Налоговые платежи за пользование природными ресурсами. Виды, сущность, назначение платежей за пользование природными ресурсами. Их отлич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Природа России, богатство ее недр и водоемов – это один из основных стратегических ресурсов нашего государства. Взимание платежей за их использование является важным источником пополнения федерального и региональных бюджетов.

Содержание

Введение 3
1 Виды, сущность, назначение платежей за пользование природными ресурсами 6
1.1 Налог на добычу полезных ископаемых 7
1.2 Водный налог 15
1.3 Плата за пользование землей 21
1.4 Платежи за пользование лесным фондом 24
Заключение 27
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 763.00 Кб (Скачать файл)

    Министерство  образования и науки РФ

    Государственное образовательное учреждение высшего 

    профессионального образования

    Новгородский  государственный университет имени  Ярослава Мудрого

    Институт  экономики и управления 

    Кафедра финансов, денежного обращения и  кредита 
 
 
 
 
 
 
 

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по  дисциплине « Налогообложение предприятий» 
 
 

    Тема: «Налоговые платежи за пользование  природными ресурсами. Виды, сущность, назначение платежей за пользование  природными ресурсами. Их отличие от другие налогов». 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила студентка гр.№7432 з/о

    Никитина  Анастасия Николаевна 

    Проверила

    Бедовая Людмила Владимировна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Великий Новгород

    2011г.

    Содержание  

Введение 3
1 Виды, сущность, назначение платежей за  пользование природными ресурсами 6
          1.1 Налог на добычу полезных ископаемых 7
          1.2 Водный налог 15
          1.3 Плата за пользование землей 21
         1.4 Платежи за пользование лесным фондом 24
Заключение 27
Список  литературы 28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Природа России, богатство ее недр и водоемов – это один из основных стратегических ресурсов нашего государства. Взимание платежей за их использование является важным источником пополнения федерального и региональных бюджетов.

    Плата за природные ресурсы занимает центральное место в экономическом механизме природопользования. На практике она стала применяться еще в бывшем СССР. Так, ставки возмещения затрат на геологоразведочные работы были введены в 1968 г. Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями, была введена с 1988 г. Тарифы были утверждены Государственным комитетом по ценам в размере 1,15коп/м3 воды из поверхностных источников и 2,0 коп/м3 воды из подземных источников. Такие цены можно считать лишь символическими. Действовала попенная плата в лесном хозяйстве.

    С образованием в 1988 г. системы природоохранных  органов, а также с связи с  изменением отношений собственности  осуществлялась подготовительная работа по введению новых платежей, в частности  — за право пользования природными ресурсами. Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем. По существу, это форма выражения абсолютной ренты, связанной с собственностью на природные ресурсы как на объект хозяйства. Базовые нормативы платы могут устанавливаться в виде фиксированных отчислений (роялти) от стоимости объема добычи (изъятия) природных ресурсов. В газовой промышленности за рубежом, к примеру, роялти принимает форму процента от стоимости добытого газа. Зарубежная практика показывает, что размеры роялти могут варьировать в пределах от 5 до 50% стоимости добытого газа, хотя в среднем данный платеж близок к 12,5% или 1/8 части стоимости продукции.

    В Российской Федерации правовая основа платности природопользования впервые была заложена в Законе «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Этим Законом было установлено, что плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

  • за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
  • за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
  • на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    В дальнейшем принципы платного природопользования нашли отражение в природно-ресурсных законах Российской Федерации, таких как:

  • Закон «О плате за землю» (1991) с изменениями (1995);
  • Законы «О недрах» (1992) и «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» (1995);
  • Закон «О ставках отчислений на воспроизводство минерально- сырьевой базы» (1995);
  • Водный кодекс Российской Федерации (1995);
  • Закон «О животном мире» (1995);
  • Закон «О континентальном шельфе» (1995);
  • Лесной кодекс Российской Федерации (1997);
  • Закон «О плате за пользование водными объектами» (1998).

    В настоящее время правовой основой  регулирования платности в сфере  природопользования является Федеральный  закон от 1 января 2002 г. «Об охране окружающей среды».

    Кроме законов было принято значительное число других нормативных и правовых документов, связанных с порядком исчисления и внесения платежей за природные ресурсы.

    Платежи вводятся с целью обеспечения неистощительного использования природных ресурсов и необходимого прироста запасов полезных ископаемых. Они должны взиматься в Целевой бюджетный фонд охраны и воспроизводства природных ресурсов и использоваться строго по целевому назначению. Размер предлагаемых платежей должен быть таким, чтобы собранных средств было достаточно для:

  • полного воспроизводства возобновляемых природных ресурсов как в количественном, так и в качественном отношениях;
  • экономического воспроизводства потребительских стоимостей, заключенных в используемых (потребляемых) количествах невозобновляемых природных ресурсов;
  • создания Государственного стратегического резерва запасов полезных ископаемых;
  • решения других задач, предусмотренных федеральной целевой программой по охране и воспроизводству природных ресурсов.

    Если  предприятие осуществляет затраты  на охрану и воспроизводство природных  ресурсов, то на эту сумму уменьшаются данные платежи.

    Таким образом, с помощью предлагаемой системы может быть создана замкнутая  система гарантированного финансирования охраны и воспроизводства природных  ресурсов.

    Переход на рентные отношения в сфере  природопользования требуют проведения специальных расчетов по определению предпринимательского дохода, поскольку основная доля его остается в распоряжении предприятия. Эти расчеты выполняются как для проектируемых, так и действующих предприятий.

    В технико-экономической части проекта должен в обязательном порядке разрабатываться раздел «Обоснование предпринимательского дохода». Проекты подвергаются тщательной независимой экспертизе и утверждаются в зависимости от значимости проекта соответственно местными региональными или федеральными исполнительными органами власти.

    Часть предпринимательского дохода отчисляется  научно- исследовательским и проектным  организациям в зависимости от их вклада, а также государству.

    Для действующих предприятий технико-экономические  расчеты по обоснованию предпринимательского дохода разрабатываются, рассматриваются и утверждаются как для проектируемых предприятий. При перестройке существующей налоговой системы нельзя допускать резкое ее изменение, так как это может парализовать всю финансовую систему нашей страны. Перестройка ее должна осуществляться путем последовательного замещения доходов бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов от налогов на прибыль, заработную плату и др. доходами от предлагаемых нами налогов.

    Постепенное изменение структуры налогов должно базироваться на принципе «фискальной нейтральности», предусматривающей:

  • сохранение планируемых поступлений в доходную часть бюджета;
  • исполнение налоговых обязательств перед бюджетами всех уровней.

    Что даст России переход на новую систему налогообложения?

    Переход на новую систему налогообложения  позволит обеспечить:

    а) в области социального обеспечения  граждан и формирования финансовых ресурсов страны:

  • формирование отношения граждан России к природным ресурсам своей страны как к собственному богатству,
  • превращение природной ренты в основной источник доходной части бюджета,
  • рост общественного благосостояния народа за счет природной ренты,
  • высокие материальные стимулы каждого гражданина в результате своего труда, так как все то, что он заработал своим трудом, будет его собственностью, которая не будет облагаться налогом с целью перераспределения в пользу других,
  • увеличение поступлений в государственный бюджет (за счет ликвидации основы сокрытия налогов и различных экономических преступлений),
  • прекращение «утечки» природной ренты за рубеж,
  • улучшение среды обитания;

    б) в области структурной перестройки  национального хозяйства и ускорения  научно-технического прогресса:

  • переход от экономики сырьевого типа к инновационной,
  • техническое перевооружение национального хозяйства на базе высокоэффективных, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;

    в) в конкурентной борьбе — равные экономические условия для субъектов  предпринимательской деятельности.

    Новая система налогообложения будет способствовать переходу России на ноосферный путь развития. [8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Виды, сущность, назначение  платежей за пользование  природными ресурсами 

    Рис. 1. Виды платежей, взимаемые  в бюджет Российской Федерации за пользование  природными ресурсами. [6] 

      

    1.1 Налог на добычу  полезных ископаемых 

    Для стран с высокой долей сырьевого  сектора важно построение эффективной  системы налогообложения природных  ресурсов, суть налогообложения ресурсов заключается в перераспределении  ренты или сверхприбыли для эффективного использования природных ресурсов с помощью бюджетно-налогового механизма. Налог на добычу полезных ископаемых был введен в действие в РФ с принятием гл. 26 НК РФ.

    До 1 января 2002 г. налога на добычу полезных ископаемых не было, вместо него организации, которые осваивали и разрабатывали месторождения, делали отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и уплачивали определенные суммы за добычу полезных ископаемых. А нефте- и газодобывающие организации платили акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат. [1] 

    Плательщики налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) перечислены на схеме.

    

 
 

    Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели - недропользователи, т.е. субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными не установлены ограничения на право недропользования.]4] 

Информация о работе Налоговые платежи за пользование природными ресурсами. Виды, сущность, назначение платежей за пользование природными ресурсами. Их отлич