Налоговые органы РФ: их состав и характеристика; принципы построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Государственная власть любого государства, в том числе и России, на протяжении всей истории своего существования нуждалась, и будет нуждаться, в средствах, необходимых для выполнения присущих ей функций перед обществом. Одним из этих средств являются налоги.
Сбор налогов в России имеет многовековую историю, но более упорядоченной деятельность налоговых органов стала после перехода к рыночным реформам. Переход от административно-командного управления к рыночным методам хозяйствования обусловил необходимость коренного реформирования всей финансовой системы России, и, ее основного звена, – налоговой системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Понятие, функции и принципы построения налоговых органов
Российской Федерации…………………………………………………7
1.1.Понятие и функции налоговых органов России……………………...7
1.2.Принципы построения системы налоговых органов РФ…………...12
1.3.Правовое обеспечение деятельности налоговых органов РФ……...18
Глава 2.Исследование организации деятельности налоговых органов РФ…21
2.1.Характеристика системы и структуры налоговых органов РФ……21
2.2.Изучение проблем функционирования налоговых органов РФ…...27

Глава 3.Перспективы развития современной системы налоговых органов
Российской Федерации………………………………………………...33
3.1.Зарубежный опыт становления и развития налоговых органов и
возможности его использования в отечественной практике…….33
3.2.Перспективы развития налоговых органов РФ……………………..39
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников…………………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Налоговое Администрирование.docx

— 91.04 Кб (Скачать файл)

Как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской Федерации - систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права. В Налоговом кодексе Российской Федерации действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.

Налоговый Кодекс РФ состоит из двух частей – общей и специальной.     В общей части, которую называют частью первой НК РФ, вступившей в силу 1 января 1999 г. определены: виды налогов и сборов, взимаемых РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, реализуемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

В основе Налогового кодекса лежит принцип справедливости, означающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, основанные на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками .

Правовые основы деятельности ФНС не исчерпываются названными актами. Их перечень содержит сотни наименований, они изменяются и дополняются в связи с переменами в экономической и политической жизни общества. Важно при этом, чтобы налоговое законодательство способствовало не только полному и своевременному поступлению в бюджет налогов и других обязательных платежей, но и преодолению кризисных явлений на пути перехода к рыночной экономике. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Исследование организации деятельности налоговых органов РФ

 

2.1.  Характеристика системы и структуры налоговых органов РФ

 

В организационном плане система налоговых органов представлена уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

            За последние несколько лет название уполномоченного федерального органа исполнительной власти, возглавляющего систему налоговых органов, неоднократно изменялось. На разных этапах эту роль выполняли:

- Государственная налоговая служба Российской Федерации (ГНС России) (с 1991 по 1998 г.);

- Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) (с 1999 по 2004 г.);

- Федеральная налоговая служба (ФНС России) (осень 2004 г. – по настоящее время).

            В структуре налоговых органов  можно выделить четыре уровня (федеральный, федерально-окружной, региональный  и местный), соответствующих уровням  государственного управления и  административно-территориальному  делению Российской Федерации.

            Вышестоящим налоговым органам  дается право отменять решения  нижестоящих налоговых органов  в случае их несоответствия  Конституции, федеральным законам  и иным нормативным правовым  актам.

            Правовой статус ФНС России дополнительно разъяснен в утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 Положении «О Федеральной налоговой службе». [3]

            ФНС России является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю  и надзору:

- за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;

- за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

            В пределах компетенции налоговых  органов на ФНС России также  возложены функции агента валютного  контроля.

            ФНС России является уполномоченным  федеральным органом исполнительной  власти:

- осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

- обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1. Система и структура налоговых органов РФ

            Свои функции и полномочия  ФНС России осуществляет непосредственно  и через свои территориальные  органы.

            Федеральную налоговую службу  возглавляет руководитель, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Правительством  РФ по представлению министра  финансов.(Приложение 2.1)

            Специализированные межрегиональные  инспекции ФНС России создаются в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на федеральном уровне. Специализированные межрегиональные инспекции ФНС России подчиняются непосредственно ФНС России. Межрегиональные инспекции ФНС России создаются по отраслевому принципу. Каждая такая инспекция осуществляет налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков только в одной из отраслей хозяйственной деятельности.

            Межрегиональные инспекции ФНС  России по федеральному округу созданы для:

- осуществления взаимодействия ФНС России с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе по вопросам, отнесенным к ее компетенции;

- проверки эффективности работы управлений ФНС России по субъектам РФ по обеспечению полного, своевременного, правильного исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды;

- осуществления в пределах своей компетенции финансового контроля за деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, на территории соответствующего субъекта РФ, входящего в федеральный округ.

            Управления ФНС России по субъектам  РФ представляют собой элемент системы налоговых органов регионального уровня.

            Первоочередными задачами УФНС  России являются организационно-методическое  обеспечение налогового контроля, руководство нижестоящими налоговыми  органами, координация их деятельности, а также обобщение и анализ  результатов деятельности нижестоящих  налоговых органов. Проверки налогоплательщиков  проводятся УФНС России преимущественно  в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов, а налоговое администрирование в полном объеме осуществляется только в отношении крупнейших налогоплательщиков и только в том случае, если для этих целей не создаются специализированные межрайонные инспекции ФНС России.

            Специализированные межрайонные  инспекции ФНС России (ИФНС) создаются, как правило, в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне. Специализированные межрайонные ИФНС России подчиняются непосредственно УФНС России по субъекту РФ и ФНС России.

            Инспекция контролирует крупнейших  налогоплательщиков:

- осуществляющих деятельность  на территории данного субъекта  РФ;

- имеющих на территории  данного субъекта РФ обособленные  подразделения, а также недвижимое  имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению.

            Территориальная инспекция ФНС  России является основным структурным элементом системы налоговых органов РФ. Основными задачами территориальных налоговых инспекций служат:

- осуществление налогового  контроля (контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей);

- осуществление контроля  за соблюдением законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

- организация и осуществление  иного контроля, отнесенного федеральным  законодательством к компетенции  налоговых органов.

            Территориальные налоговые инспекции  создаются по одному муниципальному  образованию (району, району в городе, городу без районного деления) или нескольким муниципальным  образованиям (ИФНС России межрайонного  уровня).(Приложение 2.2) [7,с.5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Изучение проблем функционирования налоговых органов РФ

 

Как диктует нам действительность, современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Однако как в западных странах, так и в РФ появились и получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, распространения затратных и малоэффективных мер налогового администрирования. В результате неоправданно высокое бремя налогов стало возлагаться на налогоплательщиков и на производительный сектор в целом, в то время как искушенные в финансовых технологиях и пользующиеся услугами высококвалифицированных консультантов представители кредитно-банковского сектора, сферы биржевой торговли, крупномасштабных международных валютных и кредитно-финансовых операций криминального бизнеса пользуются практически режимом иммунитета от всех форм налогообложения.

В реальном осознании неприемлемости подобной ситуации законодатели ведущих западных стран начинали активно разрабатывать и реализовывать меры по упрощению системы налогообложения, ликвидации наиболее явных пробелов в законодательстве, позволяющих состоятельным гражданам вполне легально уклонятся от выполнения своих налоговых обязательств, и по формированию новой атмосферы доверительных, основанных на взаимопонимании отношений с рядовыми налогоплательщиками. Настало время серьезно заняться этой проблемой и в Российской Федерации.

Если взять базовые принципы налогообложения (определенность, эффективность и справедливость) за основу, то мы увидим, что для проводимой в настоящее время в РФ налоговой реформы главное достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. В этом случае очевидно, что основными задачами налоговой реформы являются: более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы. И при этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

Если исходить из этих задач и принимать во внимание провозглашенные Президентом РФ и Правительством РФ цели экономической политики, то основные направления проводимой налоговой политики должны быть следующими:

1) высокая прогрессивность обложения особо высоких спекулятивных доходов (для уменьшения слишком большого неравенства распределения доходов в обществе);

2) установление необлагаемого минимума для получателей особо низких доходов (не менее 2,5 тыс. руб. в месяц);

3) льготное налогообложение производственного сектора (налогом на прибыль) и низкооплачиваемого наемного труда (единым социальным налогам);

4) льготное налогообложение основных продуктов потребления, определяющих необходимый минимум потребления (и, соответственно, стоимость рабочей силы);

5) льготные режимы налогообложения для экспорта продукции перерабатывающей промышленности и высокотехнологичных отраслей;

6) повышение налогообложения прибыли и доходов, вывозимых за рубеж не на цели содействия экспорту товаров и услуг;

7) особо льготный налоговый режим для инвестиционной деятельности, особенно для вложений в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли;

8) введение системы экологических платежей, охватывающей все виды негативного воздействия на окружающую среду. [16,с.3]

В связи с этими направлениями можно провести такие преобразования, как отмена всех форм прямого обложения доходов, не превышающих прожиточный минимум работника (подоходный, социальный и другие удержания). Очевидно, что работники с такими доходами просто не могут участвовать в финансировании государственных расходов и накоплении ресурсов на свое пенсионное обеспечение. Если государство не хочет ставить их на грань вымирания, то нет смысла изымать у этих лиц деньги, чтобы тут же включить их в систему обеспечения пособиями за счет того же государства.

В этой связи государству необходимо уделить особое внимание развитию малого бизнеса. Налогообложение малого бизнеса должна регулировать система, предусматривающая радикальное упрощение исчисления налогов, значительное сокращение их величины, освобождение от налогообложения средств, направляемых субъектами малого предпринимательства на развитие собственного производства.

Информация о работе Налоговые органы РФ: их состав и характеристика; принципы построения