Рост налоговых доходов
происходит с целью развития
инновационной предпринимательской
деятельности путем создания
условий для расширения бизнеса:
создание производственной и
социальной инфраструктуры, снижение
бюрократических препятствий для
получения необходимых согласований,
предоставление гарантий для
получения кредитов, предоставление
инвестиционного налогового кредита.
В процесс управления налоговым
администрированием участвуют не только
специализированные органы. В него
вовлечены все органы законодательной
и исполнительной власти, Конституционный
суд РФ, научные коллективы отраслевых
институтов, вузы, а также общественные
организации, например, «Общественная
ассоциация защиты прав налогоплательщиков».
В комиссию по модернизации и инновациям
при Президенте РФ внесен «пакет налоговых
стимулов». В первую очередь, речь идет
о «стимулировании опытно-конструкторских
разработок, создании стимулов для инноваций,
в том числе средствами налоговой политики,
создании стимулов для обновления основных
фондов, для использования НИОКР в производстве,
исключения административных и налоговых
препятствий для малых предприятий, работающих
в сфере инноваций.
Федеральная целевая программа
модернизации налоговой службы предусматривает
не только совершенствование налогового
администрирования с использованием
информационных технологий, но и улучшение
качества обслуживания налогоплательщиков.
В ходе ее реализации с целью
повышения культуры обслуживания и
повышения качества услуг, предоставляемых
налогоплательщикам, предусмотрено
совершенствование системы
развития консультационных услуг,
дальнейшее упрощение форм и правил
сдачи налоговой отчетности, повышения
уровня налоговой грамотности
населения.
Для быстрейшего внедрения
современной сдачи налоговой
отчетности в электронном виде для
малого бизнеса и частных предпринимателей
необходимо максимально упростить
и удешевить услуги по сдаче отчетности.
Необходимо разработать и внедрить
систему уплаты налогов через
терминалы. Кроме того, логично
и целесообразно платить каждый
налог одним платежным поручением.
Распределение по фондам и бюджетам
в долях, установленных НК РФ, следует
поручить Федеральному казначейству,
в адрес которого сегодня перечисляются
все налоги (или налоговой службе,
как во всех развитых странах мира).
Процесс модернизации налогового
администрирования в России необходимо
проводить в тесной взаимосвязи
с процессами модернизации и инновационного
развития экономики. Модернизация администрирования
налогов сложный процесс. Налогоплательщики
уплачивая налоги, предоставляют
государству средства на его содержание
и поэтому вправе получать блага,
адекватные затратам, то есть вправе требовать
эффективности и справедливости
оказываемых услуг [4].
- Организация
работы налоговых органов с налогоплательщиками
В соответствии со статьей 23
НК РФ налогоплательщики обязаны:
- уплачивать
законно установленные налоги.
- встать
на учет в налоговых органах, если такая
обязанность предусмотрена настоящим
Кодексом.
- вести в
установленном порядке учет своих доходов
(расходов) и объектов налогообложения,
если такая обязанность предусмотрена
законодательством о налогах и сборах.
- представлять
в установленном порядке в налоговый орган
по месту учета налоговые декларации (расчеты),
если такая обязанность предусмотрена
законодательством о налогах и сборах.
- представлять
в налоговый орган по месту жительства
индивидуального предпринимателя, нотариуса,
занимающегося частной практикой, адвоката,
учредившего адвокатский кабинет, по запросу
налогового органа книгу учета доходов
и расходов и хозяйственных операций;
представлять в налоговый орган по месту
нахождения организации бухгалтерскую
отчетность в соответствии с требованиями,
установленными Федеральным законом "О
бухгалтерском учете", за исключением
случаев, когда организации в соответствии
с указанным Федеральным законом не обязаны
вести бухгалтерский учет или освобождены
от ведения бухгалтерского учета.
- представлять
в налоговые органы и их должностным лицам
в случаях и в порядке, которые предусмотрены
настоящим Кодексом, документы, необходимые
для исчисления и уплаты налогов.
- выполнять
законные требования налогового органа
об устранении выявленных нарушений законодательства
о налогах и сборах, а также не препятствовать
законной деятельности должностных лиц
налоговых органов при исполнении ими
своих служебных обязанностей.
- в течение
четырех лет обеспечивать сохранность
данных бухгалтерского и налогового учета
и других документов, необходимых для
исчисления и уплаты налогов, в том числе
документов, подтверждающих получение
доходов, осуществление расходов (для
организаций и индивидуальных предпринимателей),
а также уплату (удержание) налогов.
- нести иные
обязанности, предусмотренные законодательством
о налогах и сборах [1].
По мимо обязанностей налогоплательщики
имеют право:
- получать
по месту своего учета от налоговых органов
бесплатную информацию (в том числе в письменной
форме) о действующих налогах и сборах,
законодательстве о налогах и сборах и
принятых в соответствии с ним нормативных
правовых актах, порядке исчисления и
уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях
налогоплательщиков, полномочиях налоговых
органов и их должностных лиц, а также
получать формы налоговых деклараций
(расчетов) и разъяснения о порядке их
заполнения.
- получать
от Министерства финансов Российской
Федерации письменные разъяснения по
вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах,
от финансовых органов субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований
- по вопросам применения соответственно
законодательства субъектов Российской
Федерации о налогах и сборах и нормативных
правовых актов муниципальных образований
о местных налогах и сборах;
- использовать
налоговые льготы при наличии оснований
и в порядке, установленном законодательством
о налогах и сборах.
- получать
отсрочку, рассрочку или инвестиционный
налоговый кредит в порядке и на условиях,
установленных настоящим Кодексом.
- на своевременный
зачет или возврат сумм излишне уплаченных
либо излишне взысканных налогов, пени,
штрафов.
- представлять
свои интересы в отношениях, регулируемых
законодательством о налогах и сборах,
лично либо через своего представителя.
- представлять
налоговым органам и их должностным лицам
пояснения по исчислению и уплате налогов,
а также по актам проведенных налоговых
проверок.
- присутствовать
при проведении выездной налоговой проверки.
- получать
копии акта налоговой проверки и решений
налоговых органов, а также налоговые
уведомления и требования об уплате налогов.
- требовать
от должностных лиц налоговых органов
и иных уполномоченных органов соблюдения
законодательства о налогах и сборах при
совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.
- не выполнять
неправомерные акты и требования налоговых
органов, иных уполномоченных органов
и их должностных лиц, не соответствующие
настоящему Кодексу или иным федеральным
законам.
- обжаловать
в установленном порядке акты налоговых
органов, иных уполномоченных органов
и действия (бездействие) их должностных
лиц.
- на возмещение
в полном объеме убытков, причиненных
незаконными актами налоговых органов
или незаконными действиями (бездействием)
их должностных лиц.
- на участие
в процессе рассмотрения материалов налоговой
проверки или иных актов налоговых органов
в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом.
Налогоплательщики имеют
также иные права, установленные
настоящим Кодексом и другими
актами законодательства о налогах
и сборах. Плательщики сборов имеют
те же права, что и налогоплательщики
[2].
В настоящее время существуют
следующие виды налоговых проверок,
которые используются налоговыми органами
для контроля за своевременной и
полной уплаты налогов:
Камеральная налоговая проверка.
Проводится по месту нахождения налогового
органа на основе деклараций и документов,
служащих основанием для исчисления
и уплаты налога, а также других
документов и сведений о деятельности
налогоплательщиков. Такая проверка
проводится уполномоченными должностными
лицами налогового органа в соответствии
с их служебными обязанностями. Длительность
проверки — 3 месяца со дня представления
налогоплательщиком налоговой декларации
и других документов, необходимых
для расчета налогов.
Выездная налоговая проверка.
Проводится на основании решения
руководителя (его заместителя) налогового
органа. Длительность проверки не должна
превышать 2-х месяцев, но указанный
срок может быть продлен до 4-х
месяцев, а в исключительных случаях
вышестоящий налоговый орган
может продлить срок проверки до 6-х
месяцев.
Запрещается проведение выездных
налоговых проверок по одним и
тем же налогам за один и тот
же период. Повторная выездная проверка
проводится по решению вышестоящих
органов в случаях:
- реорганизации
или ликвидации организации-налогоплательщика.
- контроля
вышестоящего налогового органа за деятельностью
налогового органа, проводившего проверку.
- в случае
представления налогоплательщиком уточненной
налоговой декларации, в которой указана
сумма налога в размере, меньшем ранее
заявленного.
Налоговые проверки можно
классифицировать по следующим признакам:
- по методу
проведения: сплошные (проверяются все
документы организаций без каких — либо
ограничений. Такие проверки, как правило,
планируются в организациях с небольшим
объемом документации либо в организации,
где необходимо восстановить учет),
выборочные (проверяется
часть документации организации).
- по объему
проверяемых вопросов: комплексные (охватывают
финансово-хозяйственную деятельность
налогоплательщика, причем происходит
проверка по всем вопросам соблюдения
налогового законодательства за проверяемый
период); выборочные (это также проверка
финансово-хозяйственной деятельности
налогоплательщика, но уже по вопросам
исчисления и уплаты отдельных видов налогов);
целевые (проверки соблюдения налогового
законодательства по отдельным направлениям
финансово-хозяйственной деятельности
налогоплательщика или определенным финансово-хозяйственным
операциям (по проведению взаиморасчетов
с поставщиками и потребителями, по внешнеэкономическим
операциям и т. п.). Чаще прохо- дат в ходе
комплексных или выборочных проверок,
но могут проходить и как самостоятельные.
По окончании выездной
налоговой проверки проверяющий составляет
справку о проведенной проверке с указанием
предмета и срока ее проведения. Не позднее
2-х месяцев после составления справки
уполномоченные лица налоговых органов
составляют акт налоговой проверки. В
акте указываются: документально подтвержденные
факты налоговых правонарушений; содержание
проверки; выводы и предложения по устранению
выявленных нарушений и ответственность
за них. При несогласии с выводами, содержащимися
в акте, налогоплательщик представляет
в налоговый орган письменное объяснение
мотивов отказа подписать акт или свои
возражения по акту. Руководитель налогового
органа в течение 10 дней рассматривает
акт и материалы налогоплательщика и выносит
решение. На основании решения налогоплательщик
при совершении налоговых правонарушений
привлекается к ответственности. Ему направляется
требование об уплате недоимки и пени
[3].
Библиографический список:
- Статья
23 Налогового Кодекса РФ.
- Статья
21 Налогового Кодекса РФ.
- Интернет
ресурс: Налоговое администрирование
и налоговый контроль. Режим доступа http://www.grandars.ru/student/nalogi/nalogovoe-administrirovanie.html.
- Гойгереев,
К.К. Модернизация администрирования налогообложения
и обеспечение инновационного экономического
развития российской экономики // Экономические
и гуманитарные науки. - 2011. - № 3.
- Интернет
ресурс: Мировая экономика и
международные отношения. Режим доступа: http://www.finanal.ru/007/sovremennye-tendentsii-nalogovogo-administrirovaniya-v-zarubezhnykh-stranakh.