Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:13, курсовая работа
Цель - изучение налогового механизма, как средства реализации налоговой политики РФ.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы: в прошедшем времени
сформулировать определение «налоговый механизм», опираясь на мнения разных авторов;
раскрыть сущность взаимосвязи налоговой политики и налогового механизма
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Налоговая политика и налоговый механизм……………………..6
1.1 Понятие налоговой политики……………………………………………6
1.2 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма………...13
Глава 2. Налоговый механизм на современном этапе…………………...17
2.1 Формирование налоговой политики в РФ…………………………….17
2.2 Налоговый механизм в современных условиях……………………..22
Заключение…………………………………………………………………..28
Список использованной литературы………………………………………29
Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественный рост экономики. Благодаря комплексному применению принципов построения налоговой системы осуществляется реальное структурное и социальное реформирование экономики. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.
Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя налоговую политику.9 В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.
Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены также социально-экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанностями государства.
Экономические - повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций.
Фискальные - обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций.
Социальные - обеспечение государственной политики регулирования доходов, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.
Международные - выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами.10
Вывод. Налоговая политика как искусство управления налогами покоится одновременно на двух основаниях. Первое - внутренний мотив самосовершенствования налогов исходя из теоретических принципов обложения. Второе - использование налогов как орудия определенной социально-экономической политики. Соответственно и оценка эффективности может не быть однозначной, а характеризоваться набором разнокачественных показателей.
1.2. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма
Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.
Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении.
Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.
Налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Внутреннюю структуру налогового механизма можно выразить схемой, приведенной в приложении.11 Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала: - планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства; - стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления.
Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара т его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.
Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.
В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, поскольку налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения.12 Цель такого регулирования - создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.
Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличие от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виды интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.
В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой.
Вывод. Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства.13
Глава 2. Налоговый механизм на современном этапе
2.1. Формирование налоговой политики в РФ
В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, имеющих четкую налоговую политику, устоявшуюся налоговую систему, более или менее гармоничные взаимоотношения государства с налогоплательщиками, страны с экономикой переходного периода были вынуждены заново создавать многие соответствующие институты, формировать налоговую политику, соответствующую налоговую систему. Процесс этот достаточно длительный, в разных странах проходит неодинаково, однако важно при этом учитывать национальные особенности, специфику переходных процессов, опыт зарубежных стран, создавших работающую налоговую систему. Как справедливо подчеркивает Варех Ю.М: «В налогово-бюджетной политике не может быть «больших скачков», так как, прежде чем начать проводить новую политику, необходимо создать соответствующие институты, что, в свою очередь, потребует значительных усилий и времени».14
В странах с нерыночной экономикой, переход к новым условиям хозяйствования сопровождался кардинальными изменениями сложившихся налоговых систем. Это, то, прежде всего, относится к отмене налога с оборота, отчислений от прибыли, других налоговых изъятий. Ключевым требованием является также создание принципиально новых налоговых ведомств. И, конечно, важная задача -- создание правовой законодательной основы налогообложения.
При осуществлении налоговых преобразований, при переходе от планово-административной экономики к рыночной необходимо учитывать и то, что наблюдается снижение налоговых изъятий через определенное время после ликвидации основных институтов плановой экономики.
Рассмотрим более подробно налоговые преобразования на примере Российской Федерации. Очевидно, что одним из важнейших факторов стабилизации экономики и наметившегося роста является формирование налоговой политики и внедрение ее основных положений в хозяйственную практику. Особо следует отметить процесс либерализации налоговой системы, начавшийся в начале 90-х гг. прошлого столетия.
К этому периоду стало очевидно, что необходимы радикальные преобразования в хозяйственной жизни. Основные факторы, подталкивающие ускорение экономических преобразований - нарастающий дефицит государственного бюджета, утрата контроля государства над предприятиями, общая несбалансированность экономики.
Радикальные преобразования в экономике были невозможны без формирования и отладки налоговой системы.15 Важно подчеркнуть, что новейшая история становления российской налоговой системы с начала 90-х гг. полна драматизма, так как многие налоговые проблемы решались методом проб и ошибок, без учета исторического опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежного опыта, без учета конкретной экономической ситуации. Немаловажно отметить и то, что при принятии чисто экономических решений нередко превалировали политические эмоции.
Следует подчеркнуть, что новая налоговая система рождалась в жестких дискуссиях по основополагающим методологическим принципам. Отметим только важнейшие из них. Прежде всего серьезные разногласия возникли при налогообложении доходов предприятий. Напомним, что часть экономистов ратовала за налогообложение доходов предприятий, другая - за налогообложение прибыли.
Очевидно, что ошибочной была попытка формирования налоговой системы на основе дохода предприятий. Именно прибыль, в определенной степени характеризующая эффективность производства, отвечает условиям рыночной экономики. Соответственно правомерным был переход к налогообложению прибыли. Опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой также свидетельствует о преимуществах подобного подхода.
Помимо определения объекта налогообложения немаловажное значение имеет обоснование методики расчета прибыли для целей налогообложения. В результате длительных дискуссий поэтапно российская практика приблизилась к зарубежным стандартам, не смотря на то, что и после принятия Налогового кодекса РФ остались еще нерешенные проблемы.
Следующая немаловажная проблема - определение нормы изъятия от прибыли в бюджет. Как известно, одним из главных пороков планово-административной системы управления была чрезмерная централизация финансовых средств на уровне государственного бюджета. Правомерно в начале налоговых преобразований была поставлена задача повышения доли средств, оставляемых в распоряжении предприятий. Однако, как и в любом деле, при обосновании налоговых ставок на прибыль необходимо определение «золотой середины», которая бы не подрывала доходной части государства и стимулы предприятий.
Остроту проблем обоснования ставок миноги ни прибыль отражают дискуссии более чем десятилетней ней давности. Первоначальный проект закона о налогообложении в бывшем СССР в 1990 г. предполагал, что общая сумма налогообложения прибыли предприятия может достигать 60%. В ходе обсуждения эта цифра была уменьшена до 55%. Принятый сессией Верховного Совета закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций» утвердил налоговую ставку в размере 45%, при этом предполагалось перечисление 23% в федеральный бюджет, 22% - в местные.
С 2011 г. предусматривалась прогрессивная шкала ставки налога на прибыль исходя из уровня рентабельности. При превышении нормативного уровня рентабельности ставки налога на прибыль возрастали весьма значительно. Например, при превышении установленного норматива свыше 10 процентных пунктов ставка налога возрастала до 90%.16 Естественно, подобная схема могла иметь право на существование лишь при централизованном ценообразовании. В условиях либерализации цен правомерно с 2011 г. ставка налога была установлена единой на уровне 32%. Особенностью методологических принципов исчисления прибыли для целей налогообложения того периода была жесткая попытка нормирования расходов, учитываемых в себестоимости. Предприятия не могли включить в состав затрат многие виды расходов как текущего, так и капитального характера. Это приводило к налогообложению не только прибыли, но и части затрат предприятий. С учетом сохранения устаревших норм амортизации, ограничений на осуществление ускоренной амортизации, ускоренного роста цен в условиях их либерализации налоговый режим для многих предприятий оказался чрезвычайно жестким, что привело к нарастанию количества убыточных предприятий, резкому сокращению инвестиций.