Налоговые риски в системе налогвого контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

РИСК — это экономическая категория.Как экономическая категория он представляет собой возможность совершения события, которое может повлечь за собой три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток); нулевой; положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
Риском можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.
Актуальность темы: на сегодняшний день широко распространяются нарушения налогового законодательства, что приводит к определенным потерям как со стороны государства, так и со стороны субъекта хозяйствования. В этой связи повышается уровень налоговых рисков, управление которыми является одной из приоритетных задач управления предприятием.

Содержание

Ведение............…………………………………………………….……………3

ГЛАВА 1. ТЕОРРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………....5

1.1. Группы рисков и способы осуществления процесса управления налоговыми рисками ……………..……………………………………….……5

1.2. Методика оценки риска налоговой проверки………….….….…….……9

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ ООО «Лотос»…………….…11

2.1.Краткая характеристика предприятия…………………………….………11

2.2.Методика оценки налоговых рисков………………...………………….….14

ГЛАВА 3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМ РИСКОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………...…………30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………..…36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….……….………38

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 59.90 Кб (Скачать файл)

    С большой вероятностью эту долю можно  назвать безопасной для предприятия, т.к. она позволяет затеряться среди  подавляющего большинства.

    При расчете  доли вычетов за 9 месяцев 2009 года ООО «Лотос» получили 91%:

      Доля вычетов за 9 мес. = Сумма вычетов  по НДС за 9 мес. / Всего исчислено  НДС = 810 тыс.руб. / 890 тыс.руб. * 100% = 91%

    Руководство фирмы, не желая привлекать к себе внимание налоговых органов,  решило, что уровень вычетов за год  должен соответствовать норме, т.е. быть не больше 89%. Исходя из прогноза суммы  выручки на 4 кв., посчитали предполагаемый НДС к начислению в 4-м квартале - 297 тыс. руб. т.о. должно выполняться  условие:

    Доля  вычетов за 12 мес. = (810 тыс.руб. + сумма  вычетов по НДС за 4 кв.) / (890 тыс.руб. + 297 тыс.руб.) * 100% ≤ 89%

    Сумма вычетов по НДС за 4 кв. ≤ 0,89 * (890 тыс.руб. + 297 тыс.руб.) –

     -810 тыс.руб. = 246 тыс.руб.

    Следовательно, вычеты за 4 кв. 2009 года должны быть менее 246 тыс. руб. Для соблюдения данного  условия нашли возможность одну из крупных покупок перенести  на 1 кв. 2009 года.

    4. Опережающий темп роста расходов  над темпом роста доходов от  реализации товаров (работ, услуг).

    Методика

    Дополнительная  формулировка: «Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с  темпом роста доходов по данным налоговой  отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности».

    Фактически  данный критерий имеет в виду проверку  двух показателей:

    1) Налоговые расходы не должны  расти  быстрее налоговых доходов  («Опережающий темп роста расходов  над темпом роста доходов от  реализации товаров (работ, услуг)»).

      Т расходов ≤ Т доходов

    Темп  роста рассчитывается как отношение  текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год). Налоговые доходы и  расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

    Следует проанализировать структуру доходов  и расходов и выяснить причины  расхождений. Возможные причины: цены на выпускаемую продукцию увеличиваются  не так существенно, как на необходимое  сырье и комплектующие. Можно  сослаться на рост и других затрат: зарплаты персонала, коммунальных расходов и пр. Документы, которые пригодятся в подобной ситуации: статистические справочники, сведения с бирж, счета  контрагентов, прайс-листы поставщиков  и т. д. Кроме того, в качестве аргументов можно использовать такие события, как единовременная оплата значительных косвенных расходов, временное прекращение  отгрузки товара.

    Темп  роста доходов выше темпа роста  расходов.

    Основания для  включения ООО «Лотос»  в план выездных проверок нет.

    2) Пропорция между расходами и  доходами, отраженными в налоговой  и финансовой отчетности должна  сохраняться  («Несоответствие темпов  роста расходов по сравнению  с темпом роста доходов по  данным налоговой отчетности  с темпами роста расходов по  сравнению с темпом роста доходов,  отраженными в финансовой отчетности»).

    Бухгалтерские  доходы и расходы определяются из формы 2 суммированием строк (010, 060, 080, 090) и (020, 030, 040, 070, 100) графы 3. Затем сопоставляются полученные итоги.

    Данные  несоответствия могут быть вызваны  операциями, по-разному отражаемыми  в бухгалтерском и налоговом  учете (оценка  ТМЦ, амортизация основных средств и т. д.).  Правила прописываются в «Приказе об учетной политике предприятия», принимая во внимание потребности организации. С одной стороны ей может быть выгодно, показать более доходную финансовую отчетность для инвесторов или банка, с другой – на определенном этапе законно уменьшить налог на прибыль.

    Соотношение не сохраняется. Однако в «Приказе об учетной политике предприятия» предусмотрено  начисление амортизационной премии, что объясняет увеличение налоговых  расходов по сравнению с бухгалтерскими в год закупки основных средств (2006 год) и уменьшение в следующем  периоде (2007 год).

    5. Выплата среднемесячной заработной  платы на одного работника  ниже среднего уровня по виду  экономической деятельности в  субъекте Российской Федерации.

    Методика

    Информацию  о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической  деятельности в городе, районе или  в целом по субъекту Российской Федерации  предлагается получать из органов статистики (в частности, с официальных интернет-сайтов, из статистических сборников и по запросам), а также из органов  МНС РФ.  

    Среднюю заработную плату налоговые органы обычно рассчитывают на основании данных налоговой декларации или расчета  авансовых платежей по страховым  взносам в ПФ, т. к. она сдается  всеми организациями (и на УСН, и  на ЕНВД), причем эти отчеты сдаются  ежеквартально. Из этого отчета берется  налоговая база. А среднесписочная  численность определяется из формы 4-ФСС, поскольку в отчетах в  ПФ содержится просто количество работающих человек.

    В том случае, если этот критерий заинтересовал  налоговые органы, нужно привести максимальное количество фактов и документов, показывающих оправданность невысоких  доходов персонала. Возможные причины  низкой заработной платы:

    -неполный  рабочий день сотрудников (это  должно быть видно из табелей  учета рабочего времени);

    -недолгий  опыт работы в компании;

    -низкая  квалификация персонала (об этом, в частности, свидетельствует  трудовой стаж).

    Для расчета  средней заработной платы  за 12 месяцев 2007 года ООО «Лотос»  использовали следующие данные ФОП  – 320 тыс. руб., средняя численность  – 5 чел.

    Средняя зарплата = Фонд оплаты труда / (Средняя  численность * кол-во месяцев) = 320 тыс.руб. *  (5*12) = 5333 руб.

    Средняя заработная плата по отрасли «Торговля» - 5688 руб. Следовательно, придется делать копии с заявлений сотрудников  о переходе на неполный рабочий день, о предоставлении отпуска без  содержания, с табелей учета рабочего времени и оправдываться перед  налоговой.

    6. Неоднократное приближение к  предельному значению установленных  НК РФ величин показателей,  предоставляющих право применять  спецрежимы (УСН, сельхозналог, ЕНВД).

    Методика

    В части специальных налоговых  режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному  значению установленных Налоговым  кодексом Российской Федерации величин  показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих  специальные налоговые режимы налогообложения (2 и более раза в течение календарного года).

    Для ЕСХН – доля дохода от реализации произведенной  сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов. Данные о сельскохозяйственной выручке берутся из декларации по ЕСХН, об общей выручке – из отчета о прибылях и убытках.

    Для УСН:

    -доля  участия других организаций составляет  не более 25 процентов (проверяется  по реестру юридических лиц);

    -средняя  численность работников за налоговый  (отчетный) период составляет не  более 100 человек (проверяется  по форме 4-ФСС). При приближении  к этому критерию возможна  проверка, в ходе которой чиновники  будут искать недочеты в кадровых  документах, особенно связанных  с увольнением (возможное искажение  численности персонала);

    -остаточная  стоимость основных средств и  нематериальных активов составляет  не более 100 млн. рублей (по сдаваемой  отчетности проверку выполнить  невозможно, в декларациях по  УСН нет такого показателя, а  баланс не сдается);

    -налоговая  может потребовать инвентарную  ведомость основных средств; 

    предельный  размер доходов по итогам года не более 24,8 млн. рублей (проверяется по декларации УСН).

    Для ЕНВД:

    -площадь  торгового зала магазина или  павильона по каждому объекту  организации розничной торговли  составляет не более 150 кв. метров;

    -площадь  зала обслуживания посетителей  по каждому объекту организации  общественного питания составляет  не более 150 кв. метров;

    -количество  имеющихся автотранспортных средств,  предназначенных для оказания  автотранспортных услуг, составляет  не более 20 единиц;

    -общая  площадь спальных помещений в  каждом объекте, используемом  для оказания услуг по временному  размещению и проживанию, не более  500 кв. метров.

    Проверка  может производиться как на соответствие предельным показателям, так и на участие в схемах «ухода от налогов». Логика налоговиков в данном случае такова –  если предприятие только-только вписывается в показатели, то возможно, или оно уже выходило за рамки, или создано специально, лишь с  целью получения налоговой выгоды.

    Проверка  производится по данным представленной декларации, дополнительно могут  быть затребованы подтверждающие документы (договоры аренды, разрешительные, правоустанавливающие документы, журналы учета путевых  листов и другие документы).

    Примеры «опасных» налоговых схем с участием «упрощенцев»:

    компания, занимающаяся оптовой торговлей, привлекает дружественную компанию на «упрощенке»  для реализации товара по договору комиссии, причем торговая наценка  целиком остается в распоряжении комиссионера и облагается по ставке 6 % .

    компания, владеющая торговым центром, сдает  в аренду все его площади нескольким «упрощенцам», те в свою очередь  передают эти площади в субаренду  конечным арендаторам по цене в семь-девять раз дороже.

    7. НДФЛ: Отражение индивидуальным  предпринимателем суммы расхода,  максимально приближенной к сумме  его дохода, полученного за год.

    Методика

    Доля  профессиональных налоговых вычетов  в общей сумме их доходов превышает 83 %. Достаточно спорное соотношение: если для организаций критерием  риска налогового правонарушения является неоднократное получение убытка, то для индивидуальных предпринимателей таким критерием является минимальная  прибыль по итогам календарного года. Очевидно, ФНС уверенна, что какая-то сумма,  должна оставаться в распоряжении предпринимателя на личные расходы.

    8. Построение финансово-хозяйственной  деятельности на основе заключения  договоров с контрагентами-перекупщиками  или посредниками («цепочки контрагентов»)  без наличия разумных экономических  или иных причин (деловой цели).

    Методика

    Здесь налоговые органы ссылаются на Постановление  Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 «Об  оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой  выгоды». В соответствии с этим Постановлением:

    -налоговая  выгода может быть признана  необоснованной, если для целей  налогообложения учтены операции, проведенные не в соответствии  с их действительным экономическим  смыслом или не обусловленные  разумными экономическими или  иными причинами (целями делового  характера);

    -налоговая  выгода не может быть признана  обоснованной и в случаях, если  она получена налогоплательщиком  вне связи с осуществлением  реальной деятельности.

    Сформулированы  критерии, по которым судьи арбитражных  судов могут прийти к выводу о  необоснованности налоговой выгоды:

    -невозможность  реального осуществления налогоплательщиком  указанных им операций с учетом  времени, места нахождения имущества  или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для  производства товаров, выполнения  работ или оказания услуг; 

    -отсутствие  необходимых условий для достижения  результатов соответствующей экономической  деятельности из-за отсутствия  управленческого или технического  персонала, основных средств,  производственных активов, складских  помещений, транспортных средств; 

    учет  для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые  непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного  вида деятельности также требуется  совершение и учет иных хозяйственных  операций;

Информация о работе Налоговые риски в системе налогвого контроля