Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:02, контрольная работа
Предмет исследования – совокупность правовых норм, определяющих и регулирующих налоговый контроль, его формы и методы..
Так, целью данной работы является раскрытие самого понятия и содержания налогового контроля и способов его реализации на практике: формы и методы налогового контроля.
Введение
1. Форма налогового контроля
2. Принципы налогового контроля
3. Методы налогового контроля
Заключение
Список исопльзуемой литературы
2) за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа либо воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей (ст.19.4 КоАП РФ). Дол-жностными лицами в рамках административного процесса признаются в данном случае:
а) выполняющие организационно – распорядительные или административно – хозяйственные функции руководители и другие работники организаций;
б) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (примечание к ст.2.4 КоАП РФ).
Должностные лица налоговых органов за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное разглашение сведений составляющих налоговую тайну (ст.183). Исходя из смысла данной статьи, а так же ст.102 НК РФ, субъектами данного вида преступления могут являться как работники налоговых органов, так и привлекаемые к участию в налоговой проверке специалисты и эксперты.
Таким образом, в рамках рассматриваемого принципа устанавливаются отношения ответственной взаимозависимости сторон налоговых правоотношений – государственного органа (должностного лица) и налогоплательщика. Реализация его требований способствует выполнению обозначенной нами ранее двуединой задачи организации эффективного осуществления закрепленных в законодательстве специфических, присущих налоговым органам функций и задач и обеспечения в ходе налоговых проверок приоритета защиты и соблюдения законных прав и интересов граждан и организаций.
Под методами налогового контроля понимаются приемы, способы или средства его осуществления. Методы налогового контроля различаются в зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим.
Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы[7]:
– формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
– юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;
– встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации-контрагента и в других документах и учетных записях;
– экономический анализ.
Фактический же налоговый контроль предусматривает использование таких методов, как учет налогоплательщиков, исследование документов, получение объяснений (допрос свидетелей), осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах физических лиц их доходам, экспертиза и экстраполяция. Последний из названных методов основывается на праве налоговых органов определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (п. 7 ст. 31 НК РФ).
Эффективность налогового контроля зависит от правильного выбора форм, методов, способов (приемов) и видов налогового контроля. Оптимальные же их сочетания, которые позволяют с наименьшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать наилучших результатов при осуществлении налогового контроля, как правило, находят свое закрепление в соответствующих методиках. В совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля.
Таким образом, можно сделать следующий вывод:
Налоговый контроль – один из важнейших и в настоящее время действенный способ предупреждения нарушений законодательства о налогах и сборах. Поэтому и к законодательству, и к осуществлению налогового контроля уделяется достаточно большое внимание: принимаются меры по повышению его эффективности, рассматриваются новые законопроекты для реформирования системы налогового администрирования, улучшения материально-технического и кадрового обеспечения налоговых органов и др.
Все вышеуказанные меры направлены на минимализацию случаев нарушения законодательства о налогах и сборах, которые представляют собой действительную угрозу финансовой стабильности и экономической безопасности государства, провоцируют социальную напряженность и нестабильность в обществе.
Одной из наиболее эффективных форм осуществления налогового контроля являются налоговые проверки, а именно – камеральная и выездная налоговая проверка, которые были рассмотрены в данной работе. Они различаются по месту проведения: камеральная проводится по месту нахождения налогового органа, а выездная на территории (в помещении) налогоплательщика; по основаниям для их проведения (камеральная – на основании декларации, выездная – по решению руководителя налогового органа с учетом результатов, полученных при камеральной налоговой проверки).
Выбирать, какая из вышеперечисленных проверок наиболее эффективна не входило в задачи и цели данной работы, однако, при анализе различных статей, монографий, диссертаций и прочих источников часто авторы говорили о преимуществе выездной налоговой проверки, которая позволяет налоговому органу использовать больше методов контрольной деятельности, соответственно получить больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и наглядно убедиться в действительности дел, проходящих в той или иной проверяемой организации. Так, результативность выездных проверок ежегодно колеблется в районе 95 – 100%. В то же время, есть преимущества и у камеральной налоговой проверки, выраженные в том, что она позволяет с наименьшими затратами времени и усилий налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.
Однако при осуществлении, что камеральной, что выездной налоговой проверки очень важны методы, которые используют в своей деятельности налоговые органы, методы и формы налогового контроля неразрывно связаны друг с другой. Так в процессе проверки может применяться один метод или целый комплекс методов, и очень важно соблюдать правильную последовательность и возможность сочетания данных методов налогового контроля при проведений, к примеру камеральной или выездной налоговой проверки
5
[1] Налоговый контроль: Учебное пособие Под ред. Ю.Ф. Кваши. - М.:Юрист,2011. -436 с.
[2] Мельникова Ю.А Налоговый контроль и налоговые правонарушения в свете Федерального закона N 229-ФЗ //»Налоговая проверка», 2010, N 5
[3] Лапшин О.И. Некоторые проблемы осушествления налогового контроля в Российской Федерации // «Налоги и налогообложение», 2009, N 5
[4] Налоговое право: Учебник / Под ред. Н.А. Изевелевой. - М., 2011.
[5] Журавлева О.О. К вопросу о соотношении понятий «налоговый контроль» и «контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах» //»Журнал российского права», 2009, N 7
[6] Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. Ред. Д.ю.н. проф. Ю.А.
[7] Крохина. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 656 с.;