Налоговые системы развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Модели налоговых систем в развитых государствах мира

Содержание

Введение ………..………………………………………………………... …...3

1. Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы…6

2. Классификация налоговых систем…………………………………..…...13

2.1. Англосаксонская модель (Великобритания)……………………13

2.2. Евро-континентальная модель (Франция)………………………17

2.3. Латиноамериканская модель (Боливия) …………………....…..22

2.4. Смешанная модель (Россия)..…………………..………………..23

Выводы …………………..……………………….…………………………32

Список литературы ……....…………………..……………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ на тему Модели налоговых систем в развитых государствах, их характеристика.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

     Одним из принципов, сформулированным еще  А. Смитом, является принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа, каждый из всей совокупности налогов должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для налогоплательщика. Иными словами при формировании налоговой системы и введении любого налога должны быть ликвидированы все формальности, акт уплаты налога должен быть максимально упрощен: уплата налога не получателем дохода, а предприятием, на котором он работает; налоговый платеж приурочивается ко времени получения дохода. С точки зрения этого принципа наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара или оплатой услуги.

     Исходя  из изложенного выше принципа удобства и времени взимания налогов, особую актуальность приобретает принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа должно использоваться все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Кроме того, использование данного принципа важно для стабильности финансов государства, особенно в период обострения кризисной ситуации в экономике, поскольку экономически более обоснованно иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один–два вида поступлений с высокими ставками налогообложения.

     Помимо  налогового механизма, элементами налоговой системы являются: система налогов, пошлин и сборов; система налогового законодательства; система научных знаний в области налогообложения.

     Система налогов, пошлин и сборов – это  совокупность взимаемых в установленном  порядке налогов, сборов, пошлин, иных приравненных к налогам платежей.

     Система налогового законодательства устанавливает  принципы налогообложения, порядок  установления, введения и взимания налогов и сборов, определяет правомочия и ответственность участников налоговых  правоотношений.

     Система научных знаний в области налогообложения представляет собой совокупность теоретических знаний, полученных в результате научных разработок, анализа практики налогообложения, накопленных на определенный период времени.

     Комплекс  принципиальных установок для системы налогообложения разграничиваются на две подсистемы:

  1. всеобщие, или фундаментальные принципы, которые так или иначе используются в податных системах стран мирового сообщества. Они как бы идеализируют налогообложение. Если налоговая система строится строго на основе их использования, то её можно считать оптимальной.

     2)Функциональные, или экономические организационно- правовые, принципы построения налоговой  системы в конкретных условиях  общественно- политического и  социально- экономического развития страны. Это внутринациональные принципы, на основе которых создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.

     Данная  система демонстрирует, какие фундаментальные  принципы налогообложения в полной мере применены в этой стране, какие - лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему правовых отношений налогоплательщиков с государством.

     Налоговая система, построенная функционирующая на основе вышеназванных принципов, способна быть мощным стимулом экономики. Это подтверждает опыт промышленно развитых  
 
 
 
 
 

     2. Классификация налоговых систем. 

     В мировой практике выделяют четыре базисных модели системы налогов в зависимости от ролей различных видов налогов.

     Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных  налогов незначительна.

     Евроконтинентальная модель отличается высокой долей  отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных.

     Латиноамериканская  модель рассчитана на сбор налогов  в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее путно  реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции, поэтому они и составляют основу систему налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги более просты, чем налоги прямые. Они не требуют развитого аппарата налоговых служб и изощренной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше, чем в преуспевающих странах, что также определяет незначительный уровень прямых налогов.

     Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов. 

     2.1. Англосаксонская  модель.

     Одним из представителей  данной модели является Великобритания. Её налоговая система сложилась в прошлом столетии, в нее были внесены существенные изменения в процессе реформы 1973 г. В частности, была снижена ставка личного подоходного налога с 27 до 20%, устранена многоступенчатость деления доходов населения и прогрессивных ставок, применяемых к ним (вместо действовавшей ранее шкалы установлены три ставки подоходного налога в размере 20, 24 и 40%), введено раздельное налогообложение доходов супругов, значительно увеличены личные налоговые ставки и т.д.

     Налоги  Великобритании формируют ее государственный бюджет на 90%. На долю подоходного налога с населения приходятся до 64% поступлений в госбюджет, в то время как на долю налогов с доходов компаний только 19%. Доля поступлений налога с нефтяных компаний возросла в последние годы и составляет 11,5%. На долю гербового сбора приходится не более 2%.

     Британский  парламент обладает законодательной  властью и уполномочен ежегодно вносить поправки в налоговое  законодательство, которое утверждается правительством. Право регулировать вопросы применения налогового законодательства предоставляется специальному органу - тайному совету, министерствам и Управлению внутренних доходов. Полномочия этих органов определены четко парламентом.

     Организация налоговой службы возложена на два  правительственных департамента, подчиненных казначейству: Управление внутренних доходов и Управление пошлин и акцизов. Формально УВД является самостоятельным правительственным учреждением, и главной его функцией является контроль над взиманием налогов с юридических и физических лиц. В ведении УПА находится система косвенного обложения.

     Личный  подоходный налог уплачивают все  граждане, получающие доход. Согласно законодательству, налогоплательщики  подразделяются на резидентов и нерезидентов. Доходы резидентов подлежат обложению независимо от их источников его получения. Нерезидент уплачивает налог лишь с доходов, полученных на территории этой страны.

     Подоходный  налог с физических лиц взимается  не по совокупному доходу, а по частям (шедулам). Таких шедул в налоговом  законодательстве установлено шесть: А, В, С, Д, Е, F. По шедуле А облагаются доходы от собственности на землю, на строения и др.; по В - доходы от лесных массивов; по С - доходы от ценных бумаг, по которым выплачиваются проценты; по Д - облагается также прибыль от торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.; по Е - доходы от заработной платы и пенсий, по F - доходы от дивидендов и т.д.

     Из  подлежащей уплате суммы подоходного  налога вычитаются налоговые льготы, так называемые личные скидки. Не облагаются подоходным налогом пособия, проценты по национальным сертификатам, стипендии и другие выплаты. Подоходный налог начисляется с учетом совокупного годового дохода. Отчет о налоге осуществляется посредством подачи декларации.

     Налог с наследства начинает действовать после 7 лет получения наследства при условии, если даритель в течение этих лет остается живым. Ставка налога устанавливается на уровне 40% от суммы имущества, превышающей 200 тыс.ф.ст.

     Подоходный  налог с компаний (корпоративный  налог) применяется по всем прибылям компаний резидентов, полученных ими в течение всего налогового года. Корпоративный налог взимается после разрешенных вычетов из доходов компании. Ставка налога устанавливается ежегодно бюджетом страны и применяется к доходам за предыдущий финансовый год. Ставки налога приняты в размере 33% и 24% для предприятий малого бизнеса. Компания уплачивает корпоративный налог по единой ставке со всех видов прибылей, но при этом не взимается у источника налога с дивидендов. Облагаемый доход компаний исчисляется путем вычета из валового дохода компании всех разрешенных расходов. Вычету подлежат:

     - текущие расходы (аренда, стоимость  ремонта, потери от валютных  займов в результате изменения  валютного курса, расходы по  модернизации, платежи разного характера, налоговые штрафы и т.д.);

     - компенсационные платежи при  увольнении рабочих, затраты на  техническую и профессиональную  переподготовку кадров, премии и  подарки;

     - расходы на юридическое обслуживание  и оплату услуг по бухучету, транспортные расходы;

     - лицензионные и подобные им  платежи;

     - представительские расходы;

     - расходы на заработную плату  сотрудникам;

     - расходы на электроснабжение, газ,  водоснабжение, освещение, отопление  и т.д.;

     - взносы и пожертвования в благотворительные  фонды,

     - коммерческие и некоммерческие убытки;

     - подоходный налог и другие  виды налогов;

     - просроченные долги.

     Налог на добавленную стоимость входит в компетенцию Управления таможенных пошлин и акцизов Министерства финансов.

     Предприниматели, как правило, ежеквартально заполняют декларацию и переводят налог в Управление. Регистрации в Управлении для уплаты налога подлежат все налогоплательщики.

     В стране действуют три ставки НДС: 0, 8 и 17,5%. Нулевая ставка налога применяется  к 17 группам товаров: продуктам питания; водоснабжению и канализации; книгам и пособиям для слепых; топливу и отоплению; транспортным средствам; международным услугам; одежде и обуви; благотворительности. Ставка в 8% применяется к услугам по коммунальным видам обеспечения. Ставка в 17,5% применяется ко всем иным видам товаров (услуг и работ).

     Освобождается от уплаты налога земля, страхование, почтовые услуги, игорный бизнес, финансы, образование, здравоохранение, ритуальные услуги и  др.

     Гербовые  сборы взимаются при оформлении лицами гражданско-правовых сделок в твердых ценах или в процентах от стоимости услуг. Ставка гербового сбора составляет 1% стоимости собственности, по ценным бумагам - 0,5% цены, уплачиваемой за ценные бумаги.

     Источником  налоговых поступлений являются платежи с недвижимого имущества (земли, жилых домов, магазинов, учреждений, заводов и фабрик). 

     2.2. Евро - континентальная модель.

     Ярким представителе данной модели является Франция.

       Систему налогообложения Франции  условно можно разделить на  три крупных блока:

     - косвенные налоги, включаемые в цену товара, или налоги на потребление;

     - налоги на прибыль или доход;

     - налоги на собственность.

     К косвенным налогам относятся  НДС, акцизы, внутренний налог на нефтепродукты, таможенные пошлины, которые дают около 60% налоговых доходов общего бюджета. Важную роль в системе поступлений играют и прямые налоги, которые дают около 40% доходов общего бюджета. Среди прямых налогов значительную роль играют подоходный налог физических лиц и налог на прибыль акционерных компаний.

     Отличительными  особенностями налоговой системы Франции являются:

     - низкий уровень прямого налогообложения;

Информация о работе Налоговые системы развитых стран