Налоговые льготы. Сущность и назначение налоговых льгот, их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:53, контрольная работа

Краткое описание

Согласно ст.56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ): «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере»

Вложенные файлы: 1 файл

готово.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  Т.Ф.ГОРБАЧЕВА»

 

Кафедра отраслевой экономики

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

В – 7

 

 

Выполнил:

студ. гр.ЭСв-10

Ткаченко Е.А.

Зачетная книжка №09В-044

 

Проверил:

Дорожкина Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2013

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1. Налоговые  льготы. Сущность и назначение налоговых льгот, их виды.

 

    1. Понятие, признаки и функции налоговой льготы

 

Согласно ст.56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ): «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере»

 

Налоговые льготы – важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот – сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже - отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита).

Налоговые льготы - неотъемлемая часть налоговой системы  любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Налоговые льготы - предмет острых дискуссий. С одной  стороны, налоговые льготы являются рыночным методом регулирования  экономики, помогающим решать отдельные социально-экономические вопросы. С другой стороны, налоговые льготы нарушают принцип справедливости, льготный режим для одних налогоплательщиков в условиях дефицита бюджета означает дополнительное бремя для других. С одной стороны, они делают налоговую систему более гибкой по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков. С другой стороны, усложняют технологию взимания налога, превращают контроль за соблюдением налогового законодательства в неоправданно сложную задачу.

Основанием для предоставления льгот могут быть:

  • материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика;
  • особые заслуги граждан перед Отечеством;
  • необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны;
  • социальное, семейное положение граждан;
  • охрана окружающей среды и пр.

 

 

Признаки льгот  представлены на рис.1.

 

  1. Законность установления налоговых льгот.

Налоговые льготы устанавливаются и отменяются в  соответствии со ст.56 НК:

- по федеральным  налогам и сборам – налоговым  кодексом;

- по региональным – законами субъектов РФ;

- по местным  – нормативно – правовыми  актами органов местного самоуправления.

 

  1. Недопустимость индивидуального (персонифицированного) характера установления льгот.

Данное положение  раскрывается в ст.56 НК РФ: «нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера».

 

 

 

 

Рисунок.1. Признаки (свойства) льгот.

 

  1. Недопустимость дискриминационного характера установления льгот.

В соответствии со ст.3 НК РФ не допускается установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

 

  1. Добровольность применения льгот

Т.е. возможность  свободного выбора налогоплательщиком – применять или не применять установленную льготу. Однако данное положение сформулировано в ст.56 НК РФ не в форме согласия, а в форме отрицания (отказа): налогоплательщики вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Из такой формулировки следует, что налогоплательщику не нужно оповещать налоговый орган о своем согласии воспользоваться льготой, но необходимо определенным образом обозначить свой отказ. Отказ этот необходим для того, чтобы не возникла возможность у налогоплательщика предъявить в последующем требование о возврате (зачете) из бюджета переплаченных сумм налога в связи с неприменением льготы в отдельном налоговом периоде.

Крайне важным проявлением этого признака является отнесение льготы к правам , а не к обязанностям налогоплательщика. Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Данное положение очень важно. Сам факт наличия льготы в законе не приводит к автоматическому ее использованию налогоплательщиком: ему для этого необходимо наличие соответствующих оснований. С другой стороны, это положение свидетельствует о том, что установленное право налогоплательщика не связано с получением какого-либо специального разрешения налогового органа. Если существует льготы и есть основания, тогда налогоплательщик вправе ею воспользоваться. Если же налоговый орган придерживается противоположного мнения, он вправе требовать от налогоплательщика в соответствии со ст.31 НК РФ пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

 

  1. Отсутствие срочности применения льготы

НК не устанавливает сроков, в течение которых налогоплательщик имеет право воспользоваться льготой. Следует заметить, что в налоговом законодательстве образца 1991г. срочность применения льгот достаточно широко практиковалась, например освобождение от уплаты отдельных налогов на определенный срок для вновь создающихся малых предприятий. Однако современное законодательство целенаправленно уходит от практики установления срочности льгот.

 

  1. Создание налоговых преимуществ через предоставление льгот

Данное свойство является одним из важнейших при определении сущности и состава льгот. На основании этого признака состав фактических льгот будет существенно шире их законодательно установленного состава. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Большинством  исследователей подчеркивается сложившийся  двойственный подход к определению состава льгот. В узком их восприятии в соответствии с «буквой закона» к налоговым льготам относят только те, которые выделены в НК РФ как отдельный элемент налогообложения. Льготы таким образом выделены лишь в ЕСН (ст.239НК), госпошлине (ст.33335 – 33339 НК), земельном налоге (ст.395 НК), налогах на имущество организаций и физических лиц. В расширенном их восприятии льготами считают установление законодательством любых налоговых преимуществ. В соответствии с таким подходом к льготам, помимо полных или частичных освобождений от уплаты налога, имеющих легитимный статус льгот, следует относить пониженные, а в некоторых случаях и нулевые налоговые ставки, различные налоговые вычеты и необлагаемые минимумы, освобождение от обязанности налогоплательщика, отсрочку или рассрочку налогового платежа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Виды и классификация налоговых льгот

 

Классификация налоговых льгот представлена на рис.2.

 

 

 

Рисунок 2. Классификация  налоговых льгот.

 

 

  1. Классификация льгот по форме предоставления показывает значительное их разнообразие:

 

Льготные  налоговые режимы – это режимы, создающие более благоприятные условия налогообложения отдельным категориям, определенным видам экономической деятельности или отдельным территориальным образованиям.

Установление определенных критериев является своеобразным барьером для ограничения возможности использования льготных режимов, повышения целевого характера их применения. Такие критерии могут формулироваться по отдельным параметрам или их совокупности. Чаще всего к этим параметрам относят легко отслеживаемые показатели, например численность работающих, размер выручки, долю целевой продукции в общем объеме производства.

 

Освобождения – это льготы, выводящие полностью или частично из – под налогообложения определенные категории налогоплательщиков или налогоплательщиков, отвечающих установленным критериям.

Освобождения  по категориям основываются на законодательном установлении определенных категорий лиц, в отношении которых могут применятся нормы полного или частичного их освобождения от обязанностей налогоплательщиков либо иные налоговые преференции. Примером данного освобождения может служить установление для инвалидов I-III групп освобождение от уплаты ЕСН с сумм выплат в размере 100тыс. руб., для инвалидов I – II групп 50% освобождения от уплаты госпошлины. При установлении таких адресных освобождений законодатель ориентируется на поддержку наименее трудоспособной части населения либо на стимулирование результативности наиболее выдающихся представителей отдельных профессий, определяющих имидж страны: спортсменов, деятелей культуры, науки.

При рассмотрении формы освобождения отдельных категорий  налогоплательщиков следует выделить такую ее разновидность, как налоговый иммунитет. Данная форма имеет глубокие исторические корни, когда привилегированные слои населения (члены королевских семей, духовенство, дворянство) освобождались от налогообложения. В настоящее время превалирует иммунитет дипломатического характера, когда освобождения предоставляются в соответствии с условиями международных договоров и конвенций и иммунитет определяется исключительными национальными интересами. В частности, в ряде стран налоговым иммунитетом обладают музеи, театры, благотворительные фонды, академии наук.

 

Изъятия – это льготы, выводящие из-под налогообложения определенные части объекты налогообложения. Такие изъятия встречаются практически в любом налоге.

 

Вычеты – это льготы, позволяющие в определенных случаях уменьшить величину налоговой базы. Вычеты могут основываться на документально подтвержденных расходах, уменьшающих налоговую базу, например социальные вычеты по НДФЛ, но могут основываться и на установлении заранее известного размера, не требующего расходного подтверждения, в отношении определенных категорий налогоплательщиков, например стандартные вычеты по НДФЛ.

Вычеты могут  быть лимитированные, т.е. принимаемые в установленных пределах, и нелимитированные, т.е. принимаемые без ограничения.

 

Скидки – это льготы, позволяющие в определенных законом случаях использовать пониженные или нулевые налоговые ставки. Такие понижения, а в некоторых случаях нулевые ставки устанавливаются для определенных категорий налогоплательщиков. Например, допускается частичное уменьшение ставки госпошлины, по налогам на имущество, на прибыль организации в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Скидки устанавливаются  по отдельным элементам (видам) объектов налогообложения, имеющих, как правило, социальную значимость. Например, пониженная 10%-ная ставка по НДС применяется  в отношении реализации товаров первой необходимости, нулевые ставки сборов за объекты животного мира и водных биоресурсов устанавливаются в случаях использования этих объектов в социальных целях: охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека и т.д.

 

Льготы, позволяющие получать преимущества по изменению срока уплаты налога:

- отсрочка

- рассрочка

- налоговый  кредит

- инвестиционный  налоговый кредит

- налоговые каникулы

 

Под отсрочкой следует понимать перенос компетентными органами срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований с последующим единовременным погашением налогоплательщиком суммы задолженности.

Под рассрочкой понимают перенос компетентными органами срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований с поэтапным погашением, т.е. разбиение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. Эта форма очень схожа с отсрочкой, но в отличие от отсрочки, оформляемой в форме решения компетентного органа, предусматривает договорную основу с налогоплательщиком, возможными сроками переноса, особый порядок погашения суммы задолженности и в необходимых  случаях процентов, иную, более повышенную процентную ставку, а также различие круга оснований, по которым возникает возмездный характер кредита.

Информация о работе Налоговые льготы. Сущность и назначение налоговых льгот, их виды