Налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:14, доклад

Краткое описание

Стратегическое налоговое планирование на предприятиях и в организациях усложняется эффектом взаимного влияния большого количества факторов, которые необходимо учитывать в практической деятельности. К этим факторам относятся: вид деятельности и структура объекта, элементы учетной политики для целей налогообложения, способы управленческого учета, политика ценообразования, структура затрат и т. д.
Определенная попытка факторного анализа на предприятии достигается при разработке документов среднесрочного (бизнес-план) и текущего планирования (бюджеты). В составе этих документов существенное место занимают динамические ряды показателей, включая налоговые, ибо удельный вес налоговых платежей в общей сумме расходов предприятия весьма значителен.

Вложенные файлы: 1 файл

надо.docx

— 18.90 Кб (Скачать файл)

Стратегическое налоговое  планирование на предприятиях и в организациях усложняется эффектом взаимного влияния большого количества факторов, которые необходимо учитывать в практической деятельности. К этим факторам относятся: вид деятельности и структура объекта, элементы учетной политики для целей налогообложения, способы управленческого учета, политика ценообразования, структура затрат и т. д.

Определенная попытка факторного анализа на предприятии достигается  при разработке документов среднесрочного (бизнес-план) и текущего планирования (бюджеты). В составе этих документов существенное место занимают динамические ряды показателей, включая налоговые, ибо удельный вес налоговых платежей в общей сумме расходов предприятия  весьма значителен.

Для повышения эффективности финансовой деятельности вашего предприятия центр  налогового консультирования представляет следующие виды услуг:

оптимизация налоговых выплат;

минимизация налогообложения.

Данные виды налоговых услуг  преследуют несколько разные цели. Оптимизация налогообложения представляет собой разработку общей экономико-правовой схемы начисления и уплаты налогов  в будущем и базируется на комплексном  финансово-правовом анализе деятельности вашей компании. Услуга по оптимизации  налоговых отчислений является разработкой  рекомендаций для коррекции налоговых  выплат в настоящее время.

Минимизация налогообложения  включает:

оформление необходимых финансовых документов;

усовершенствование договорной базы;

улучшение контрольной системы;

организация налоговой отчетности.

Результатом грамотного осуществления  оптимизации налоговых выплат является минимизация отчислений. Это исключительно  законный метод и действует только в рамках существующего Налогового Кодекса РФ. Наш центр налогового консультирования предоставляет различные  варианты осуществления оптимизации  налоговых выплат, среди которых  возможно выбрать наиболее оптимальную  управленческую программу для вашей  компани

Этапы налогового планирования

Процесс налогового планирования состоит  из нескольких взаимосвязанных между  собой этапов, которые не следует  рассматривать как четкую и однозначную  последовательность действий, обязательно  гарантирующих снижение налоговых  обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства  финансового аналитика. До регистрации  и начала функционирования организации  необходим ответ на общие вопросы  стратегического характера.

Первый этап -- появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем.

Второй этап -- выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Третий этап -- выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся к  текущему налоговому планированию, которое  должно органически входить во всю  систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия с целью анализа налоговых льгот. На основе проведенного анализа формируется план их использования по выбранным налогам.

Пятый этап - разработка (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.

Шестой этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.

Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

Малые предприятия постоянно  изыскивают различные пути минимизации  своих расходов, в том числе  и налоговых расходов. Поэтому применение налогового планирования особенно актуально для малых предприятий. Но в отличие от крупных и средних предприятий они практически не имеют возможности реализации сложных налоговых схем. Поэтому очень важно выработать особый подход к организации и осуществлению налогового планирования на малых предприятиях.

Малым предприятиям следует придавать особое значение налоговому планированию:

- на стадии создания предприятия  (с момента возникновения идеи  об организации предприятия);

- на стадии функционирования  предприятия (в процессе текущей  хозяйственной деятельности).

 

Классический налоговый план должен включать в себя следующие разделы:

1. Построение схемы исчисления  налогов (в соответствии с выбранной  системой налогообложения).

2. Определение совокупных налоговых  издержек.

3. Расчет финансового результата  деятельности предприятия (с учетом  величины налоговых издержек) и  основных налоговых показателей,  отражающий эффективность налогообложения.

4. Составление налогового календаря,  отражающего обязательства предприятия  по уплате налогов.

Оптимизационный налоговый план должен отличаться от классического налогового плана наличием следующих дополнительных разделов:

1. Разработка календарного плана  мероприятий по реализации налоговой  схемы.

2. Построение схемы исчисления  налогов (в соответствии с выбранной  системой налогообложения и конкретной  налоговой схемой).

3. Определение совокупных налоговых  издержек.

4. Определение дополнительных издержек, связанных с реализацией налоговой  схемы.

5. Расчет финансового результата  деятельности предприятия (с учетом  величины налоговых издержек  и дополнительных издержек) и  основных налоговых показателей,  отражающий эффективность налогообложения.

6. Учет налоговых рисков.

7. Составление налогового календаря,  отражающего обязательства предприятия  по уплате налогов.

Для правильного установления отпускных  цен на работы и услуги, корректного  расчета затрат и финансовых результатов, формирования жизнеспособного плана  денежных поступлений и выплат необходимо учесть установленную законодательством  совокупность налогов, уплачиваемых предприятием. Поэтому в состав финансового  и любого плана, разрабатываемого на предприятии, следует включать отдельным  разделом расчет налогов.

Налоговые издержки должны учитываться  при составлении плана доходов  и расходов предприятия, основной целью  которого является расчет финансового  результата его деятельности. Форма  составления плана доходов и  расходов и показатели, входящие в  его состав, напрямую зависят от налогового режима, под который попадает рассматриваемое предприятие.

При составлении плана денежных поступлений и выплат (плана движения денежной наличности) налоги учитываются  в разделе платежей предприятия. Назначение этого плана - правильное планирование денежной наличности, так  как вполне рентабельные фирмы терпят банкротство из-за того, что у  них не хватает оборотных средств. В плане денежных поступлений  и выплат налоговые платежи по отдельным налогам включаются единой суммой. Все платежи строго относятся  на тот месяц, где они планируются  к уплате. Поэтому необходимо установить строгое соответствие между этим планом и налоговым календарем предприятия. План денежных поступлений и выплат позволяет оценить, в каком месяце у предприятия может возникнуть дефицит. Как правило, дефицит денежных средств приходится на периоды, наиболее "отягощенные" налоговыми платежами. Предприятию бывает затруднительно отсрочить уплату налогов, но те из платежей, уплату которых возможно варьировать во времени, оно может  перенести на другой, более благоприятный, период.

В заключительной части налогового раздела плана следует привести расчет эффективности налогообложения. В качестве основного оценочного показателя возможно использовать показатель эффективности затрат на мероприятия, осуществляемые в рамках выбранной  системы налогового планирования.

Заключительным этапом работы по внедрению  налогового планирования на предприятии  должен стать процесс организации  внутреннего налогового контроля. На крупных предприятиях этой работой  занимаются специальные структуры: службы внутреннего аудита, контрольно-ревизионные  службы и т.п. На средних и мелких предприятиях основные функции по организации  налогового контроля должны взять на себя руководители предприятия. Основные исполнители контроля - привлекаемые извне специалисты (как правило, внешние аудиторы). Поэтому еще  одним вариантом организации  работы малых предприятий в области  налогового планирования может быть заключение договора со специализированной аудиторской компанией на осуществление  контроля за правильностью исчисления и уплаты предприятием налогов (налогового аудита) и получения консультаций по вопросам, связанным с налогообложением.

Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов  целесообразно, классифицировать по видам  следующим образом.

1) В зависимости от вида хозяйствующего  субъекта следует различать налоговое  планирование в коммерческих  и некоммерческих организациях. В свою очередь, имеется специфика  налогового планирования в различных  коммерческих организациях: производственных, торговых, научных, финансовых посредниках  (банках, страховых организациях, профессиональных  участниках рынка ценных бумаг)  и т. д.

2) В зависимости от целей деятельности  хозяйствующего субъекта целесообразно  выделять налоговое планирование  хозяйствующих субъектов, имеющих  целью получение прибыли и  увеличение чистой прибыли и  объективно не имеющих такой  цели.

3) В зависимости от организационно-правовой  формы, имеется специфика налогового  планирования в акционерных обществах,  производственных кооперативах  и т. п.

4) В соответствии со стадиями  финансово-производственного цикла  предприятия: 

• на стадии создания предприятия;

• в период существования предприятия (в том числе экономического роста  или спада, реорганизации и преобразования);

• ликвидации предприятия (в том  числе в процессе банкротства  и конкурсного управления).

5) С точки зрения временной  определенности:

• долгосрочное — в современных  российских условиях это планирование на срок более 1 года;

• годовое и краткосрочное или  оперативное налоговое планирование на квартал, месяц, декаду.

Естественно, что точность планирования убывает с увеличением его  периода.

6) Исходя из направленности на  перспективу, следует различать  стратегическое и текущее (оперативное)  планирование.

7) С точки зрения учета различных  прогнозных вариантов изменения  внешней среды и внутреннего  финансово-хозяйственного состояния  предприятия целесообразно выделять  динамическое и статическое налоговое  планирование.

8) В зависимости от размера  бизнеса есть специфика налогового  планирования на малых предприятиях, на средних и крупных предприятиях, в том числе в холдингах  и прочих объединениях предприятий. 

9) В зависимости от полноты  охвата объектов налоговое планирование  может быть полным и тематическим (фрагментарным).

10) В зависимости от объекта  налогового планирования его  можно подразделять на налоговое  планирование деятельности: предприятия  в целом, структурных подразделений,  отдельных «центров ответственности»  и конкретных операций.

11) В соответствии с субъектами, инициирующими налоговое планирование, целесообразно подразделять его  на внешнее (инициируемое учредителями) и внутреннее (инициируемое исполнительными  органами организации).

12) В соответствии с субъектами, осуществляющими налоговое планирование:

• работником бухгалтерии или финансового  отдела предприятия;

• силами специализированного отдела предприятия;

• внешними консультантами, в том  числе уполномоченными представителями  из аудиторских и консалтинговых фирм.

13) Исходя из критерия территориальности,  целесообразно различать: местное  и международное налоговое планирование.

14) В зависимости от ожиданий, возлагаемых на налоговое планирование; оптимистическое, пессимистическое  и реалистичное.

Формами налогового планирования целесообразно  считать: внутреннее налоговое планирование, включающее мониторинг налоговых вопросов, планирование элементов налогов  и текущий контроль за налоговыми обязательствами предприятия со стороны структурных подразделений  и работников хозяйствующего субъекта; внешнее налоговое планирование, состоящее в привлечении внешних  консультантов и специалистов для  целей налогового планирования.

В качестве методов налогового планирования целесообразно выделять: метод прямого  счета, расчетно-аналитические методы, комбинированные методы и методы экономико-математического моделирования 

Информация о работе Налоговое планирование