Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 18:02, курсовая работа
РИСК — это экономическая категория.Как экономическая категория он представляет собой возможность совершения события, которое может повлечь за собой три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток); нулевой; положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
Риском можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.
Актуальность темы: на сегодняшний день широко распространяются нарушения налогового законодательства, что приводит к определенным потерям как со стороны государства, так и со стороны субъекта хозяйствования. В этой связи повышается уровень налоговых рисков, управление которыми является одной из приоритетных задач управления предприятием.
Ведение............…………………………………………………….……………3
ГЛАВА 1. ТЕОРРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………....5
1.1. Группы рисков и способы осуществления процесса управления налоговыми рисками ……………..……………………………………….……5
1.2. Методика оценки риска налоговой проверки………….….….…….……9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ ООО «Лотос»…………….…11
2.1.Краткая характеристика предприятия…………………………….………11
2.2.Методика оценки налоговых рисков………………...………………….….14
ГЛАВА 3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМ РИСКОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………...…………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………..…36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….……….………38
-совершение
операций с товаром, который
не производился или не мог
быть произведен в объеме, указанном
налогоплательщиком в
Как
видно, приведенные высшей судебной
инстанцией формулировки весьма размыты.
Налоговики могут истолковать их
так, как посчитают нужным. Но в, то,
же время суд может не согласиться
с мнением инспекторов и
Иными
словами нужно убедить суд
в том, что «спорный» факт хозяйственной
деятельности, действительно имел место.
Т.е. его осуществление было обеспечено
наличием достаточного времени, оборудования
соответствующей мощности, материалов,
площадей для хранения, транспортных
средств, трудовых ресурсов. Все процессы,
отраженные в бухгалтерском учете
должны представлять собой логичную,
оправданную хозяйственной
Примеры позиций ВАС относительно ряда ситуаций, когда он признал решения налоговых органов недействительными:
Покупая товар через взаимозависимые компании, предприятие не становится недобросовестным (определение ВАС от 19 сентября 2008 г. № 11691/08).
Ссылка инспекции на нерыночное ценообразование не дает оснований автоматически признавать организацию участником схемы (определение ВАС от 16 октября 2008 г. № 13702/08). Надо еще доказать, что сделка между зависимыми фирмами заключена по ценам ниже рыночных с целью неправомерно возместить налог (постановление ВАС от 4 марта 2008 г. № 13797/07).
По мнению Конституционного Суда РФ: обоснованность расходов, уменьшающих налоговую базу, нельзя оценивать с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата (определение КС от 4 июня 2007 г. № 320-О-П).
9.
Непредставление
Методика
Согласно п.п. 4 п. 1 статьи 31 НК РФ налогоплательщик, получив Уведомление налогового органа, обязан представить в течение пяти дней необходимые пояснения по изложенным в нем вопросам, или внести в отчетность исправления. Основаниями для Уведомления могут быть выявленные в ходе камеральной проверки следующие факты:
ошибки в налоговой декларации (расчете);
противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа.
Данным пунктом налоговики призывают не оставлять без внимания их желание разобраться в ситуации, не выезжая с проверкой на предприятие. Поддерживать диалог с инспекцией на расстоянии в ваших же интересах.
10. Неоднократная (2 и более раза) «миграция» между налоговыми органами.
Методика
Имеется в виду не смена адресов вообще, а смена адресов в моменты проведения выездных налоговых проверок, причем с изменением места постановки на учет (переход в другую ИФНС).
Отметим,
что «переезды» всегда настораживают
налоговиков. Работа с этим критерием
строится при помощи реестра юридических
лиц (ЕГРЮЛ), который позволяет отследить
перемещения. Риск стать претендентами
на выездную проверку традиционно имеется
у компаний, которые указывают
при регистрации в качестве адреса
места нахождения так называемые
«адреса массовой регистрации».
11.
Отклонение как минимум на 10 %
уровня рентабельности по
Методика
Рассчитываются два показателя по данным бухгалтерского учета:
-рентабельность продаж;
-рентабельность активов.
Полученные данные сравниваются со средними показателями по основному виду деятельности налогоплательщика. При существенном отклонении (рентабельность налогоплательщика меньше среднеотраслевой на 10% и более) может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки по налогу на прибыль организаций за соответствующий период.
Отраслевую рентабельность можно установить из специальных сборников, публикуемых Росстатом. В приложении к приказу о принятии Концепции тоже приведен перечень этих данных, который ежегодно будет обновляться.
Рентабельность продаж
Рентабельность продаж рассчитывается как отношение величины сальдированного финансового результата от продаж (строка 050 «Прибыль (убыток) от продаж» формы № 2.) к полной себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (сумма строк 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг», 030 «Коммерческие расходы» и 040 «Управленческие расходы» формы № 2).
Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Затраты на производство * 100%
Основные возможные причины низкой рентабельности аналогичные тем, о которых уже говорилось в связи с убыточностью и опережающим ростом расходов:
-мизерная наценка;
-скидки или другие мероприятия по привлечению клиентов;
-высокая конкуренция – нельзя продать товар дороже рыночной цены;
-значительное удорожание сырья;
-привлечение
более квалифицированной
Определим рентабельность
Прибыль от продаж по строке 050 формы № 2- 1760 тыс. руб.
Расходы по строкам 020, 030 и 040 формы № 2: 16391 тыс. руб., 112 тыс. руб., 258 тыс. руб.
Рентабельность продаж = 1760 / (16391+112+258) *100% = 1760 / 16761 *100% = 10,5%
Рентабельность
проданных товаров составит 10,5%.
Среднеотраслевой показатель рентабельности
продаж для оптовой торговли 11,5%.
Допускается отклонение этого показателя
в сторону уменьшения на 10%, то есть
минимальный уровень
Рентабельность активов
Под
рентабельностью активов
Рентабельность активов = Чистая прибыль / Стоимость активов * 100%
В1 — валюта баланса на начало периода;
В2 — валюта баланса на конец периода.
Возможные причины низкой рентабельности активов:
-большое
количество непрофильных
-большой
объем дебиторской
-наличие на балансе большого объема неликвидов.
Рассчитаем рентабельность активов. Для этого нужна величина чистой прибыли (стр. 190 формы № 2) – 915 тыс. руб. Валюта баланса на начало и конец периода: 13 270 тыс. руб. и 16 582 тыс. руб.
Рентабельность активов = 915 / (13270+16582):2 *100% = 915 / 14926 * 100% = 6,13%
Рентабельность активов – 6,13%.
Средний показатель по отрасли – 9,9%, причем, допустимо иметь 8,91% (9,9% – 9,9% х 0,1).
А рентабельность активов ООО «Лотос» существенно ниже. Это говорит о том, что налоговые органы оценят риск совершения такой организацией налогового правонарушения как достаточно высокий. Проанализировав структуру баланса, предприятие определило, что значительную часть активов занимает дебиторская задолженность. Предприятие собрало доказательства, подтверждающие ведение активной работы с должниками (например, выставленные претензии).
12.
Ведение финансово-
Методика
Данный критерий раскрывает наиболее типичные схемы ухода от налогообложения. Налоговая служба их публикует. В настоящее время на сайте службы указаны четыре схемы.
Первая
из них связана с получением необоснованной
налоговой выгоды с использованием
фирм-однодневок. Здесь включаются
в цепочку хозяйственных связей
лица, не исполняющие свои налоговые
обязательства. В результате создаются
фиктивные расходы, уменьшающие
прибыль для целей
Вторая
схема популярна в компаниях,
работающих с недвижимостью (агентства
недвижимости, инвесторы, страховые
компании), - вексельная схема. Покупатель
квартиры, заключивший договор
Третья схема способствует получению необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной продукции (водки). Специфика данной схемы связана с тем, что налоговая нагрузка по акцизу при производстве из спиртосодержащей продукции гораздо ниже, чем при производстве из этилового спирта.
Последняя схема уделяет внимание компаниям, штат которых наполовину состоит из инвалидов. Формально такая организация соответствует требованиям, предъявляемым для освобождения от уплаты НДС, но при этом она производит продукцию силами не инвалидов, а персонала, привлеченного по договорам аутсорсинга.
Органы
ФНС России рекомендуют
-исключить
сомнительные операции при
-уведомить
налоговые органы о мерах,
Уведомить - значит, подать в свою инспекцию уточненные декларации по налогам за те периоды, в которых выявлено осуществление деятельности с высоким налоговым риском.
В
дополнение к декларациям налоговики
предлагают написать пояснительную
записку (в приказе № ММ-3-2/467@ приведен
ее шаблон). Из нее следует, что компании
призывают добровольно
Сомнительную
операцию, иными словами сделку с
проблемным партнером не обязательно
исключать из расходов предприятия.
Необоснованность налоговой выгоды
может быть установлена, только если
инспекторы докажут, что организация
действовала без должной
Для того чтобы не давать в руки налоговиков поводов для подозрений в вашей недобросовестности, нужно уделить особое внимание следующим фактам:
Документации:
оформлять все документы на поставку (работы, услуги) согласно букве закона (все реквизиты контрагента должны быть заполнены);
подписывая бумаги, избегать факсимиле;
подтверждать доставку грузов товарно-транспортными накладными (несмотря на то, что при учете торговых операций наличие ТТН законодательством не предусмотрено (определения ВАС от 23 октября 2008 г. № 13167/08, от 28 мая 2008 г. № 6700/08)).
Данным контрагента:
проверять госрегистрацию контрагента в ЕГРЮЛ (официально запросить платную выписку в налоговой, либо посмотреть на сайте ФНС www.nalog.ru, где размещают также адреса массовой регистрации);
Информация о работе Налоговые риски в системе налогвого контроля