РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
САМАРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра менеджмента
Контрольная работа
На тему «Налоговое
планирование»
По дисциплине «Налоги
и налогообложение»
Содержание
1. Налоговое планирование:
понятие и сущность
2. Налогообложение и предпринимательский
выбор
3. Организационное, методическое,
правовое, и профессиональное обеспечение
налогового планирования на предприятии
4. Экономическая эффективность
налогового планирования
5. Необходимость введения
льготных налоговых режимов
6. Экономико-географические
особенности оффшорных территорий
7. Российский и зарубежный
опыт организации и функционирования
оффшорных территорий
8. Позитивные и негативные
аспекты в практике льготного
налогообложения в оффшорных
территориях
1. Налоговое планирование:
понятие и сущность
Налоговое
планирование заключается в разработке
и внедрении различных законных схем снижения
налоговых отчислений, за счет применения
методов стратегического планирования
финансово-хозяйственной деятельности
предприятия. В условиях жестокой фискальной
политики российского государства на
фоне продолжающего экономического кризиса
и сокращения материального производства
налоговое планирование позволяет предприятию
выжить.
Под налоговым планированием
понимаются способы выбора «оптимального»
сочетания построения правовых форм отношений
и возможных вариантов их интерпретации
в рамках действующего налогового законодательства.
Любой подход к проблеме экономии
и риска вынуждает применять комплекс
специальных мер по маневрированию в «налоговых
воротах» и адаптации к непостоянству
законодательства и регламентирующих
документов. Активная деятельность в этом
направлении при справедливом ужесточении
налогового контроля немыслима без понимания
принципов налогового планирования вне
зависимости от конкретно приводимых
примеров.
Налоговое планирование можно
определить, как выбор между различными
вариантами методов осуществления деятельности
и размещения активов, направленный на
достижение возможно более низкого уровня
возникающих при этом налоговых обязательств.
Очевидно, что в идеале такое планирование
должно быть перспективным, поскольку
многие решения, принимаемые в рамках
проведения сделок особенно при проведении
крупных инвестиционных программ, весьма
дорогостоящи, и их "компенсация"
может повлечь за собой крупные финансовые
потери.
Поэтому налоговое планирование
должно основываться не только на изучении
текстов действующих налоговых законов
и инструкций, но и на общей принципиальной
позиции, занимаемой налоговыми органами
по тем или иным вопросам, проектах налоговых
законов, направлениях и содержании готовящихся
налоговых реформ, а также на анализе направлений
налоговой политики, проводимой правительством.
Информацию по этим вопросам можно получить
из материалов, публикуемых в прессе, местных
органов управления, электронных правовых
информационных систем и т.д.
Эффективность налогового планирования
всегда следует соотносить с затратами
на его проведение. Следует также соотносить
цели налогового планирования со стратегическими
(коммерческими) приоритетами организации.
Необходимость и объем налогового
планирования напрямую связан с тяжестью
налогового бремени в той или налоговой
юрисдикции.
Налоговое
планирование является одной из главных
составляющих частей процесса финансового
планирования, основной задачей которой
является предварительный расчет вариантов
сумм прямых и косвенных налогов, налогов
с оборота по результатам общей деятельности
по отношению к конкретной сделке или
проекту (группе сделок) в зависимости
от различных правовых форм ее реализации.
Налоговое планирование при
его правильной организации дает возможность
предприятию:
придерживаться налогового
законодательства путем правильности
расчета налогов, сборов и других платежей
налогового характера;
свести к минимуму налоговые
обязательства;
максимально увеличить прибыль;
разработать структуру взаимовыгодных
соглашений с поставщиками и заказчиками;
эффективно руководить денежными
потоками;
избегать штрафных санкций.
Налоговое
планирование целесообразное всегда:
и когда предприятие процветает, и когда
оно балансирует на гране рентабельности
или, что худшее, на гране банкротства.
При грамотном подходе улучшение финансового
состояния предприятия не будет связано
с налоговыми нарушениями.
2. Налогообложение и предпринимательский
выбор
Налоговое планирование конкретного
субъекта предпринимательской деятельности
- это выбор оптимального, с точки зрения
конкретного налогоплательщика, сочетания
и построения правовых форм деятельности
в целях снижения налогового бремени в
рамках действующего налогового законодательства.
Назовем основные принципы
налогового планирования, которые можно
сформулировать следующим образом:
1) законность, то есть
соответствие действующему законодательству;
2) знание и подробное
изучение позиции налоговых органов,
а также судебной практики
по тем аспектам налоговых
правоотношений, которых касается
оптимизация;
3) перспективность. Налогоплательщик
должен предвидеть последствия
некорректного применения различных
методов и схем налоговой оптимизации,
которые могут повлечь за собой
крупные финансовые потери;
4) этапность планирования;
5) предварительный расчет
финансовых последствий планирования
(расчет вариантов сумм налогов,
в том числе с оборота, по
результатам общей деятельности
по отношению к конкретной
сделке или проекту в зависимости
от различных правовых форм
ее реализации);
6) индивидуальность налогового
планирования. Налоговая схема работы
каждой организации и финансовая
схема каждой сделки во многом
уникальны, и практические советы
могут даваться в каждом конкретном
случае после предварительной
правовой экспертизы специалистов;
7) коллегиальность в принятии
решений о методах и формах
налоговой оптимизации. Специалисты
отмечают, что процесс налоговой
оптимизации - это:
- совместная работа бухгалтера,
юриста и руководителя (менеджера);
- постоянный поиск новых
оригинальных решений и схем
работы организации;
- постоянное
изучение специальной литературы,
изучение и анализ опыта других
организаций этого профиля и
смежных сфер бизнеса.
Процесс налогового планирования
на предприятии можно разбить на несколько
этапов.
1. Принятие решения. На
основе подготовленной информации
первый руководитель или его
заместители осуществляют акт
решения;
2. Подготовка решения. Комплексная
подготовка решения с привлечением
указанных в матрице подразделений
или должностных лиц;
3. Участие в подготовке
решения, заключающегося в подготовке
отдельных вопросов или информации
по поручению подразделений или
должностного лица, ответственного
за подготовку решения;
4. Обязательное согласование
на стадии подготовки решения
или его принятия;
5. Исполнение решения;
6. Контроль исполнения
решения.
3. Организационное, методическое,
правовое, и профессиональное обеспечение
налогового планирования на предприятии
Помимо создания адекватной
сегодняшним экономическим реалиям структуры
налогового планирования, определения
полномочий и требований к участникам
процесса планирования налоговых платежей,
для успешной постановки деятельности
по планированию налогов необходимо наличие
финансовых, материально-технических
и интеллектуальных ресурсов, которые
формируются при составлении ежегодного
налогового плана.
Материально-технические ресурсы,
задействованные в процессе налогового
планирования, определяются до создания
группы планирования мероприятий по оптимизации
налогового портфеля, и формируются из
двух частей: первая часть состоит из элементов
материально-технической базы, находящейся
в распоряжении тех подразделений предприятия,
сотрудники которых заняты планированием
налоговых платежей; вторая часть создается
специально в целях функционирования
налоговой группы. Среди всего перечня
материально-технических ресурсов, необходимых
для успешного осуществления функций
налогового планирования, существенное
место должны занимать: обеспечение налоговой
группы современными информационно-вычислительными
комплексами, необходимыми для применения
статистико-математических методов определения
вариантов распределения мероприятий
по налоговой оптимизации; использование
в процессе работы обширного библиотечного
фонда, состоящего из нормативной, научной,
практической и периодической литературы;
применение баз данных законодательства
РК, облегчающих поиск необходимой документации
нормативно-правового характера.
Финансовая база организации
налогового планирования формируется
исходя из потребностей в осуществлении
мероприятий по налоговой оптимизации.
Кроме того, руководство предприятия должно
сформировать политику стимулирования
работников налогового сектора за достижение
положительных результатов процесса налогового
планирования.
В целях повышения интеллектуального
уровня специалистов системы налогового
планирования составляется график участия
в тематических семинарах, конференциях,
учебных курсах, курсах повышения квалификации,
на что отводятся дополнительные финансовые
ресурсы. Указанный график также входит
в налоговый план предприятия.
Таким образом, налоговый план
предприятия должен иметь следующие разделы:
1. Календарь налогоплательщика
по каждому налогу;
2. Перечень
мероприятий по оптимизации налоговых
потоков, временные параметры реализации
оптимизационных мероприятий, ответственные
исполнители, ресурсы и инструментарий,
необходимые для реализации указанных
мероприятий;
3. График налоговых выплат
с учетом применения мероприятий
по оптимизации налогового портфеля
и налоговых льгот по конкретным
налогам;
4. График повышения квалификации
специалистов налоговой сферы;
5. Иные вопросы.
Заключительным этапом постановки
налогового планирования на предприятии
является организация работы по формированию,
ведению и хранению базы данных планово-экономической
информации, внесению изменений в справочную
и нормативную информацию, используемую
при обработке налоговых данных.
Налоговое планирование предусматривает
несколько уровней, каждый из которых
требует определенных знаний и навыков:
уровень первый - выучить налоговые
законы и научиться своевременно и правильно
платить налоговые платежи. Для этого
нужно знать только перечень всех налогов
и сборов, их объекты налогообложения,
ставки, источник и сроки уплаты. Вычислить
базу налогообложения, умножить ее на
ставку и отнести за счет соответствующего
источника - это все, что нужно сделать,
чтобы налог был начислен. При принятии
решения относительно осуществления любой
хозяйственной операции следует внимательно
выучить законодательное поле и пользоваться
только официальными нормативными документами;
уровень второй - научиться
оптимально платить налоговые платежи
(планировать соразмерность доходов и
затрат в одном налоговом периоде, избегать
дебиторской задолженности, то есть не
платить лишнего), анализировать финансовое
состояние предприятия;
уровень третий - научиться
платить минимально, используя законные
методы уменьшения налогового давления.
Таким
образом, эффективность налогового планирования
значительно повышается при условии правильной
и целенаправленной организации, которая
предусматривает формирование коллектива
людей, которые будут заниматься этой
работой, разработкой плана, целей и задач
налогового планирования, а также разработкой
и реализацией схем минимизации налоговых
платежей.
4. Экономическая эффективность
налогового планирования
Налоговое планирование является
одной из главных составляющих частей
процесса финансового планирования, основной
задачей которой является предварительный
расчет вариантов сумм прямых и косвенных
налогов, налогов с оборота по результатам
общей деятельности по отношению к конкретной
сделке или проекту (группе сделок) в зависимости
от различных правовых форм ее реализации.
Налоговая оптимизация - процесс,
связанных с достижением определенных
пропорций всех финансовых аспектов сделки
или проекта.
Существует распространенное
мнение, что оптимизация проводится только
с целью максимального законного снижения
налогов. В этом случае ее часто называют
налоговой минимизацией.
Налоговая оптимизация - обычно
под этим термином понимается деятельность,
реализуемая налогоплательщиком с целью
снижения налоговых выплат.
Определение оптимальных объемов
налоговых платежей - проблема каждого
конкретного предприятия или физического
лица. Действия компании по определению
оптимальных объемов называют системой
корпоративного налогового менеджмента.
При этом на практике минимальные выплаты
оказываются не всегда оптимальными. Например,
предприятие, выделяющееся из общей массы
слишком маленькими выплатами, рискует
навлечь на себя дополнительные проверки,
что чревато дополнительными издержками.
Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию
бремени и структуры налогов со всех точек
зрения.
Оптимизация налогов - это только
часть более крупной - главной - задачи,
стоящей перед финансовым менеджментом
(финансовым управлением предприятием).
Главная задача финансового менеджмента
- финансовая оптимизация, т. е. выбор наилучшего
пути управления финансовыми ресурсами
предприятия, а также привлечение внешних
источников финансирования.
Существует некая усредненная
статическая модель деятельности организации,
которая может быть рассчитана государственными
органами на основании средних данных
по региону для предприятий различных
типов и сфер деятельности. Разработанные
поведенческие модели с соответствующими
экономическими параметрами, которые
рассчитываются на основании обработки
статистических данных, описывают работу
предприятий и организаций.