Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:45, курсовая работа
Цель данной работы - определение основных участников налоговых правоотношений и их прав и обязанностей.
Задачами работы является:
1. Определение основных участников налоговых правоотношений.
2. Установление прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений.
В первой главе рассматриваются понятия и классификации участников налоговых правоотношений: налогоплательщиков и налоговых органов.. Во второй главе рассматривается представительство в налоговых правоотношениях и виды представительства: законный и уполномоченный.
В третьей главе рассматриваются иные основные участники налоговых правоотношений: банки и налоговые агенты.
Введение
Налоговые правоотношения - это урегулированные
нормами налогового права общественные
финансовые отношения, возникающие
по поводу установления и взимания
налогов с организаций и
Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, её субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ Конституция РФ. - 1993. -12 декабря. разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти Налоги и налоговое право. - 2006. - 6с..
Установленные в законном
порядке налоги реализуются через
налоговые правоотношения, которые
возникают по поводу взимания этих
налогов с организаций и
Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов - обеспечить уплату налогов.
Невыполнение
Цель данной работы - определение основных участников налоговых правоотношений и их прав и обязанностей.
Задачами работы является:
1. Определение основных
участников налоговых
2. Установление прав
и обязанностей этих
В первой главе рассматриваются
понятия и классификации
Во второй главе рассматривается представительство в налоговых правоотношениях и виды представительства: законный и уполномоченный.
В третьей главе рассматриваются иные основные участники налоговых правоотношений: банки и налоговые агенты.
Глава 1. Понятие и классификация участников налоговых правоотношений
§1. Налогоплательщики, как
участники налоговых
Налогоплательщики - организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом Налоговый Кодекс РФ. - 1998. - 16 июля. возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Основу налогово-правового статуса налогоплательщиков составляет совокупность закрепленных налоговым законодательством субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения.
Налогоплательщики имеют право:
- получать от налоговых
органов по месту учета
- получать от Минфина
РФ письменные разъяснения по
вопросам применения
- использовать налоговые льготы;
- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
- на своевременный
зачет или возврат сумм
- представлять свои
интересы в налоговых
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- получать копии акта
налоговой проверки и решении
налоговых органов, а также
налоговые уведомления и
- требовать от должностных
лиц налоговых органов соблюден
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;
- обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели - помимо этих обязанностей, должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
- об открытие или закрытие счетов - в десятидневный срок;
- о всех случаях
участия в российских и
- о всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
- о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
- об изменении своего места нахождения - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
Налогоплательщикам
Законные интересы представляют
собой любые правомерные
Юридические обязанности налогоплательщиков:
- уплачивать законно установленные налоги;
- встать на учет в налоговых органах;
- вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
- представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;
- представлять налоговым органам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные
требования налогового органа
об устранении выявленных
- предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;
- в течение четырех
лет обеспечивать сохранность
данных бухгалтерского учета
и других документов, необходимых
для исчисления и уплаты
Обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательным актом о налогах и сборах. Так, основанием возникновения обязанности уплатить какой-либо налог является, прежде всего, наличие у него соответствующего объекта налогообложения. Другие обязанности связаны и обусловлены этой основной обязанностью.
Неспособность юридического лица - коммерческой организации или индивидуальных предпринимателей уплаты налогов является основанием для признания этого лица в установленном законом порядке банкротом. Если юридическое лицо ликвидируется в судебном порядке или по решению собственника, то обязанность уплаты недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию.
§2. Налоговые органы
В соответствии с действующим налоговым законодательством налоговыми органами являются Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения, а также органы налоговой полиции. Министерство РФ по налогам и сборам образует единую централизованную систему инспекционных органов, входящих в систему центральных органов государственного управления и осуществляющих контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных налоговых платежей.
Полномочия таможенных органов и обязанностью их должностных лиц в области налогообложения и сборов предусмотренные ст.33 НК РФ. Ст.34 НК РФ определяет в целом статус таможенных органов в области налогообложения и сборов. Таким образом, в Кодексе впервые закреплена норма, что таможенные органы в определённых случаях обладают определёнными полномочиями налоговых органов Налоговые органы и налогоплательщики. - 2007. - 58с..
В соответствии с Таможенным кодексом РФ Таможенный Кодекс РФ. - 2003. - 25 апреля. при пересечении таможенной границы России в определённых случаях подлежат уплате налоги (НДС и акцизы) и сборы (таможенная пошлина). Данные таможенные платежи являются предметом регулирования как Таможенного, так и НК. Соответственно деятельность таможенных органов в деле взимания данных "пограничных" налогов и сборов регулируется как ТК, так и НК, а также федеральными законами о налогах и сборах и иными федеральными законами. Причём НК и федеральные законы о налогах и сборах применяются к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой данных таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц только в случаях, прямо предусмотренных НК.
В целом говоря о полномочиях
таможенных органов в сфере
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются конституцией, НК РФ и другими федеральными законами, законодательными актами РФ, нормативными актами Президента и Правительства РФ, нормативными актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Анализ установленных Кодексом прав налоговых органов позволяют сделать вывод, что перечень данных прав по сравнению с нормами значительно расширен. К числу прав налоговых органов относится:
1.Право требовать от
налогоплательщика документы,
2.Право проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ
3.Право изымать по
акту при проведении налоговых
проверок у налогоплательщика
или иного обязанного лица
документы, свидетельствующие
4.Право вызывать на
основании письменного
5.Право проводить при
налоговой проверке
6.Право налагать арест
на имущество
Порядок и условия наложения ареста на имущество налогоплательщика устанавливаются 11 главой кодекса. В настоящее время налоговые органы таким правом не обладают, указанные полномочия предоставлены федеральным органам налоговой полиции (ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 г. № 5238 - 1 " О федеральных органах налоговой полиции" Закон РФ от 24.06.93 г. №5238 - «О федеральных органах налоговой полиции».), но так как органы налоговой полиции были расформированы этими правами стало обладать Минфин РФ и Министерство РФ по налогам и сборам.
7.Право определять
суммы налогов, подлежащие
8.Право взыскивать
недоимки по налогам и