Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:07, контрольная работа
ИЗ ИСТОРИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Финансовая система на Руси начала складываться с конца IХ в., с момента объединения Древнерусского государства.
Основным источником доходов княжеской казны была дань и сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. Косвенные налоги существовали в виде различных
Финансовая система на Руси начала складываться с конца IХ в., с момента объединения Древнерусского государства.
Основным источником доходов княжеской казны была дань и сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. Косвенные налоги существовали в виде различных торговых и судебных пошлин. Пошлина" мыт "взималась за провоз товаров через городские заставы," гостиная "- за право иметь склады," вес "и" мера "- за взвешивание товаров," вира "представляла собой штраф за убийство," продажа "-штраф за прочие преступления.
В годы татаро - монгольского ига основным налогом был" выход "- дань, которую русские князья платили Золотой Орде. Кроме этого, существовали такие повинности, как" ям "- обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам и содержание посла Орды вместе с многочисленной свитой. Эти поборы лишали Русское государство возможности пополнять казну за счет прямых налогов, и главным источником внутренних доходов стали пошлины.
В 1480 г. Иван III прекратил уплату" выхода "и фактически заново начал создавать финансовую систему Руси. Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Кроме того, существовали налоги ямские, пищальные (они шли на производство пушек), сборы на городовое и засечное дело и строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства.
РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ
На Руси о первых налогах, распределявшихся на регулярной основе, упоминается в летописях. В Лаврентьевской летописи указано: "В лето 6367 имаху дань Варяги из заморья на Чюди и на Словенах, на Мери и на Всех Кривичах; а Козари имаху на Полянах, и на Северах и на Вятичах, и маху по белей Веверице от дыма".
Княгиня Ольга в X в.
в завоеванной земле уже
Собирание налогов князями по большой части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам.
Первый способ сбора дани назывался повозом, второй - полюдьем. Полюдье выступало как административно-финансовая поездка князя по подвластным племенам. Уплачивали дань натурой, чаще всего мехами, медом, кунами. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя. Налоги в виде податей поступали в казну князя главным образом от землевладельцев, собственников земли. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. В зависимости от потребностей князя. В первую очередь обратить внимание следует не на предметы, которыми население облагалось в виде дани, а на единицы обложения. Это есть дым, или дом, рало, плуг... Все эти термины в сущности обозначают одну и ту же единицу обложения, в основе которой лежит сельское хозяйство. Основой ее является земля.
Таким образом, главным источником для уплаты налогов и сборов в древние и средние века была земля. Все основные тяжести в виде различных сборов и повинностей ложились на землю. В это время земледелие составляет главнейшее занятие большей части населения и распространяется повсюду, а вследствие этого поземельная собственность делается главным мерилом взимания податей, вся тягость налогов была носима крестьянами и городскими жителями. Все подати были двоякого рода, окладные или определенные количеством, и неокладные (дар, даровые сборы). Следует отметит, что первоначально налоги обладали следующими особенностями: устанавливались по случаю войн или походов, а также добровольно приносимые населением, в основном завоеванным. Налоги упоминаются под разными названиями, как то: дань (общее названия всех сборов), оброк, урок. Определенного различия между денежными и натуральными продуктами уплачиваемые населением не имелось, собирались непосредственно князем или его чиновниками, или же привозились самым населением.
Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения связанные со сборами и повинностями появляется в Русской Правде. В статьях 42-43 краткой редакции Русской правды и статьях 96-97 Просторной редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм, городовые и мостовые деньги. Корм, т.е. поставка пищевого довольствия, является одним из древнейших видов повинностей. О нем говорят уже в Русской Правде в ее древнейшей редакции. Она определяет корм чиновнику, ездившему по волостям для суда, и его лошадям. Русская правда уже переводит корм на деньги. В истории законодательного регулирования податной системы не остался бесследным период нахождения Руси под господством Золотой Орды. В ханских ярлыках 2-ой пол. XIII в. - сер. XIV в. упоминаются такие повинности русского населения в пользу Орды, как дань, запрос, дары, почестие, ямы, тамга, пошлины вообще. Часть из них выплачивалась, по-видимому, в деньгах, часть представляла натуральные поборы.
Первоначально сбором податей занимались сами татары через своих фискальных чиновников Баскаков. Затем функции по сбору и контролю за исполнением повинностей были переданы князьям, которым передавался Ханский Ярлык. С XIII в. в податной системе Руси большое развитие получила посошная подать.
2. Налогообложение в допетровскую эпоху (IX—XVII вв.). В Древнерусском государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань — прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега (? — 912). При этом древнерусские летописи именуют «данью» военную контрибуцию.
По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен. При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала XX в. дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами — «по шлягу от рала» (под ралом понималась единица обложения — плуг или соха, а шляг — арабские монеты, платежное средство того времени на Руси).
Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» — система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI—XII вв. и первой половине XIII в.
Во времена Золотой Орды (1243—1480) появились различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно монгольскому хану; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др. В XIII в. дань взималась в пользу ханов Золотой Орды ( выход ордынский), платили ее русские князья начиная с Ярослава Всеволодовича (1191 — 1246, в 1236—1238 гг. княжил в Киеве, с 1238 г. — великий князь Владимирский) более 200 лет. В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель). Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.
В XIV—XV вв. помимо ордынской дани со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну — в виде натуральных сборов. При Иоанне III (1440—1505, великий князь Московский с 1462 г.) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском, но эти средства шли на содержание татарских царевичей, живших в России. Кроме того, Иоанн III закрепил исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво — медовая дань. В XV—XVI вв. существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков — яеуся.
К XIV в. в московском государстве сложилась система кормлений — предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю (князю). Кормленщик получал доходный список, «как ему корм и всякия пошлины сбирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени — сбору урожая.
С конца X в. взималась
дорожная пошлина (сначала в пользу
Золотой Орды, затем — князей
и монастырей). Взималась в виде
мыта (на перевозимые товары), годовщины
(с торговых людей), мостовщины и перевоза
(на людей и товары). Многочисленные дорожные
пошлины были отменены только в 1654 г., а
мостовщина и перевоз — в 1753 г.
В феодальный период (XIII—XIV вв.), кроме указанных видов налогообложения, появились судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая — за право устраивать рынки. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, пошлина «продажа» — за другие преступления. К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани — прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей
1.1. Налоги
в Древнерусском государстве
Финансовая система Руси начала складываться с конца IX в. в период объединения Древнерусского государства. Первые русские князья сумели объединить славянские и неславянские племена на обширных пространствах Восточной Европы. Им приходилось вести упорную борьбу с воинственными соседями. Предпринимались походы в богатую Византию. Все это сопровождалось захватом добычи, взиманием дани с покоренных и побежденных племен. Значительная часть добра князь отдавал княжеским дружинникам, составлявшим основу тогдашнего профессионального войска. Таким образом, древние дани, используемые киевскими князьями для содержания своей дружины, являлись ничем иным, как первыми в истории России налогами[1].
Первоначально дань взималась только с покоренных племен и зависимых народов. В дальнейшем она становиться основным источником доходов княжеской казны.
Сбор дани первыми киевскими князьями далеко не сразу приобрел регулярный упорядоченный характер. «Арабские источники IX в. рассказывают, что утвердившиеся в Киеве князья с дружиной время от времени вторгались на территорию соседних славянских племен с целью насильственного взимания всякого рода поборов»[2].
В дальнейшем сбор дани стал все более систематическим и регулярно осуществлялся, как правило, самими князьями, которые с дружинниками периодически объезжали владения, или по их поручению это делали специально на то уполномоченными люди – данники. Такой способ взимания дани назывался «полюдьем». Но был и другой способ сбора дани «повозом», когда население само привозило дань в специально установленные места.
945
год - первый известный по
Дань как прямая подать существовала еще на протяжении XI - XIIв.в. и первой половины XIII в.
По мере упрочения государства и развития его аппарата выезды самих князей постепенно прекращались и сбор дани переходит к уполномоченным князя именуемым емцами и верниками.
Примитивные налоговые правоотношения Древнерусского государства не получили какого - либо законодательного оформления. Так, в первом своде законов - Русской Правде практически не содержится норм, регулирующих финансовые отношения в современном их понимании.
Относительно