Налоговый контроль, его сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

По вопросу о сущности и назначении налогов научная мысль породила множество теорий. Однако все они сводятся к трем основным концепциям.
Первая — налог выступает средством оплаты обществом услуг государства. Посредством налогов граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, защите от внутренних правонарушителей, получению правосудия, поддержанию правопорядка и т.п. Здесь налоговые отношения выступают в качестве товарно-денежных отношений, где за плату в виде налогов общество получает товар в виде комплекса государственных услуг.

Содержание

Вступление 3
Налоговая система Российской Федерации 4
Налоговая служба Российской Федерации 10
Контрольная работа с налогоплательщиками 13
Подготовка кадров для налоговой службы 17
Анализ и прогнозирование налоговых поступлений 19
Информационные технологии в работе налоговой инспекции 20
Заключение 21
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

kontrol.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

      Стабилизация  экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производства и инфляции. Налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису. Всё это обусловило необходимость введения ряда изменений, дополнений, поправок в налоговое законодательство. И основы налоговой системы будут теперь определяться Налоговым кодексом РФ. В Указе Президента РФ № 685 от 8 мая 1996 г. "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" направления налоговой реформы представлены следующим образом:

  • построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года всей системы налогов и платежей;
  • сокращение числа налогов путем их укрепления и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений;
  • облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы;
  • расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратных минимальной величине месячной оплаты труда, и таможенных пошлин в ЭКЮ на единицу товара в натуральном измерении;
  • замена акцизов на некоторые виды минерального сырья ресурсными платежами в форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячных платежей по каждому месторождению в натуральных единицах измерения добываемого ресурса (продукта) с пересчетом в рубли по средним экспортным ценам за предыдущий месяц и по курсу, устанавливаемому ЦБ Российской Федерации на дату платежа;
  • консолидация в федеральном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств и нормативного порядка формирования доходной части бюджета;
  • развитие налогового федерализма, в том числе установление минимальных значений долей поступлений доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней;
  • сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;
  • увеличение роли экологических налогов и штрафов.

 

Налоговая служба Российской Федерации

      Успехи  экономической реформы во многом будут зависеть от деятельности Государственной налоговой службы Российской Федерации.

      Государственная налоговая служба была создана в  соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 года № 76 "О Государственной налоговой службе СССР". Её правовой статус был определен Законом СССР от 21 мая 1990 года "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций".

      21 марта 1991 года был принят Закон  РСФСР № 943-1 "О Государственной  налоговой службе РСФСР". Основополагающим  документом для практической деятельности налоговой службы России стал Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года № 340 "О Государственной налоговой службе Российской Федерации", утверждающий Положение о Государственной налоговой службе РФ, гарантии правовой и социальной защиты ее работников, положение о классных чинах ее работниках.

      Государственная налоговая служба Российской Федерации  имеет инспекции по субъектам Федерации и по городам и районам, включая районы в городах. Она является единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, осуществляет свои функции как в отношении федеральных налогов, так и региональных и местных налогов, что вытекает из принципа единства государственной налоговой политики. Госналогслужба служит централизованной и независимой системой контроля за соблюдением налогового законодательства. Независимость понимается, в первую очередь, как независимость от местных органов власти. Последние не могут изменять или отменять решения налоговых органов, давать им оперативные руководящие указания.

      Госналогслужба  имеет вертикальную структуру подчинения и назначения на руководящие должности. Двойное подчинение имеют лишь налоговые  инспекции по республикам в составе России и по городу Москве — ГНС РФ и соответствующему Правительству.

      В систему налоговых органов страны входят также федеральные органы налоговой полиции, функционирующие  на основании Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года № 238-1"О федеральных органах налоговой полиции".

      Два налоговых органа осуществляют тесное взаимодействие между собой. Различие их функций определяется тем, что налоговая полиция входит в систему правоохранительных структур.

      Главная задача Госналогслужбы —контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательном Российской Федерации и республик в ее составе, органами государственной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах в пределах их компетенции.

      Задачи  и функции государственных налоговых  инспекций:

  • обеспечивают полный учет налогоплательщиков, включая иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей в бюджет;
  • обеспечивают правильность применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и республик в ее составе за нарушение обязательств перед бюджетом, административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами, и своевременность взыскания средств по ним;
  • производят осмотр, фиксацию содержания и изъятие у предприятий учреждений и организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения.

      Основанием  для изъятия соответствующих  документов служит письменное мотивированное постановление должностного лица налоговой инспекции;

  • осуществляют работу по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;
  • получают от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм налогов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов;
  • приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
  • осуществляют возврат излишне уплаченных или взысканных налогов и сборов;
  • составляют, анализируют и представляют вышестоящим государственным налоговым органам установленную отчетность, а районным и городским органам казначейства — ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
  • контролируют выполнение хозяйствующими субъектами требований законодательства в отношении наличного денежного обращения и применения контрольно-кассовых машин.

      Выполняя  свои функции, государственные налоговые  инспекции в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, производят проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

      При этом должностные лица инспекций имеют право обследовать любые производственные, торговые и складские помещения, получать от налогоплательщиков и от кредитных учреждений документы, касающиеся хозяйственной деятельности, требовать от предприятий и индивидуальных работодателей, производящих выплаты физическим лицам, представления сведений об этих выплатах и об удержанных с них налогах, требовать от налогоплательщика представления информации о всех открытых счетах в банках и других кредитных учреждениях и о финансово-хозяйственных операциях.

Контрольная работа с налогоплательщиками

      Проверки  могут быть камеральными и документальными. Камеральная проверка практически  производится ежеквартально при  сдаче баланса (для иностранных фирм — ежегодно). Документальная проверка с выходом налоговых инспекторов в организацию осуществляется выборочно с определенной периодичностью.

      В ходе контрольной работы государственные  налоговые инспекции выявляют огромное количество умышленных и неумышленных нарушений налогового законодательства, совершенных налогоплательщиками.

      Типичные  виды налоговых нарушений:

  • нарушения порядка постановки на учет в налоговых органах;
  • уклонение от постановки на учет в налоговых органах;
  • нарушение порядка предоставления налоговым органам сведений, необходимых для ведения учета налогоплательщиков;
  • нарушение порядка представления информации об открытии счета в банке;
  • уклонение от представления информации об открытии счета в банке;
  • нарушение порядка представления налоговой декларации;
  • уклонение от подачи налоговой декларации;
  • нарушение порядка ведения учета объектов налогообложения, а также порядка составления отчетов об экономической деятельности предприятия, организации или предпринимателя;
  • уклонение от ведения учета доходов и иных объектов налогообложения, а также ведение заведомо недостоверного учета;
  • нарушение порядка хранения документов, связанных с налогообложением;
  • действия, направленные на неправомерное уменьшение налогов или сборов — представление налогоплательщиком в налоговую инспекцию документов или сведений, содержащих недостоверную информацию, на основании которых исчисленная сумма налогов (сборов) меньше фактически причитающейся к уплате;
  • действия, направленные на неправомерный зачет либо возврат налога или сбора;
  • воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;
  • отказ от выдачи документов и иных сведений;
  • уклонение от налогообложения, т.е. совершение налогоплательщиком действий, которые заведомо направлены на исключение возможности осуществления в установленном порядке налогового контроля в отношении этого налогоплательщика;
  • нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику, то есть открытие счета без предъявления налогоплательщиком сведений о постановке на учет в налоговом органе, а также открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого юридического или физического лица;
  • нарушение порядка исполнения поручения на перечисление налога или сбора;
  • неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика;
  • неисполнение банком решения налогового органа о взимании налога или сбора;
  • несоблюдение порядка пользования имуществом, на которое наложен арест;
  • непредставление налоговому органу информации о налогоплательщике;
  • отказ от выдачи документов и иных предметов, необходимых для производства по делу о налоговом нарушении;
  • отказ свидетеля от дачи объяснений. Речь идет о неявке либо уклонении от явки без уважительных причин лица, вызываемого для опроса по делу о налоговом нарушении в качестве свидетеля, а также о даче таким лицом заведомо ложных объяснений;
  • отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в производстве по делу о налоговом нарушении или его рассмотрении;
  • незаконное воздействие на налоговый орган с целью повлиять на принимаемое налоговым органом, а равно его должностным лицом решение либо действие.

      Все это типовые, часто встречающиеся  на практике нарушения, пресечение которых позволяет резко увеличить налоговые сборы.

      В нашем обществе еще не осознана опасность  уклонения от уплаты налогов. Общественная опасность этого явления не сводится только к недополучению бюджетом средств и росту дефицита бюджета, уклонение от налогообложения подрывает основы рыночной конкуренции, ставит недоимщика в более выгодное положение по сравнению с добросовестным налогоплательщиком. Кроме того, недоплата налога одним лицом осуществляется за счет других налогоплательщиков: государству приходится увеличивать ставки или прибегать к новым видам налогообложения.

      В ходе проверок выявляются значительные суммы, укрытые от налогообложения. Об их масштабе можно судить, например, по некоторым результатам деятельности Государственной налоговой инспекции по городу Москве.

 

       Поступления налогов с учетом доначислений в г. Москве в 1992-1996 гг. (млрд. руб.)

  1992 1993 1994 1995 1996
Поступило налогов в консолидированный бюджет 417 5001 23779 59342 87011
в том  числе: в федеральный бюджет 231 2366 9781 27021 47327
Удельный  вес Москвы в налоговых поступления в федеральный бюджет, % 9,5 16,8 20,6 18,0 24,4
Кроме того, поступления в федеральный дорожный фонд 202 901 3857 8900
Доначислено налоговой инспекцией в ходе контрольной  работы 13,3 234 1908 6335 13841
Взыскано: млрд. руб. 9,1 151,6 817,7 2729 4242
Взыскано: % 68,7 64,8 42,9 43,1 30,6

Информация о работе Налоговый контроль, его сущность и значение