономика. 1997. № 19-20.
Павлова Л. П. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации // Финансы. 1998. № 1.
Гутнов Е. В. Правовое значение объекта налогообложения // Изв. вузов. Правоведение. 1998. № 2.
Пепеляев С. Г. К вопросу о налоговом законодательстве и налоговых отношениях // Налоговый вестник. 1997. № 5.
Ивлиева М. Ф. К понятию налога и объекта налогообложения // Вестник Московского университета. Сер. II, Право. 1997. № 3.
Стеркин Ф. М., Николаев К. Н. Налоговый кодекс: все, что вы должны государству // Деньги. 1997. Май (№18).
Широков Е. С. Исполнение налогового законодательства: проблемы прокурорского надзора // Законность. 1998. № 3.
Тернова Л. В. Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности // Финансы. 1998. № 9.
Шараев С. Ю. Законность и правопорядок в сфере налоговых отношений // Законодательство и экономика. 1998. № 3.
Проскуров В. Г. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства // Предпринимательство. 1996. № 6.
Брызгалин А. В. Актуальные вопросы применения ответственности за нарушение налогового законодательства: теория и практика // Хозяйство и право. 1997. № 7.