Налоговые органы РФ: их состав и характеристика; принципы построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Государственная власть любого государства, в том числе и России, на протяжении всей истории своего существования нуждалась, и будет нуждаться, в средствах, необходимых для выполнения присущих ей функций перед обществом. Одним из этих средств являются налоги.
Сбор налогов в России имеет многовековую историю, но более упорядоченной деятельность налоговых органов стала после перехода к рыночным реформам. Переход от административно-командного управления к рыночным методам хозяйствования обусловил необходимость коренного реформирования всей финансовой системы России, и, ее основного звена, – налоговой системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Понятие, функции и принципы построения налоговых органов
Российской Федерации…………………………………………………7
1.1.Понятие и функции налоговых органов России……………………...7
1.2.Принципы построения системы налоговых органов РФ…………...12
1.3.Правовое обеспечение деятельности налоговых органов РФ……...18
Глава 2.Исследование организации деятельности налоговых органов РФ…21
2.1.Характеристика системы и структуры налоговых органов РФ……21
2.2.Изучение проблем функционирования налоговых органов РФ…...27

Глава 3.Перспективы развития современной системы налоговых органов
Российской Федерации………………………………………………...33
3.1.Зарубежный опыт становления и развития налоговых органов и
возможности его использования в отечественной практике…….33
3.2.Перспективы развития налоговых органов РФ……………………..39
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников…………………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Налоговое Администрирование.docx

— 91.04 Кб (Скачать файл)

Для этого необходимо продолжить работу по совершенствованию существующего законодательства, регулирующего развитие субъектов малого предпринимательства путем решения следующих основных задач:

Предоставить полное право субъектам РФ устанавливать налоговые льготы по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения и по единому налогу на вмененный доход.

Многие современные экономисты считают, что необходимо прекратить налогообложение малого предпринимательства. Государство не может и не должно карать своих граждан за то, что они не просто берут на себя все заботы о своем благополучии, еще и создают рабочие места для своих близких и знакомых.

Разумеется, такая свобода от налогов должна распространяться только на действительно малые предприятия при соблюдении следующих условий:

- учредители не только  вкладывают свой капитал, но и  реально работают на этих предприятиях;

- среди учредителей нет  юридических лиц;

- число наемных работников  ограничивается либо членами  семьи, либо невысоким лимитом,  например, 5 человек.

Как показывает практика, во всех развитых странах, да и в России в последние годы серьезной проблемой стало прогрессирующее усложнение налоговых процедур и правил.

Для решения этих проблем в ряде европейских стран уже ведется перестройка всего налогового процесса, меняется система управления налоговыми органами, реализуются меры по упрощению и совершенствованию отношений с налогоплательщиками.

Эта перестройка осуществляется по следующим направлениям:

- концентрация учетной, счетной  и контрольной роботы налоговых  органов в крупнейших центрах  обработки данных (в США, например, вся эта работа сосредоточена в семи региональных учетных центрах);

- выведение налогоплательщиков  на единый канал расчетов по  всем основным видам налогов (введенный, например, в Италии принцип единого  счета для уплаты всех налогов);

- упор на распространение  «дружелюбных» методов работы  с налогоплательщиками (методы постоянных  консультаций, примирение по спорам  в досудебном порядке).

Одной из главных проблем налоговой системы РФ является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов.

По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствуют четыре основных мотива уклонения от уплаты: моральные, политические, экономические и технические.

Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

Еще одна из причин уклонения от налогов  сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

Современная налоговая практика выработала два основных метода воздействия на поведение налогоплательщиков: предупреждение нарушений (превентивные меры) и наказание (репрессивные меры). В настоящее время, к сожалению, наиболее распространены последние. Однако тезис, согласно которому соблюдения налоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения, представляется, по меньшей мере, ошибочным, так как применение таких мер вызывает в отношениях с налогоплательщиками враждебность и ведет к противоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражаются на результатах собираемости налогов и требуют значительных усилий для ее повышения. Совершенствование налогового законодательства, безусловно, важная составляющая комплекса предупредительных мероприятий, но не единственная и не самая сложная. Гораздо более серьезной является задача создания конструктивной налоговой культуры, основу которой составило бы добровольное соблюдение налоговых законов большинством налогоплательщиков.

Основное внимание в решении этого вопроса должно быть уделено помощи, оказываемой налогоплательщикам специалистами налоговых служб, которая должна носить упреждающий, профилактический характер. Оказание помощи обходится казне значительно дешевле, чем принудительные меры.

На государственные налоговые инспекции возложена огромная нагрузка по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и созданию заслона попыткам уклонения от налогообложения, поэтому в настоящее время необходимо совершенствовать контрольную работу налоговой инспекции, а именно налоговую проверку.

В целях совершенствования организации налоговых проверок нужно принять во внимание следующие предложения:

В связи с большим количеством изменений в налоговом законодательстве, основной упор налоговых служб должен быть направлен не только на фискальный характер их работы, но и на информационно-образовательный.

Существующая в настоящее время достаточно широкая программа публикации официальных документов не решает полностью проблемы информирования налогоплательщиков, так как печатные издания не могут полностью удовлетворить спрос налогоплательщиков. Поэтому необходимо для эффективной работы с существующим объемом нормативных и правовых актов как органов налоговых служб, так и налогоплательщиков использование современных компьютерных технологий.

Для более успешной работы налоговые инспекции должны установить с налогоплательщиками партнерские взаимоотношения. Нужно добиться такого положения, чтобы людям было выгоднее платить налоги, чем уклоняться от них, чтобы налоговая инспекция не искала плательщика. Только тогда можно рассчитывать на налоговую дисциплину, возможно, даже отпадет нужда в налоговых проверках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития современной системы налоговых органов Российской Федерации

 

3.1. Зарубежный опыт становления и развития налоговых органов и возможности его использования в отечественной практике

 

Выбор варианта построения современной структуры налоговых органов России осуществлен с использованием соответствующего международного опыта.

При осуществлении указанного выбора рассмотрены 4 наиболее распространенные модели налоговой администрации, которые основаны на разных видах специализации:

- по видам основных  налогов;

- по видам функций, исполняемых  налоговыми органами;

- по отраслям экономики (присутствует сочетание специализаций  по видам налогов и функций);

- по особым группам  налогоплательщиков.

Последний вид модели получил распространение в экономически развитых странах, где доходную часть бюджета формируют транснациональные корпорации и естественные монополии. Кроме перечисленных вариантов, существует большое количество переходных модификаций, в которых сочетаются элементы всех указанных специализаций. Выбор конкретного типа построения структуры налоговых органов определяется уровнем развития экономики и историческими традициями той или иной страны. Экономически развитые страны последовательно сменили три модели: на базе специализации по видам налогов - до начала 1970-х годов, на базе функциональной специализации 0 до начала 1980-х годов, на базе сочетания функциональной специализации со специализацией по особым группам налогоплательщиков.

Международное признание получил шведский опыт налогового администрирования. Налоговые органы Швеции, входящие в состав национального налогового ведомства (ГНС Швеции), образуют, как и в России, трехуровневую систему. ГНС Швеции подчиняются Минфину, Правительству страны, но является независимым от правительства ведомством. Центральному налоговому ведомству (Стокгольм) подчиняются 10 региональных органов (налоговых управлений) и входящие в их состав налоговые инспекции (местные налоговые отделы). В составе региональных налоговых управлений, возглавляемых региональными директорам, имеются специальные отделения по работе с крупными предприятиями. Исчислением и уплатой НДС занимаются отделы косвенных налогов, в которых обязательно имеются специалисты в сфере внешнеэкономической деятельности. Налоговые органы решают не только вопросы налогообложения, но и регулируют акты гражданского состояния, осуществляют переписи населения и содействуют проведению общих выборов. Ежегодно в шведскую казну поступает около тысячи миллиардов шведских крон налоговых платежей.

В отличие от Швеции и России, Конституция США наделяет собственными налоговыми полномочиями только федеральное и региональные правительства, в то время как органы власти муниципалитетов получают права по установлению и сбору налогов в результате их делегирования органами власти штатов. Отличительной чертой налоговой системы США является то, что в бюджет каждого уровня зачисляются поступления только тех налогов, права по установлению и администрированию которых принадлежат правительству этого уровня. Таким образом, в США отсутствует практика, когда поступления от налогов, которые регулируются одним правительством, распределяются между разными бюджетами.

Итак, для США характерно право налоговых органов каждого уровня администрировать только те налоги и платежи, которые они вправе вводить и регулировать. Такой порядок представляет органам власти США каждого уровня большую фискальную независимость и контроль за базой и ставкой закрепленных за ними налогов.

В деятельности налоговых органов США интерес представляет система контроля налоговых поступлений на принципах их моделирования. Налоговые службы США контролируют поступления налоговых доходов в региональном и отраслевом разрезе в сравнении с предшествующими периодами. Это позволяет проанализировать поступление налогов в динамике. Такая схема дает возможность отслеживать отклонения в величине поступающих доходов. При их обнаружении вступает в действие механизм более углубленного конкретного анализа причин расхождений. В США используется модель контроля налоговых поступлений, разработанная Barents Grup USA. Эта модель позволяет налоговым органам получать ежемесячные прогнозы налоговых поступлений по отдельным видам налогов на основе заранее заданных годовых итогов.

Важную роль в контроле поступления налогов играет научно обоснованная разработка ежемесячных прогнозов, которые составляются на базе модели налоговых поступлений. Ежемесячные прогнозы координируются с контрольными цифрами, заложенными в годовом бюджете. При значительном расхождении между прогнозными и реальными поступлениями налогов выявляют причины этих расхождений и проводят соответствующую корректировку как прогнозных значений, так и годовой суммы налога.

Также, очень интересным, является пример построения налоговых органов Великобритании. Головным ведомством Великобритании отвечающим за определение уровня доходов, необходимых для финансирования государственных расходов, является Министерство финансов (HM Treasury). Минфин координирует деятельность Управления налоговых сборов (Inland Revenue - УСН) и Министерства таможенных и акцизных сборов (HM Customs and Excise - МТАС), которые занимаются администрированием и сбором налогов, подготовкой предложений по изменению налоговой политики, а также борьбой с налоговыми правонарушениями.

Местные органы имеют право на взимание коммунального налога и налога на хозяйственную деятельность, при этом ставки этих налогов устанавливаются самими местными органами в пределах, разрешенных Минфином.

На всех трех уровнях существуют подразделения, занимающиеся борьбой с уклонением от налогообложения: специальные отделы соответствия и бизнес-офисы, занимающиеся вопросами контроля за выполнения крупными компаниями налогового законодательства.

УНС возглавляется советом во главе с председателем. Организационная структура УНС состоит из подразделений центрального аппарата и развитой сети отделений в 65 регионах Великобритании и Северной Ирландии. Подразделения центрального аппарата включают: подразделения налоговой политики; юридическое подразделение; агентство по оценке стоимости (земли и строений); подразделение корпоративных услуг (кадровые вопросы); подразделение маркетинга и коммуникационного обеспечения. 65 территориальных офисов УНС подотчетны 7 региональным офисам, каждый из которых возглавляется директором.

Особенно интересной, с точки зрения возможности применения в отечественной практике, является функционирование единой национальной телефонной службы информирования налогоплательщиков, действующей в Великобритании уже много лет. Телефонная служба состоит из сети консультационных call-центров, расположенных по всей стране. Она включает четыре вида call-центров, которые специализируются по разным налогам: НДС, бизнес-налоги (налог на прибыль), подоходный налог и налоговый кредит. Внутри каждого из таких центров существуют специализированные подразделения по заполнению декларации и т.д. Чтобы получить необходимую информацию, налогоплательщику нужно всего лишь позвонить по одному из четырех телефонных номеров. Звонок переадресовывается специалисту, компетентному в данном вопросе, либо в налоговую инспекцию по месту нахождения налогоплательщика. Ежегодно телефонная служба принимает порядка 100 млн. звонков налогоплательщиков.

Также, интерес представляет то, что в большинстве развитых зарубежных стран существует система «налоговых судов». Введение такой системы в РФ является возможным, т.к. в соответствии с федеральным конституционным законом РФ от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе» в России создание специализированных судов предусмотрено (статья 26). Создание таких судов могло бы во многом облегчить работу отечественных налоговых органов в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками. [15,с.208]

К тому же практически во всех зарубежных странах в структуре налоговых органов создаются специальные отделы, в компетенцию которых входит доказывание неправомерного поведения налогоплательщиков в случае обнаружения признаков налогового преступления. Т.е. работникам таких отделов предоставляется часть исключительных прав работников МВД

Информация о работе Налоговые органы РФ: их состав и характеристика; принципы построения