Налоговые проверки: порядок их проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:56, реферат

Краткое описание

Цель работы – определение порядка проведения налоговых проверок в Казахстане.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность налоговых проверок, охарактеризовать виды проверок, предусмотренные налоговым законодательством РК;
2) определить особенности проведения налоговых проверок разных видов.
В написании работы были использованы законодательные акты Республики Казахстан по налогообложению, исследования ученых - экономистов.

Содержание

Введение

1. Понятие и виды налоговых проверок

1.1. Понятие и виды налоговых проверок

1.2. Сроки проведения налоговых проверок

1.3. Основания проведения налоговых проверок

2.Порядок проведения налоговых проверок

2.1. Проведение комплексных проверок

2.2. Проведение тематических проверок

2.3. Проведение встречных проверок

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_Налоговые проверки, порядок их проведения.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: Налоги и налогообложение

 

 

На тему:

Налоговые проверки: порядок их проведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 
 
Введение 
 
1. Понятие и виды налоговых проверок

 
1.1. Понятие и виды налоговых  проверок

 
1.2. Сроки проведения налоговых  проверок

 
1.3. Основания проведения налоговых  проверок

 
2.Порядок проведения  налоговых проверок

 
2.1. Проведение комплексных проверок

 
2.2. Проведение тематических проверок

 
2.3. Проведение встречных проверок

 
Заключение

 
Список использованной литературы 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Налог используется государством как способ перераспределения национального дохода. Современные налоги - продукт демократического общества, созданного на основе социальной рыночной экономики. Отсюда следует основной принцип использования налогов - для развития общества и в его интересах, но не в ущерб обществу и его экономическому развитию. 
Одна их главных задач, стоящая перед нами – создание в республике эффективно работающей налоговой системы. Еще Адамом Смитом были сформулированы четыре основных условия, которым должна соответствовать правильно организованная налоговая система: соразмерность взимаемых налогов с доходами налогоплательщика; определенность и заданность размеров налога; максимальная эффективность налога, выражаемая в низких издержках государства и общества на сбор налогов и на содержание налогового аппарата . 
Но как бы хорошо ни была устроена налоговая система государства, важнейшим её элементом останется налоговый контроль. 
Налоговый контроль – это проверка или наблюдение с целью проверки. В процессе сбора информации субъект налогового контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объекте, проанализировать информацию и сделать соответствующие выводы. Качественно выполнять такую работу можно, когда четко определена сущность налоговых проверок, их виды, особенности проведения и документирования. Без правовых, четко определенных, основ ведения налоговых проверок невозможно вести речь о развитии справедливых рыночных отношений в государстве, что так важно для Казахстана. Данное положение подтверждение актуальности темы исследования.  
Цель работы – определение порядка проведения налоговых проверок в Казахстане. 
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 
1) раскрыть сущность налоговых проверок, охарактеризовать виды проверок, предусмотренные налоговым законодательством РК; 
2) определить особенности проведения налоговых проверок разных видов. 
В написании работы были использованы законодательные акты Республики Казахстан по налогообложению, исследования ученых - экономистов.  
 
 
1.Понятие и виды налоговых проверок 
1.1. Понятие и виды налоговых проверок 
 
Налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля. 
Согласно Налогового кодекса Республики Казахстан (далее – НК РК), по состоянию на 01.01.2012 г. Налоговая проверка - это проверка, осуществляемая органами налоговой службы, исполнения налогового законодательства Республики Казахстан. Участниками налоговых проверок являются должностные лица органов налоговой службы, указанные в предписании, иные лица, привлекаемые к проведению проверки, которые должны быть указаны в предписании и налогоплательщик . 
Виды, сроки, периодичность, порядок проведения и документирования налоговых проверок определяются разделом 20 НК РК.  
Налоговые проверки могут проводится только органами налоговой службы. 
Налоговые проверки согласно статье 627 п.4 подразделяются на виды:

  1. документальная проверка;
  2. хронометражное обследование.

 

Документальные проверки подразделяются на следующие виды:

  1. комплексная проверка - проверка, проводимая органом налоговой службы в отношении налогоплательщика (налогового агента), по вопросам исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов, полноты и своевременности исчисления и уплаты социальных отчислений.
    • В комплексную проверку могут быть включены вопросы тематических проверок.
    • Документальная проверка, проведение которой предусмотрено статьями 37, 40-42 НК РК, является ликвидационной проверкой и относится к комплексной;
  2. тематическая проверка – проверка, проводимая органом налоговой службы в отношении налогоплательщика (налогового агента), по вопросам:
  • исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет;
  • исполнения налогового обязательства по налогу на добавленную стоимость и (или) акцизу по товарам, импортированным на территорию Республики Казахстан с территории государств - членов таможенного союза;
  • полноты и своевременности исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов, а также полноты и своевременности исчисления и уплаты социальных отчислений;
  • исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных настоящим Кодексом, а также законами Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» и «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;
  • трансфертного ценообразования;
  • государственного регулирования производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров;
  • определения налогового обязательства по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда;
  • по вопросам определения налогового обязательства по сделке (сделкам), совершение которой (которых) признано судом осуществленными без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • определения взаиморасчетов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и его дебиторами;
  • правомерности применения положений международных договоров (соглашений);
  • подтверждения достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату;
  • возврата уплаченного подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада на основании налогового заявления нерезидента и международного договора об избежании двойного налогообложения;
  • неисполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления налоговых органов об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в порядке, установленном статьей 608 НК РК;
  • рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, проводимая по вопросам, изложенным в жалобе налогоплательщика (налогового агента);
  • рассмотрения обращения нерезидента о повторном рассмотрении налогового заявления на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета или условного банковского вклада в соответствии с положениями международного договора об избежании двойного налогообложения;
  • постановки на регистрационный учет в налоговых органах;
  • наличия контрольно-кассовых машин;
  • наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия лицензии, разрешения на отпуск этилового спирта, патента, регистрационной карточки, указанной в статье 574 НК РК;
  • соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин;
  • соблюдения правил лицензирования и условий производства, хранения и реализации отдельных видов подакцизных товаров;
  • исполнения распоряжения, вынесенного налоговым органом, о приостановлении расходных операций по кассе.
  • Для участия в проведении тематических проверок по вопросам:
  • постановки на регистрационный учет в налоговых органах;
  • наличия контрольно-кассовых машин;
  • наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия лицензии, разрешения на отпуск этилового спирта, патента, регистрационной карточки, указанной в 574 НК РК, могут быть привлечены представители объединений субъектов частного предпринимательства по согласованию с такими объединениями.
  • Представители объединений субъектов частного предпринимательства осуществляют контроль за соблюдением прав налогоплательщика при проведении указанных тематических проверок. В акте тематической проверки фиксируется факт участия представителей объединений субъектов частного предпринимательства.
  • При этом тематическая проверка может проводиться одновременно по нескольким вопросам из указанных в настоящем подпункте. Тематическая проверка не может предусматривать проведение проверки исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет;
  1. встречная проверка – проверка органом налоговой службы лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого органом налоговой службы проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях для использования в ходе проверки указанного налогоплательщика.
  • Встречная проверка является вспомогательной по отношению к комплексной или тематической проверке.
  • Встречной проверкой также признается проверка, проводимая:
  • по запросам налоговых или правоохранительных органов других государств, международных организаций в соответствии с международными договорами (соглашениями) о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами, одной из сторон которых является Республика Казахстан, а также договорами, заключенными Республикой Казахстан с международными организациями;
  • в отношении лиц, осуществляющих операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), которым не устранены нарушения по налоговому обязательству по налогу на добавленную стоимость, выявленные по результатам камерального контроля и связанные с такими операциями, либо представлены пояснения, не подтверждающие отсутствие таких нарушений;

 
Хронометражные  обследования – проверка, проводимая налоговыми органами, с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода, за период, в течение которого проводится обследование.

 

 
1.2. Сроки и периодичность  проведения налоговых проверок 
 
При проведении любых проверок налоговый инспектор должен выполнять определенный порядок в отношении в отношении всех документов, необходимый для начала проверки, в процессе и по окончании проверки. 
Началом проведения налоговой проверки считается момент вручения налогоплательщику подлинника предписания. При этом срок проведения налоговых проверок должен указываться в выдаваемом предписании и не должен превышать тридцати рабочих дней с момента вручения предписания. 
Течение срока проведения налоговой проверки может быть приостановлено на время между вручением налогоплательщику требований о предоставлении документов и предоставления налогоплательщиком запрашиваемых документов. 
Если юридическое лицо имеет структурные подразделения и нерезидентов (которые работают через постоянные учреждения), а также для крупных налогоплательщиков, то срок проведения налоговой проверки может быть продлен налоговым органом до семидесяти пяти рабочих дней. 
При проверке вопросов особой сложности срок проведения налоговой проверки может быть увеличен вышестоящим налоговым органом до ста восьмидесяти рабочих дней.

Вопросы особой сложности подтверждаются обоснованием письменным решением вышестоящего органа налоговой службы, вручаемым налогоплательщику. 

Сроки проведения хронометражных проверок устанавливается уполномоченным органом. В случае продления сроков проведения проверки оформляется дополнительное предписание в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего предписания. На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка. 
Комплексные проверки должны проводиться не чаще одного раза в год, а тематическая проверка не чаще одного раза в полугодие по одному виду налогов или другому обязательному платежу в бюджет, по вопросам государственного регулирования производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров, а также по вопросам исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей. 
Ограничения не распространяются на следующие случаи: 
1) при проведении документальных проверок, осуществляемых в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица и прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, а также в случае снятия с учета по налогу на добавленную стоимость на основании заявления налогоплательщика. 
При этом проверка должна быть начата не позднее тридцати календарных дней после получения заявления налогоплательщика; 
2) при проведении документальных проверок, осуществляемых в связи с истечением срока действия контракта на недропользование; 
3) при проведении встречных проверок; 
4) при проведении тематических проверок: 
Проводимых на основании заявления налогоплательщика, на предмет достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленного к возврату, а также на предмет устранения нарушений, по которым лицензиарам было приостановлено действие лицензии. 
5) при дополнительных проверках, проводимых на основании решения органа, рассматривающего жалобу налогоплательщика на уведомление по акту налоговой проверки; 
6) при внеочередных документальных проверках, проводимых согласно приказу руководителя уполномоченного государственного органа в отношении конкретного налогоплательщика, а также по основаниям, предусмотренным уголовно – процессуальным законодательством Республики Казахстан. 
 
1.3. Основания проведения налоговой проверки 
 
Основанием для проведения налоговой проверки является предписание, содержащее следующие реквизиты: 
- дата и номер регистрации предписания в налоговом органе; 
- наименование налогового органа, вынесшего предписание; 
- фамилию, имя, отчество (при его наличии) либо полное наименование налогоплательщика (налогового агента);

- идентификационный номер; 
- вид проверки; 
- должности, фамилии, имена, отчества проверяющих; 
- срок проведения проверки; 
- проверяемый налоговый период при документальных проверках. 
При этом предписание должно быть подписано первым руководителем органа налоговой службы или лицом, замещающим его, заверено гербовой печатью и зарегистрировано в специальном журнале налоговой инспекции. 
Если налогоплательщик воспрепятствует доступу должностных лиц органа налоговой службы проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых), то составляется протокол об административном правонарушении с последующим вынесением постановления об административном нарушении. При этом размер штрафа может составлять от 40 до 50 МРП на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц. 
Если в соответствии с законодательными актами РК для допуска на территорию или в помещение налогоплательщика требуется специальные допуски, то работник налогового комитета, помимо предписания, должен иметь при себе указанный допуск. Это требование может возникнуть при проведении налоговых проверок предприятий оборонного значения, различных военных и иных объектов, деятельность которых государственную и военную тайну. 
Налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки должностных лиц органа налоговой службы, не представлять документы для проверки в случае если: 
- предписание налогоплательщику не вручено или не оформлено в установленном порядке; 
- сроки проверки, указанные в предписании, еще не наступили или уже истекли; 
- лица явившиеся на проверку, в предписании не указаны; 
- запрашивается документация, не относящаяся к проверяемому налоговому периоду, указанном в предписании. 
 
 
 
2. Порядок проведения налоговых проверок 
 
2.1. Проведение комплексных проверок 
 
Комплексная проверка является одним из видов документальной проверки и её следует осуществлять по графику, который утверждается руководством налогового органа, кроме тех случаев, когда проверки проводятся по заданию Правительства, вышестоящей организации, правоохранительных органов или при поступлении информации о нарушениях налогового законодательства или имеющих место признаках налогового преступления. 
При составлении графиков проверок особое внимание обращают на предприятия, имеющие нарушения в значительных размерах, систематически допускающие ошибки в исчислении платежей, нарушения введении бухгалтерского и налогового учета. 
Также в график налоговых проверок включаются отдельные убыточные предприятия с целью выяснения причин убытков. 
Особенностью комплексных проверок является то, что в ходе их проведения в комплексе охватываются все вопросы, связанные с правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления платежей в бюджет. 
Интервалом времени между проведением одной комплексной проверки между другой является 1 год, то есть 12 месяцев. 
Независимо от даты проведения предыдущей налоговой проверки может быть назначена комплексная проверка, осуществляемая в связи с истечением срока контракта на недропользование. То же самое относится и к комплексным дополнительным проверкам, проводимым на основании решения органа, рассматривающего жалобу налогоплательщика на уведомление по акту налоговой проверки. 
Внеочередная комплексная проверка может быть проведена и в связи с приказом руководителя уполномоченного органа в отношении конкретного налогоплательщика и по основаниям, предусмотренным уголовно – процессуальным законодательством РК. 
После то, как предписание вручено налогоплательщику, определены рабочие места для работников налогового комитета, начинается сама проверка. 
В период начала проверки работникам налогового комитета нужно понять, как организованы бухгалтерский учет и налоговый учет предприятия, каким образом проводится отражение финансово – хозяйственной деятельности, как оформляются итоговые, сводные данные. 
Из – за многообразия организаций бухгалтерского учета работник налогового комитета не может сразу запросить какие - либо документы в точном соответствии с теми наименованиями, которые приняты на проверяемом предприятии, так как одни и те же по содержанию документы у одного налогоплательщика называются по разному. 
Комплексная налоговая документационная проверка должна строиться по принципу «от общего - частному». 
Начиная проверку работник налогового комитета определяет, с какого вида налога он начнет свою работу. 
Обычно, в первую очередь проверяют налоги наиболее сложные для исчисления и для проведения проверки. Поэтому налоговую проверку следует проводить в следующей последовательности: 
1) Корпоративный подоходный налог; 
2) Налог на добавленную стоимость; 
3) Индивидуальный подоходный налог; 
4) Социальный налог; 
5) Налог на имущество юридических лиц; 
6) Земельный налог; 
7) Налог на транспортные средства; 
8) Остальные виды налогов; 
9) Сборы и платы. 
Начиная налоговую проверку с КПН, проверяющее лицо может изучить фонд оплаты труда, получить информацию об имуществе налогоплательщика, его земельных участках, транспортных средствах и других объектах налогообложения, налогах и платежах. И при дальнейшем ходе проверки, проверяя правильность исчисления налога на имущество, земельного налога и других налогов. Работник налогового комитета имеет полную информацию об объектах обложения. 
При проведении проверки сложных видов налогов у работника налоговых органов может возникнуть много вопросов и для уточнения, возникающих вопросов, работникам проверяющего предприятия требуется время. В это время проверяющий может проверять другие виды налогов. 
Если проверку производят несколько налоговых инспекторов, то они распределяют виды налогов, которые они будут проверять. При этом распределение налогов производиться в зависимости от уровня квалификации и уровня опытности специалиста. 
 
 
 
2.2. Проведение тематических проверок 
 
Как и комплексная налоговая проверка тематическая тоже относится к документальным видам налоговых проверок. 
Тематические проверки проводятся не чаще одного раза в полугодие по одному и тому же виду налога и другому обязательному платежу в бюджет, а также по вопросам исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операции, обязанностей установленных налоговым кодексом и государственным контролем при применении трасфертных цен. 
Другими словами, если у налогоплательщика была произведена тематическая налоговая проверка по какому – либо вопросу, то следующая тематическая проверка у этого налогоплательщика по этому же вопросу может быть начата только по истечении шести месяцев после завершения текущей проверки. 
Примером может послужить тематическая проверка по социальному налогу ТОО «Плюс». Она произведена 30 июня 2005 года. Если полугодием считать интервал времени 6 месяцев, то следующая тематическая проверка ТОО «Плюс» по социальному налогу может быть произведена не ранее 1 января 2006 года., так как очередная проверка налогоплательщика по какому – либо вопросу может быть начата только по истечении шести месяцев с даты завершения предыдущей проверки по этому же вопросу. Периодичность проведения тематических проверок предусматривает обязательное наличие шестимесячного интервала времени между тематическими проверками, в ходе которых проверяются одни и те же вопросы. Не предусмотренные законодательством ограничения по промежуткам времени между тематическими проверками, производимыми по разным вопросам. 
Тематические проверки по различным вопросам могут: 
- производиться одновременно несколько проверок по разным вопросам; 
- проводиться одна за другой; 
- проводиться в любом интервале времени от момента завершения одной проверки до начала другой. 
На каждую тематическую проверку выписывается отдельное предписание. В каждой тематической проверке составляется отдельный акт налоговой проверки. 
Очередная налоговая проверка может быть назначена независимо от того, когда была проведена предыдущая проверка, и независимо от того, по какому вопросу эта предыдущая проверка проводилась в следующих случаях: 
- при снятии налогоплательщика с учета по налогу на добавленную стоимость на основании его заявления; 
- при проведении тематических проверок, проводимых на основании заявления налогоплательщика, на предмет достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленного к возврату; 
- при дополнительных проверках, проводимых на основании решения органа, рассматривающего жалобу налогоплательщика на уведомление по акту налоговой проверки; 
- при внеочередных тематических проверках, проводимых согласно приказу руководителя уполномоченного органа в отношении конкретного налогоплательщика, а также по основаниям, предусмотренным уголовно – процессуальным законодательством РК. 
Проведение тематических проверок основывается на изучении, проверке документов налогоплательщика. Такими документами являются налоговая отчетность, документы бухгалтерского, налогового, оперативного, управленческого учетов налогоплательщика. Также используются сведения, полученные в результате письменных запросов в различные государственные и негосударственные органы и предприятия, банковские учреждения. Используется информация, установленная а результате проведения встречных проверок. 
Работник налогового комитета, осуществляющий тематическую проверку, может истребовать и проверить документы, связанные с исчислением и уплатой только того вида налога и другого платежа, который указан в предписании. 
В ходе тематических проверок, могут быть произведены проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, наличных денег, ценных бумаг, расчетов, деклараций, и иных документов, связанных с исполнением налоговых обязательств, указанных в предписании. При выявлении в ходе тематических проверок документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, она подлежат изъятию. 
Также могут быть обследованы любые используемые для извлечения доходов объекты, связанные с налогообложением, проводиться инвентаризации имущества налогоплательщика. 
Из вышесказанного следует, что тематическая проверка подразумевает выполнение тех же действий, которые предусмотрены при комплексной проверке, только в меньшем объеме. 
Уведомления о начисленных суммах налогов и других обязательных платежах в бюджет, пени и штрафов по результатам тематических проверок вручается налогоплательщику не позднее пяти рабочих дней со дня вручения акта налоговой проверки. 

Информация о работе Налоговые проверки: порядок их проведения